Новости раздела

Рынок грузоперевозок: нефтепроводы как главный транспорт Татарстана

По объему грузоперевозок Татарстан занимает лишь 4-е место в ПФО, но по грузообороту — лидер. К такому выводу пришла аналитическая служба «Реального времени», изучив рынок грузовых перевозок республики. Как выяснилось, после гибели «Булгарии» в Татарстане сразу и резко просели объемы речных грузоперевозок, но одновременно вырос речной грузооборот.

«Булгария» и отрицательная динамика речных грузоперевозок в Татарстане

К сожалению, данных по 2014 году у Татарстанстата нет, и нам приходится оперировать показателями 2009-2013 годов. Но даже судя по ним, все равно можно представить какие-то общие очертания рынка грузоперевозок. Так, обращают на себя внимание катастрофические показатели по внутренним водным перевозкам, причем рухнули эти показатели на следующий год после известного события (крушения «Булгарии»). Если в 2011 году объем грузоперевозок внутриводным транспортом в Татарстане составил 18,2 млн тонн, показав рост к предыдущему году более чем в 2 раза — то в 2012 году он упал на 31,88% и составил всего 13,8 млн тонн (вследствие, видимо, ужесточения госрегулирования в этой отрасли), а к 2013 году рухнул еще на 22,46%, и объем грузоперевозок внутриводным транспортом составил уже всего 10,7 млн.

Главный транспорт РФ — автомобили, главный транспорт РТ — нефтепроводы

По остальным видам транспорта темпы также неутешительные. Так, железнодорожный рос в продолжении почти 5 лет с 2009 года, достигнув к 2012 году цифры в 16,3 млн тонн (плюс 31,9% к 2012 году), однако в следующем году объем упал на 3,68% до 15,7 млн тонн. Ситуация с автомобильными перевозками повторяет картину с железными дорогами: рост до 2011 года (111,9 млн тонн) и затем падение (в 2012-м — 105,9 млн тонн, в 2013-м — 104,6 млн тонн). Единственный вид транспорта, чувствующий себя в РТ более-менее стабильно — по понятным «нефтяным» причинам — это трубопроводы. Однако и они не демонстрировали в последние годы позитивной динамики: разве что рост на какие-то доли процента. Объем грузоперевозок с 2009 по 2013 годы по нефтепроводам в итоге почти не изменился: как составлял примерно 29,5-29,6 млн тонн в 2009 году, так и составляет по итогам 2013 года. Высокие показатели трубопроводов объясняются в РТ, конечно, сырьевым характером татарстанского экспорта.

Объем грузоперевозок в Татарстане по видам транспорта, млн тонн

2009

2010

в % к предыдущему

2011

% к предыдущему

2012

в % к предыдущему

2013

в % к предыдущему

Транспорт — всего

146,1

142,2

-2,67

171

20,25

165,4

-3,39

160,5

-2,96

в том числе:

железнодорожный

9,4

10

6,38

11,1

11,00

16,3

31,90

15,7

-3,68

трубопроводный (нефтепроводы)

29,6

29

-2,03

29,2

0,69

29,4

0,68

29,5

0,34

внутренний водный

7,5

8,7

16,00

18,2

109,20

13,8

-31,88

10,7

-22,46

автомобильный

99,6

94,5

-5,12

111,9

18,41

105,9

-5,67

104,6

-1,23

в том числе транспортом общего пользования

27,2

21,8

-19,85

23,2

6,42

24,9

6,83

23,7

-4,82

Тем не менее грузооборот автотранспорта в Татарстане медленно, но растет

Данные по грузообороту позволяют делать какие-то выводы по воздушному транспорту в РТ (в таблице Татарстанстата по грузоперевозкам «самолетов» нет). И они, если им верить, впечатляющие. Только в 2012 году грузооборот воздушного транспорта продемонстрировал темпы, близкие к нулевым, и до и после — он рос. В 2010 году — на 27,5% (до 171,5 млн тонн км), в 2011 на 14,8% (до 196,9 млн тонн км), в 2013 — сразу на 23,7% (до 251,2 млн тонн км). Впрочем, общая доля на рынке грузоперевозок у воздушного транспорта в Татарстане также невелика, как и в целом по России: по итогам 2013 года она составила 0,13%. Недостижимыми, и не только для воздушного вида транспорта, но и для всех остальных (в т.ч. автомобильного) являются цифры грузооборота трубопроводов: 145,8 млрд тонно-километров. Что в Татарстане объясняется, наверняка, и протяженностью путей, что учитывается при расчете грузооборота. Для сравнения по железнодорожному транспорту грузооборот в РТ составляет 29,8 млрд, автомобильному — 6,4. Однако, если по объему грузоперевозок динамика по автомобильному транспорту нестабильна и год за годом демонстрирует скачки (а с 2011 по 2013 год просто падает), то по грузообороту она медленно, но растет: с 2009 по 2013 год грузооборот здесь вырос с 4,9 млрд тонно-километров до 6,4 млрд. В отличие от железнодорожного транспорта, где показатели падают, как по объему грузоперевозок, так и по грузообороту (правда, падение началось не в 2011, а в 2012 году).

«Относительность» цифр по грузообороту речного транспорта РТ

Впрочем, данные по грузообороту в Татарстане как воздушного транспорта, так внутриводного (последний после краха «Булгарии» взлетел с 1,26 млрд тонно-километров до 4 млрд), вряд ли могут радовать специалистов. Так, например, эксперты того же рынка воздушного транспорта полагают, что «российский рынок пока идет против мировых тенденций в силу доминирования на нем одного грузового перевозчика, тогда как у подавляющего числа остальных авиакомпаний наблюдается «общемировая» тенденция к снижению грузооборота». Соответственно, можно предположить, что в силу уменьшения числа судов на Волге и Каме после ужесточения госрегулирования (да и общей изношенности судов — газета «Реальное время» уже писала о положении этого рынка применительно к сфере туризма) грузооборот на оставшихся может показывать и не такие фокусы.

Грузооборот в Татарстане по видам транспорта, млн тонно-километров

2009

2010

в % к предыдущему

2011

в % к предыдущему

2012

в % к предыдущему

2013

в % к предыдущему

Транспорт — всего

190247,5

189966,6

-0,145

191716,9

0,92

195077

0,02

186494,6

-4,4

в том числе:

железнодорожный

26020,7

29150,7

12,03

30726,5

5,4

31965,4

0,04

29891

-6,49

трубопроводный (нефтепроводы)

157140,5

153633,5

-2,23

152972

-0,43

152710,8

-0,001

145893,4

-4,46

внутренний водный

1989,9

1260,8

-36,64

1572

24,68

3885,6

1,47

4059,3

4,47

автомобильный

4961,9

5750,1

15,89

6249,5

8,69

6312,1

0,01

6399,7

1,39

в том числе транспортом общего пользования

2184,4

2416,8

10,649

2983,6

23,45

2902

-0,03

3128,8

7,81

воздушный

134,5

171,5

27,51

196,9

14,81

203,1

0,03

251,2

23,68

По объему грузоперевозок автомобилями РТ — в четверке, по грузообороту — в лидерах. Почему?

Если взглянуть на ситуацию с автотранспортными перевозками в ПФО по итогам 2014 года (в отличие от Татарстанстата у Росстата данные по РТ за прошлый год имеются), то окажется, что по их объему Татарстан не в тройке лидеров, занимает лишь четвертое место: 43,6 млн тонн (с ростом 2,37% к предыдущему году). Лучше всего обстоят дела в Самарской области — 75,3 млн тонн, Марий Эл — 63 млн тонн и Пензенской области — 50 млн тонн. Однако, за исключением Марий Эл, по Самаре и Пензе динамика отрицательная: регионы просели на 13,28% и 19,48% соответственно. Татарстан же, продемонстрировав те же отрицательные темпы в 2012 и 2013 годах, в прошлом году чуть-чуть подрос. Впрочем, в любом случае доля РТ даже в совокупном объеме автотранспортных грузоперевозок ПФО невелика и составляет лишь 10,9% (у Самары, Марий Эл и Пензы — 18,8%, 15,8% и 12,5% соответственно), а в разрезе общероссийских показателей и вообще незначительна: 0,8%. Доля же всего ПФО в российском объеме грузоперевозок составляет чуть более 7%. Надо, однако, иметь в виду, что доля всей РФ включает оценку деятельности субъектов малого предпринимательства; по субъектам РФ данные — без оценки деятельности малых и микропредприятий.

Объем автомобильных грузоперевозок в России и регионах Приволжского федерального округа, млн тонн

2012 в % к предыдущему году 2013 в % к предыдущему году 2014 в % к предыдущему году
Российская Федерация 5841,6 3,2 5635,3 -3,5 5416,7 -3,88
Приволжский федеральный округ 432 5,9 420,2 -2,7 399 -5,04
Самарская область 88,1 -1,1 86,8 -1,5 75,3 -13,28
Республика Марий Эл 62,2 22,3 62,3 0,1 63 1,15
Пензенская область 68,7 33,3 61,9 -9,9 49,9 -19,48
Республика Татарстан (Татарстан) 49 -7,2 42,6 -13,2 43,6 2,37
Ульяновская область 27,1 -9,6 29,4 8,3 31,8 8,45
Кировская область 25 15,7 28,6 14,5 24,7 -13,84
Республика Башкортостан 19,4 1,6 20,2 3,9 22,9 13,68
Удмуртская Республика 19 -4,5 17,7 -6,7 16,3 -8
Оренбургская область 16 -16 14 -12,7 14,7 5,64
Пермский край 15,9 6,2 14,5 -8,8 14,1 -2,66
Саратовская область 14,1 -4,2 12,3 -12,6 13 6,02
Республика Мордовия 11 6,6 13,7 24,1 13 -5,23
Чувашская Республика — Чувашия 9,1 15,5 9,5 4,3 8,8 -7,15
Нижегородская область 7,5 19 6,9 -7,2 8 15,45

По картине грузооборота ситуация в случае с Татарстаном получше: он лидер по грузообороту — 5,1 млрд тонно-километров (с падением к 2013 году на 4,91%), причем с большим отрывом: показатели Самары и Башкортостана соответственно 3,9 и 3,4 млрд тонно-километров. Чтобы примерно представлять, о чем это говорит, надо знать, что тонно-километр показывает груз массой в одну тонну, который перевозится на расстояние один километр. Чтобы посчитать показатель тонно-километра, необходимо перемножить вес груза на пробег автомобиля, доставляющего товар. (К примеру, грузовой автомобиль перевез 5 тонн груза на расстояние 300 километров: показатель равен 1500 тонно-километров). При этом на показатель грузооборота влияние оказывает и тип дорог, по которым перевозится груз. Учитывая, что сегодня в России три типа дорог: с односторонним движением и твердым покрытием; с твердым покрытием и двухсторонним движением; и грунтовые дороги — скорость перевозки грузов по дорогам 1-го типа будет намного выше скорости перемещения по грунтовым. Разницу между показателями объема грузоперевозок и грузооборота по автотранспорту в Татарстане можно показать на самом деле примерно также, как эксперты объясняют разрыв между объемом и грузооборотом морского транспорта в целом по стране (см. предыдущий наш материал) — только там загрузка растет, а грузооборот падает, следовательно, сократились расстояния перевозок. В Татарстане ситуация обратная, что можно объяснить относительно неплохим качеством основных транспортных магистралей, но и увеличивающимися расстояниями, на которые груз отправляют автотранспортными средствами. Та же Марий Эл, занимающая второе место по объему грузоперевозок, имеет относительно ничтожный грузооборот в 674 млн тонно-километров, замыкая рейтинг ПФО.

Грузооборот автомобильных грузоперевозок в регионах Приволжского федерального округа, млн тонно-километров

2012 в % к предыдущему году 2013 в % к предыдущему году 2014 в % к предыдущему году
Российская Федерация 248862 11,69 250054 0,48 246925 -1,25
Приволжский федеральный округ 33933 10,1 32019 -5,64 31242 -2,43
Республика Татарстан (Татарстан) 5301 2,78 5361 1,13 5098 -4,91
Самарская область 5392 -6,93 3939 -26,95 3912 -0,69
Республика Башкортостан 3431 19,32 3609 5,19 3443 -4,60
Пермский край 3273 8,81 3073 -6,11 2857 -7,03
Нижегородская область 2430 -3,98 2547 4,81 2398 -5,85
Саратовская область 2344 8,23 2203 -6,02 2146 -2,59
Ульяновская область 2138 4,08 2126 -0,56 2133 0,33
Пензенская область 1387 25,04 1685 21,49 1806 7,18
Удмуртская Республика 1094 44,02 1706 55,94 1764 3,40
Оренбургская область 1358 3,97 1184 -12,81 1376 16,22
Кировская область 1742 7,17 1408 -19,17 1374 -2,41
Республика Мордовия 2353 91,07 1667 -29,15 1357 -18,60
Чувашская Республика — Чувашия 902 33,69 857 -4,99 906 5,72
Республика Марий Эл 787 49,51 651 -17,28 674 3,53

Прогноз по 2015 году для автомобильных перевозчиков неоптимистический

Впрочем, уже известны данные по 3 кварталу 2015 года, во всяком случае по РТ (данные Татарстанстата без учета малых предприятий автомобильного транспорта и оценки объемов работы, выполненной предпринимателями, занимающимися коммерческими грузоперевозкам), — это 2,4 млрд тонно-километров, а это лишь 38,1% от общего грузооборота за 2014 год. Можно, конечно, предположить, что малые предприятия доберут оставшееся, когда их посчитают, однако в отрасли в целом по стране уже озвучиваются пессимистические оценки по автомобильным грузоперевозкам в этом году. Снижение грузооборота в первом квартале уже составило 6,5%, а по прогнозам МЭР РФ к концу 2015 года падение составит 3,7%. Объясняется это тем, что треть затрат перевозок автомобильным транспортом –это статьи, привязанные к валюте (в начале года там произошел двукратный рост по понятным причинам), и стоимость перевозок выросла на треть. Рост тарифов и конкуренции при одновременном падении грузооборота может довольно сильно ударить по картине с перевозками этим видом транспорта в Татарстане.

По объему грузоперевозок железнодорожным транспортом Татарстан не то, что не в лидерах, а и вовсе занимает 8 место в рейтинге ПФО с показателем в 6,2 млн тонн и почти нулевой динамикой роста. Для сравнения, объем Ульяновска — 42 млн, Саратовской области — 36,5 млн, Нижегородской — 31,5 млн. Показательно, что если почти по всем регионам ПФО в автомобильном виде грузоперевозок произошел спад относительно 2013 года, то по железным дорогам ситуация все же стабильная.

Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом общего пользования в РФ и по регионам ПФО, тыс. тонн

2012 в % к предыдущему году 2013 в % к предыдущему году 2014 в % к предыдущему году
Российская Федерация 1421127 3,00 1381236 -2,81 1375439 -0,42
Приволжский федеральный округ 199939 3,00 192823 -3,56 200602 4,03
Ульяновская область 38871 -3,00 38976 0,27 42173 8,20
Саратовская область 37653 7,00 35202 -6,51 36588 3,94
Нижегородская область 30531 4,00 30121 -1,34 31465 4,46
Республика Башкортостан 23026 -1,00 23678 2,83 23942 1,11
Самарская область 16944 -9,00 16586 -2,11 17008 2,54
Удмуртская Республика 16329 28,00 15691 -3,91 15717 0,17
Чувашская Республика — Чувашия 14632 5,00 13683 -6,49 14485 5,86
Республика Татарстан (Татарстан) 6682 -5,00 6262 -6,29 6274 0,19
Кировская область 4063 8,00 3641 -10,39 3491 -4,12
Пензенская область 3346 7,00 3209 -4,09 2964 -7,63
Республика Марий Эл 4012 -7,00 2907 -27,54 2746 -5,54
Пермский край 1300 11,00 1323 1,77 1826 38,02
Республика Мордовия 1599 -1,00 673 -57,91 1114 65,53
Оренбургская область 951 -4,00 871 -8,41 809 -7,12

Обобщенных данных по воздушным перевозкам в ПФО в разрезе регионов нет, зато есть данные Единой межведомственной информационно-статистической системы, согласно которым Татарстан занимает третье место по… объему перевезенной на воздушном транспорте почты в 2014 году: 61,6 тонны. При этом показатель даже вырос по сравнению с 2013 годом аж на 42%.

Перевезено почты воздушным транспортом всего, тонн
2013 2014
Пермский край 104,3 97,8
Республика Башкортостан 84,6 89,2
Республика Татарстан 43,4 61,6
Удмуртская республика 47,3 41,2
Оренбургская область 16,9 33,1
Самарская область 32,7 32,5
Саратовская область 24 8,5
Чувашская республика 2,4 3,5
Ульяновская область 0,2 0,2
Кировская область 0 0
Нижегородская область 0 0
Пензенская область 0 0
Республика Марий Эл 0 0
Республика Мордовия 0 0

Часть 1. Рынок грузоперевозок: точка роста повисла в воздухе

Сергей Афанасьев, Фаиль Гатаулин, Евгений Храмов
Аналитика
комментарии 10

комментарии

  • Анонимно 24 ноя
    рост тарифов сильно ударит, да. а вот конкуренция растет не особо активно
    Ответить
    Анонимно 24 ноя
    тарифы сильно поднимать не будут, потому что Платону не жить, снимут систему
    Ответить
  • Анонимно 24 ноя
    Необычный главный транспорт
    Ответить
  • Анонимно 24 ноя
    как и ожидалось, ж/д перевозки процветают на фоне других
    Ответить
  • Анонимно 24 ноя
    не такая уж и плохая картина в целом у нас
    Ответить
  • Анонимно 24 ноя
    благодаря многолетнему развалу РЖД Якуниным, перевозить грузы на автотранспорте стало выгоднее. Тарифы на железных дорогах были драконовскими, а властям не было до того никакого дела. Поэтому и спад идет по жд. А теперь чтобы народ приучить к тому чтобы грузоперевозки осуществляли на жд - ввели тариф для дальнобоев. цель ввода оплаты для грузовиков -- повышение цен на автоперевозки до уровня, когда на железных дорогах транспортировать грузы станет выгоднее.
    Ответить
    Анонимно 24 ноя
    это очевидно
    Ответить
  • Анонимно 24 ноя
    а что значит транспорт общего пользования?
    Ответить
    Анонимно 24 ноя
    ТРАНСПОРТ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ - совокупность отраслей сферы материального производства, обеспечивающих потребности отраслей народного хозяйства и населения в продукции транспорта, перевозках грузов, багажа. почты и пассажиров.
    Ответить
  • Анонимно 24 ноя
    Самые интересные цифры будут в сравнении 2014 и 2015 годов
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров

Фондовый рынок
  • Татнефть689.6
  • Нижнекамскнефтехим105.75
  • Казаньоргсинтез103.6
  • КАМАЗ183.4
  • Нижнекамскшина77.2
  • Таттелеком1.027