Новости раздела

«Модель дискаунтеров развивается в геометрической прогрессии»

Покупатели все больше предпочитают гипермаркетам дешевые магазины в шаговой доступности, и торговые сети этим стараются воспользоваться

Будущее российского ритейла обсудили участники саммита Retail Business Russia&EAEU 2015 в Москве. И хотя сами ритейлеры словно мантру повторяют фразу, что кризис — это время возможностей, эксперты отмечают серьезные изменения на рынке: будущее видят в развитии дискаунтеров шаговой доступности. Сами же сети уже активно развивают именно этот формат.

«Это первый кризис, когда никто из продуктовых ритейлеров не может инфляцию переложить в цену»

Год для бизнеса выдался весьма насыщенным: продовольственные санкции, девальвация рубля, импортозамещение, повышенный интерес государственных органов. Несмотря на это, обреченности в голосах докладчиков не было слышно. Скорее наоборот: кризис — время развития, снижаются цены на недвижимость, меняется структура поставщиков. Самый подходящий момент для освоения новых рынков и расширения бизнеса. А если что-то пойдет не так, то, по словам сенатора от Калининградской области Николая Власенко, «бизнес — не Родина, можно и продать».

Антикризисную стратегию ритейлеров сформулировал прездиент ГК «Дикси» Илья Якубсон:

— Когда экономика растет, что мы делаем? Снижаем косты, оптимизируем ассортиментную матрицу. Когда экономика падает, рецепт тот же самый, — отметил Якубсон. Впрочем, добавил он, этот кризис сложнее предыдущих. — Это первый кризис, когда никто из продуктовых ритейлеров не может инфляцию переложить в цену. В итоге мы вынуждены субсидировать некоторые товарные позиции, чего вообще никогда не было.

Торговые сети продолжают региональную экспансию, а в плюсе — местные сельхозпроизводители

Проще всего выживать и развиваться крупным сетям — пространство для маневра больше. Как рассказал «Реальному времени» президент «Ашан Россия» Жан-Пьер Жермен, сеть продолжает открывать новые магазины:

— Это разумно — расширяться и развиваться во время кризисного периода. Группа «Ашан» уже 14 лет так развивается на рынке. Естественно, несмотря на кризис мы будем продолжать развиваться и в последующие годы. Например, на следующей неделе мы будем открывать магазин в Саратове, будем и дальше открывать магазины.

Сравнивать развитие в Москве и регионах Жермен отказался — большой разницы «Ашан» не видит. Если есть ниша для открытия магазина, то он откроется, независимо от региона или города.

Между тем, приход крупного ритейлера на региональный рынок почти всегда означает новые возможности для сельхозпроизводителей. Не секрет, что большинство торговых сетей старается работать именно с местными поставщиками — просто в силу логистики. Однако выигрывают от такого процесса, по большей части, крупные предприятия. Частным фермерам зайти в крупную сеть не так-то просто: объемы не те.

— Когда мы говорим о производителях, мы говорим о ком-то, кто продает в первую очередь свой бренд. Мы говорим о людях, которые производят товар, чтобы он попал в «Ашан». У нас есть и собственная марка, и местные производители производят товары в том числе под маркой «Ашан» (имеется в виду брендированная продукция «Каждый день», — прим. ред.). Все эти товары производятся только в России. С мелким производителем мы можем начать работать, но он благодаря «Ашан», требованиям и объемам, со временем становится крупным…

Будущее за дискаунтерами

Между тем, риторика возможностей не всегда подкрепляется цифрами. Коммерческий директор Nielsen-Россия Илона Лепп отметила, что сегмент гипермаркетов показывает отрицательный тренд. В то же время резко растут магазины-дискаунтеры. Nielsen объясняет это тем, что потребители охотятся за низкими ценами, но не в ущерб качеству продукта. «Три кита» потребительского спроса на сегодняшний день: скорость, компромисс цена-качество, приятный опыт. Дискаунтеры шаговой доступности могут предложить это в большем объеме, чем гипермаркеты, отсюда и миграция покупателей в этот формат.

По словам Леппа, розница пересматривает свои маркетинговые подходы, чтобы оставаться интересной для покупателей. В частности, сворачиваются накопительные программы лояльности — они не работают, отклик находит только промо «здесь и сейчас». Более того, если еще пару лет назад промоакции были прерогативой крупных супер- и гипермаркетов, то теперь этим активно пользуются именно дискаунтеры.

Несмотря на это, другой эксперт, основатель консалтингового агентства Retail in Detail Сергей Леонов (фото на постере) считает, что дискаунтеры остаются недооцененными. В том числе в Казани, уверен эксперт. Отвечая на вопрос «РВ», он не смог вспомнить ни одного провального проекта за последние несколько лет:

— Я считаю, что ниша пустая. Я, правда, искренне считаю, что в ближайшие 4-5 лет в топ-5 сетей России войдут именно жесткие дискаунтеры. И за 4 года открытие 400 магазинов «Светофора» (одна из крупнейших сетей магазинов-дискаунтеров, в Казани имеет 2 магазина — прим.ред.) дает возможность понимать, что бизнес-модель работает. 500 тысяч рублей — средний товарооборот в день, 15 миллионов — средний оборот в месяц, операционная прибыль — пять процентов, что дает возможность открывать следующий магазин через месяц. Потому что за месяц вы формируете маржу 500 тысяч, а инвестиционный расход на дискаунтер как раз 500 тысяч. Поэтому модель в геометрической прогрессии развивается.

Крупные торговые сети идут в формат дискаунтеров у дома

Жесткий дискаунтер — это не магазин для нищих, заверил Леонов. Это магазин для тех, кто хочет покупать продукты дешевле:

— Один из лучших «Ашанов», а это дискаунтерная модель, находится на Можайском шоссе. Товарооборот этого магазина — полмиллиарда долларов. И я удивлен, какие красивые машины стоят на этой парковке. Эти люди покупают пачками макароны, воду, вино не потому, что они не могут себе позволить дорогое вино. А потому что они в том числе экономные, это абсолютно нормально.

К слову, сами сети на территории Татарстана охотно развивают формат небольших дискаунтеров в формате супермаркетов шаговой доступности. К примеру, тот же «Ашан» еще весной заявил о расширении своей сети «Атак». А в августе «Реальному времени» стало известно о том, что собственную сеть мини-маркетов в формате «магазина у дома» собирается запустить одна из самых дорогих сетей «Бахетле».

Дмитрий Щипанов, фото автора

Новости партнеров