Новости раздела

Игорь Насенков, КРЭТ: «За военной продукцией в очереди стоят зарубежные заказчики, но продавать им мы пока не можем»

КРЭТ продолжает закупать импортное оборудование, но частично переориентировался на страны Юго-Восточной Азии

Первый заместитель генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» Игорь Насенков в рамках презентации новых разработок Казанского оптико-механического завода рассказал журналистам об участии татарстанцев в проекте «солдата будущего», объяснил пользу санкций и опасность заградительных ставок российских банков. Во встрече участвовала и задавала вопросы от нашего издания корреспондент «Реального времени».

«Порубщик» армии в помощь

— Игорь Георгиевич, в чем особенность представленных КРЭТом вертолетов «Рычаг-АВ»?

— Это серьезнейшая, новейшая техника, разработанная концерном радиоэлектронных технологий несколько лет назад. С виду это ничем не примечательный вертолет, но функционал его в том, что он защищает группы фронтовых самолетов, армейской авиации от средств воздушного нападения и ПВО противника. Также «Рычаг-АВ» может защищать наземную технику от средств поражения противника, делая это на расстоянии от 100 км и больше. При этом может одновременно подавлять несколько целей — точное число мы называть не можем. Сейчас мы как раз ведем поставки на вооружение — это современнейшие образцы, которые, безусловно, востребованы российской армией. Кстати, в очереди стоят и зарубежные заказчики, но мы им продавать пока не можем.

— Известно, что средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) могут базироваться не только на вертолетах Ми-8, но и на другой военной технике. Какие ее виды смогут принять эти комплексы на свой борт?

— Под другими носителями подразумеваются самолеты. Есть у нас такое средство радиоэлектронной борьбы, как «Порубщик». Мы его уже устанавливаем на самолеты Ил. Отмечу, что КРЭТ недавно участвовал в эскизном проекте, который был успешно завершен, и по его результатам был выбран самолет-носитель Ту-214. Именно его предприятия концерна будут начинять сложнейшей радиоэлектронной техникой для выполнения аналогичных задач.

— И когда намечаются поставки таких самолетов в вооруженные силы страны?

— Опытно-конструкторские работы у нас должны завершиться в 2018 году, а затем —начаться серийная поставка таких самолетов.

Разведал, передал и забыл

— Какие еще проекты помимо «Рычага-АВ» разрабатывает и внедряет Казанский оптико-механический завод по заказу концерна? (вопрос «Реального времени»)

— Это новейшая разработка под названием «Ртуть», серийное производство которой было освоено в 2011 году. Это тоже многофункциональный комплекс, который подавляет средства связи противника при боевых действиях. Что самое интересное, он защищает от снарядов с радиовзрывателем сухопутную технику и живую силу в радиусе нескольких километров. Условно говоря, если из «Града» поливают нашу технику, наших солдат, то при присутствии рядом такого комплекса радиоэлектронной борьбы, он взрывает эти снаряды на безопасном для техники и людей расстоянии: на высоте 150 метров и выше. Тогда как обычно снаряды подрываются на высоте от 2 до 5 метров, чтоб охватить максимальную зону поражения.

— Над чем еще работает КРЭТ? (вопрос «Реального времени»)

— При участии КОМЗа мы ведем производство новейшего серийного комплекса «Москва». Его поставка в войска также прошла недавно. Этот комплекс позволяет вести радиоэлектронную разведку в пассивном режиме, т. е. он разведывает, а средства радиоэлектронной разведки противника не могут его заметить. После того как он разведал, комплекс передает добытую информацию на пункт управления средствам ПВО, которые затем отрабатывают уже свои задачи.

— Известно еще об одном проекте «Ратник». В чем его особенность? (вопрос «Реального времени»)

— Этот проект не сфера компетенции КРЭТ, но все же там есть место и нашим разработкам. Это система опознавания на поле боя, когда стрелок может различать цель по принципу «свой» или «чужой». И естественно, по своим он стрелять уже не может, только по цели противника.

— Какое место отводится средствам радиоэлектронной борьбы в современных войнах?

— Сразу скажу, задач перед ними несколько. Во-первых, не дать себя обнаружить. Второе — не дать передать информацию о себе. В-третьих, не дать себя доразведать. Четвертая задача — «ослепить» средства электронного наведения противника. В принципе, это залог успеха при тех боевых конфликтах, которые сегодня существуют. Потому что это его начало, а не тогда, когда стороны уже соприкоснулись в реальных боевых действиях. Благодаря действию средств РЭБ, мы можем упредить, уйти и подавить средства противника и, где необходимо, передать необходимые координаты, для того чтобы нанести им соответствующее поражение.

Гособоронзаказ вырос вдвое

— Сейчас в стране непростая экономическая обстановка. Как на предприятиях концерна отражаются все эти макроэкономические проблемы?

— Вы знаете, до настоящего времени, включая 2014 год, мы демонстрировали, хотя, надеюсь, и будем демонстрировать, серьезные показатели роста. Объем выручки КРЭТ в год растет на 30%. К примеру, объем гособоронзаказа в прошлом году по отношению к 2013 г. вырос более чем на половину. Чистая прибыль увеличилась примерно на треть, составив, по прогнозным, данным 8,5 млрд руб.

Без текущих проблем макроэкономического характера, конечно, не обходится. В первую очередь они связаны с ростом цен на иностранные комплектующие, которые присутствуют в наших разработках. Еще один негативный момент — рост кредитных банковских ставок, которые по своей сути сегодня являются заградительными. Конечно, отскок назад был и прежде, подобные кризисы мы уже переживали не так давно, в 2008 — 2009 годах. Я думаю, в ближайшие 2 — 3 месяца ставки опустятся если не на прежние позиции, то приблизятся к ним.

Что касается антироссийских санкций, то КРЭТ был введен в перечень предприятий по американскому санкционному списку. Но объем сотрудничества с США бесконечно мал, и, в принципе, эти санкции на нас никак не отразились. Закупка импортного оборудования продолжается, где-то мы переориентировались на страны Юго-Восточной Азии. Да, эти проблемы есть, но они решаются, и, на мой взгляд, в целом для страны этот кризис может стать очередной точкой роста — роста производства внутри страны, роста по линии импортозамещения, чему сейчас государство уделяет много внимания, выделяя огромные средства. Только по прошлому году наш концерн выиграл открытых работ по импортозамещению почти на 5 млрд рублей, и в скором времени будут разыгрываться очередные лоты.

— С какими странами сегодня сотрудничает КРЭТ?

— Как я отметил выше, мы в основном работаем со странами Юго-Восточной Азии, Северной Африки и Латинской Америки. Более сказать не могу, но отмечу, что объем экспортных заказов от общего объема выручки концерна составляет до 10%. Но безусловно он будет расти, поскольку экспорт — это будущее, это совершенно другие деньги и другая рентабельность.

КПД работника отстает от мировых показателей в 7 — 10 раз

— Многие предприятия в стране в этих непростых экономических условиях идут на сокращение персонала. Какая обстановка сегодня в КРЭТ?

— Мы сейчас работаем над эффективностью производства. Потому что в таком показателе, как выработка на одного работника, мы раз в 7 — 10 отстаем от лучших мировых аналогичных компаний. Этот показатель у нас составляет 1,9 млн рублей на 1 работника в год. Поэтому надо работать над повышением эффективности, чтобы оставаться на рынке. Что касается численности, то в целом по концерну она сохраняется на одном уровне. Если говорить о Казанском оптико-механическом заводе, то в ближайшие 2 года численность может даже увеличиться примерно на 200 человек.

— Какие планы по ожидаемым финансовым показателям у КРЭТ на текущий год?

— Мы планируем увеличить чистую прибыль до показателя в 10 млрд рублей. Но посмотрим, какие коррективы внесут макроэкономические параметры. И все же, я думаю, выручка будет в районе 120 млрд рублей.

Фото: arms-expo.ru и автора

Ангелина Панченко
Справка

Станция активных помех «Рычаг-АВ» способна в радиусе нескольких сотен километров полностью ослепить противника. Кроме того, в системе «Рычага» хранится база данных о разных военных объектах, что позволяет ей определять тип цели и подбирать под нее наиболее эффективные помехи. Новые станции «Рычаг-АВ» построены на базе многолучевых антенных решеток. При формировании сигналов в станции используется технология DRFM (Dig­i­tal Radio Fre­quency Mem­ory — цифровая обработка и запись радиосигнала), которая гарантирует устойчивый прием сигналов радиолокационных средств и их радиоподавление по всей зоне действия. Система создана на основе комплектующих отечественного производства и не имеет аналогов в мире. Особенностью станции является ее универсальность, благодаря которой она может быть установлена на вертолетах и самолетах, а также на стационарных наземных или подвижных объектах, в том числе кораблях. Предшественник нового вертолетного комплекса — станция активных помех для групповой защиты авиации «Смальта», была разработана в 70-е годы. Размещалась данная станция в прицепе автомобиля УАЗ, и зона действия была всего 100 км. Новейший вертолетный комплекс Ми-8МТПР-1 предназначен для проведения разведки и подавления радиоэлектронных систем управления войсками и оружия различного назначения воздушного и наземного базирования противника (ПВО, артиллерия, зенитно-ракетные и зенитно-артиллерийские комплексы, истребители).

Новости партнеров