Новости раздела

«Народ против народа»: как парковочный вопрос поссорил казанцев

За 4 месяца «народные инспекторы» отправили в ГИБДД 5 тысяч жалоб, из которых 90% связаны с парковками авто во дворах

Татарстанцы с радостью откликнулись на возможность попробовать себя в роли автоинспектора, предоставленную республиканскими властями. Как рассказали сегодня главы минсвязи РТ Роман Шайхутдинов и татарстанской ГИБДД Рифкат Минниханов, внедренный четыре месяца назад жалобный сервис «Народный инспектор» собрал 5 тысяч обращений. Впрочем, в оценке приложения эксперты «Реального времени» разделились на два лагеря.

«Народ против»

Сегодня в ходе брифинга в кабмине РТ глава минсвязи РТ Роман Шайхутдинов и главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РТ Рифкат Минниханов подвели итоги работы нового приложения «Народный инспектор». Эта система позволяет татарстанцам фиксировать нарушения по восьми категориям, связанным с дорожной ситуацией. Для этого достаточно сделать фото автолюбителя-нарушителя и отправить его на портал «Электронного правительства».

Сервис оказался на удивление востребованным: всего за четыре первых месяца работы в систему поступило больше 5 тыс. обращений, по трети из них уже вынесены постановления и протоколы.

Напомним, что официальный старт приложения состоялся в ноябре минувшего года — для подачи видеосвидетельств было разработано специальное мобильное приложение для устройств на базе операционных систем iOS (доступно для скачивания c 8 ноября 2014 года) и Android (доступно для скачивания с 13 ноября 2014 года).

По словам Шайхутдинова, на сегодня приложение «Народный инспектор» установил 28 841 человек (из них 53% пользуются операционной системой Android, 47% — iOS). «Система действительно зарекомендовала себя как народная», — отметил министр.

Треть обращений превратилась в протоколы о нарушениях

Из 5 тыс. обращений почти треть превратилась в протоколы и постановления (речь идет о 1,5 тыс. случаев нарушений). Причем, треть всех постановлений — 1 045 — вынесена ГИБДД, а 517 — административно-техническими инспекциями.

Больше всего горожан возмущает парковочный вопрос. Почти 92% зафиксированных нарушений — это неправильная парковка, преимущественно во дворе и на тротуарах, заявил Рифкат Минниханов. Согласно статистике обращений в «Народный инспектор», больше всего граждан беспокоит парковка на тротуаре (3 597) и парковка на зеленой зоне (974). Третье место «заняла» категория «Движение по автобусной полосе» (208).


В районах не принято «стучать» на соседа?

Глава ГИБДД Рифкат Минниханов отметил, что география пользователей системы невелика. Заявки преимущественно поступают от жителей Казани и Набережных Челнов.

«Понятно, что Казань была пилотным регионом, и наверное, Казань так и останется лидером, но хочется, чтобы география расширилась. Но то, что системой пользуются в Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске, Альметьевске, Бугульме и даже в сельской местности (Лаишевском районе), доказывает, что «Народный инспектор» имеет право на жизнь», — считает главный автоинспектор.

Существует мнение, что в небольших поселениях неприлично жаловаться на кого-либо. Вопреки этому мнению Шайхутдинов привел в пример европейский опыт, где имеются специальные службы, через которые можно пожаловаться на соседа. Одним словом, Татарстану есть куда двигаться...

Нарушаем, граждане

Помимо итогов работы системы «Народный контроль» главный автоинспектор РТ в рамках брифинга поделился статистикой ДТП. По его словам, смертность снижается, но количество дорожно-транспортных происшествий в республике увеличивается.

«Тенденция прошлого года продолжается: итоги двух месяцев этого года показывают, что количество погибших у нас снизилось с 81 до 58, то есть на 23 человека. Но дорожно-транспортных происшествий на 20 больше, и количество пострадавших чуть выше. Но я думаю, что это такая статистика, которая со временем будет уточняться. И нужно понимать, что основной критерий и показатель работы у нас на сегодня — это количество погибших».

Далее Минниханов рассказал о тенденциях по разным категориям нарушений.

«Тенденция снижения должна быть более яркой. Если взять статистику (от самого большего к самому меньшему), то было выявлено понижение на 8% по непредоставлению преимущества пешеходам. Возможно, где-то инспекторы не выявили, но мы надеемся, что водители, зная, что их нарушения могут зафиксировать, стали меньше нарушать», — рассказал глава татарстанской ГИБДД.

Вторым видом нарушения, ощутившим не падение, а повышение на 5,3%, стало пересечение стоп-линии. «На стоп-линии у нас в основном работала система автоматической фиксации, а сегодня «Народный инспектор», — пояснил он. Минниханов признался, что эта тенденция настораживает ГИБДД: она сохраняется из года в год.

На красный проезжаете...

Проезд на запрещающий свет светофора был зафиксирован инспекторами 3 000 раз, что на 20% меньше, чем в прошлом году, не мог не отметить спикер. В то же время на 53% увеличилось количество нарушений по категории «поворот налево»: 2 772 нарушения за два месяца. «Для нас это слишком много», — подчеркнул Минниханов.

Езда по полосе движения общественного транспорта всегда существовала, но здесь понизительная тенденция проявилась наиболее ярко — произошло снижение на 80%. Но существует проблема инвалидов, дорожное движение и парковки.

Общественный надзор лучше инспектора

В ходе брифинга было отмечено, что на сформированные в системе «Народный инспектор» постановления поступили оспаривающие иски, решения по которым были приняты в пользу системы. Прошло три судебных разбирательства: заявители подали иски в районный суд, но судья признал правильными решения «Народного инспектора», пояснила корреспонденту «Реального времени» Юлия Гараева, пресс-секретарь минсвязи РТ. По ее словам, обращения поступили из Приволжского района Казани.

Использование системы «Народный инспектор» отразится на аварийности, выразил надежду главный автоинспектор республики и добавил: «Любой общественный надзор лучше надзора инспектора».

Видео с prav.tatarstan.ru

Заточено под пешеходов

Правда, с этим согласились не все опрошенные «Реальным временем» эксперты.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель Федерации автомобилистов России в Казани:

— Приложение заточено под пешеходов. Для водителей оно не работает. А пешеходов больше всего интересует как раз проблема зеленых зон и парковок на тротуарах. Как говорится, кому что мешает — тот на то и жалуется.

Я думаю, приложение поможет очистить дворы и убрать с тротуаров машины. На безопасность дорожного движения это приложение в таком виде не повлияет.

Хамство возникает от безнаказанности. То есть водитель видит, что ни инспекторов, ни патрульных машин — никого рядом нет, — и думает, что может делать что хочет. И в принципе так и делает. Для этого мы как раз и предлагаем подключить ресурсы водителей активных и законопослушных. Если водители будут использовать «Народный инспектор», то порядок будет наведен быстро. Месяца за 3-4 мы порядок бы навели на дорогах.

Дмитрий Пузырев — советник по архитектуре и градостроительству «АК БАРС Девелопмент»:

— Такие приложения не помогают решить проблемы парковки в городе. Есть совершенно четкие методы и правила, как организовать парковки в городе, так как город — это сложный организм.

Это приложение не столько борется с проблемой парковки, сколько с культурной проблемой. Это вопрос из области воспитания.

Проблему парковок нужно решать комплексом мер, и приложение «Народный инспектор» не входит в комплекс этих мер.

Эмиль Гатауллин — юрист:

— Фиксация нарушений приводит к тому, что, во-первых, народ друг с другом спорит, это ссорит их между собой. Это некая кость раздора, где одним лицам — непонятно, в каком порядке — дали возможность сбора доказательств, которые потом будут положены в основу обвинения в совершении административного правонарушения.

Второй момент — это средства фиксации тех или иных нарушений. Они должны быть предварительно проверены, сертифицированы. Мы должны быть уверены в том, что данная фотография не сделана 4 года назад. Мы должны быть уверены в том, что лицо, которое нарушило правила дорожного движения, не находилось в экстремальной ситуации, которая освобождает его от ответственности. Например, жена у человека рожала.

Алиса Разумовская, Анастасия Юрьева
Справка

Подать заявления о нарушениях можно по двум направлениям — о нарушении правил дорожного движения (проезде на запрещающий сигнал светофора; пересечении стоп-линии; езде по тротуару; движении по полосе общественного движения, остановке и стоянке на тротуаре) и парковке на зеленой зоне. Приложение защищено от взлома и подмены файлов (видео обязательно должно быть снято в приложении). «Народный инспектор» сразу фиксирует местоположение, дату и время видеосъемки. Заявитель получает информацию о результате рассмотрения заявки.

Новости партнеров