Новости раздела

Сергей Иванов: «По числу приезжающих к нам туристов на первом месте Москва, на втором — Екатеринбург»

Стенограмма онлайн-конференции «Реального времени» с главой Госкомитета по туризму РТ. Часть 2

Сергей Иванов: «По числу приезжающих к нам туристов на первом месте Москва, на втором — Екатеринбург»

27 августа в 12:00 в прямом эфире в студии интернет-газеты «Реальное время» состоялась онлайн-конференция с председателем Государственного комитета Республики Татарстан по туризму Сергеем Ивановым. В ходе беседы обсуждалось, за счет чего развивается туристическая отрасль Татарстана, как повлияли на отрасль динамика валют и введенные санкции и что ляжет в основу разрабатываемого бренда Казани.

Участники онлайн-конференции:

Сергей Иванов — председатель Государственного комитета Республики Татарстан по туризму.

Ангелина Панченко — модератор, корреспондент корпоративного блока интернет-газеты «Реальное время».

Единственный объект лечебного профиля, который появился, это гостиница «Регина»

— Если говорить о медицинском туризме, то как развивается это направление?

— По медицинскому туризму мы сейчас формируем концепцию развития. Мы понимаем, что это очень большой и перспективный блок глобальной экономики. С одной стороны, это большая часть медицинских услуг, и сейчас, поскольку стоимость медицинских услуг, особенно высокотехнологичных операций, высокая, людям гораздо проще иногда потратить деньги на то, чтобы поехать в другое место и получить эту операцию, медпомощь в другом месте дешевле даже с учетом билетов и гостиницы. Это первый фактор. Второй фактор — это когда люди едут на хороших специалистов: есть какой-то известный доктор, к которому едут со всей страны, со всего мира. Поэтому мы сейчас определяем точки роста в Татарстане — какие виды медицинских услуг мы можем продавать в качестве услуг медицинского туризма, что для этого необходимо, как выстроить процесс обслуживания человека, начиная от его первого звонка и заканчивая тем, когда он уже уезжает, получив услуги.

И я думаю, что уже с конца этого года и начала следующего мы начнем этот продукт предлагать сначала на российском туристическом рынке, а дальше уже смотреть, кто из наших ключевых потенциальных стран может быть для нас таким перспективным сегментом. Потому что есть ряд сложностей: многие медицинские центры перегружены уже существующим внутренним спросом. Наша задача — не нарушить внутренний баланс, чтобы не получилось, что наши жители не смогут получить медпомощь. И в то же время надо подойти к этому процессу цивилизованно с использованием цифровых технологий (я имею в виду обработку заказа, отслеживание клиента и т. д.) Я вижу это направление как одно из перспективных: оно и по деньгам финансово емкое (человек, приезжая сюда, тратит много на медицину), и если, получив однажды какую-то услугу (это может быть не операция, а косметология, спа-процедуры, велнес), ему понравится и он будет приезжать сюда снова, то он наш клиент до тех пор, пока мы ему чем-то не насолили.

Если говорить о медицинском туризме, я думаю, что уже с конца этого года и начала следующего мы начнем этот продукт предлагать сначала на российском туристическом рынке, а дальше уже смотреть, кто из наших ключевых потенциальных стран может быть для нас перспективным сегментом.

— А как развивается в последние годы такой сегмент туризма, как санаторный отдых, в республике? Сколько санаториев-профилакториев появилось в Татарстане за последние годы?

— По санаториям у нас ситуация, на мой взгляд, чуть хуже, чем в целом по туризму, поскольку новых санаториев за последние годы не появилось. Единственный объект лечебного профиля, который появился, это гостиница «Регина», которая находится в Петровском. Они построили лечебный блок, где в принципе оказываются очень качественные услуги. Других новых объектов я, честно говоря, не знаю. Имеющийся санаторно-курортный комплекс, по-моему, на сегодняшний день работает недостаточно эффективно. Например, у нас есть большой блок санаториев «Татнефти», который традиционно выстроил свою работу так, что они обслуживают своих сотрудников, и для самого предприятия это является некой социальной нагрузкой: они ежегодно несут расходы по этому санаторно-курортному комплексу, а лечебная база и номера там хорошие. Но вот из-за того, что модель работы выстроена именно так, они, с моей точки зрения, неэффективны и нерыночны.

Нужны «длинные деньги» для санаториев

— Что сдерживает развитие этой сферы? Почему бизнес не заинтересован в строительстве санаториев?

— Это, конечно, «длинные деньги»: строительство гостиницы, например, выходит на окупаемость за 10 лет. Многие виды бизнеса дают более быстрый срок окупаемости, а в данном случае это «длинные деньги». Второе — это то, что имеющийся санаторный комплекс у нас на сегодня недозагружен, и есть резервы для роста. И недозагружен он пока, потому что мы не объединили и не выстроили в целом весь комплекс как единое предложение на российском санаторно-курортном рынке. Раньше путевки на санаторно-курортное лечение оплачивались через фонд соцзащиты, а сейчас этот объем уменьшается, и такая гарантированная загрузка санаториев несколько снижается. Но спрос на санаторно-курортное лечение растет с каждым годом: болеющих людей становится больше, людей, которым необходимо регулярное пребывание в санаториях, тоже. И здесь мы видим свою задачу в объединении всех санаториев и завоевании доли на российском рынке, чтобы у потребителя был сформирован образ и понимание, что такое санаторно-курортное лечение в Татарстане. Пока на российском рынке мы, честно скажу, представлены очень слабо: у нас есть некоторые объекты — Бакирово, например, «Ижминводы», отдельные объекты в комплексе «Татнефти», но они опять же в основном ориентированы на сотрудников «Татнефти».

— Допустим, турист решил поехать в свой отпуск в Татарстан, и все равно он смотрит в первую очередь на стоимость — ценовая составляющая играет очень большую роль. Во сколько обойдется семье из трех человек десятидневное пребывание в столице республики?

— Но на десять дней не приедут, наверно.

Мы видим свою задачу в объединении всех санаториев и завоевании доли на российском рынке, чтобы у потребителя был сформирован образ и понимание, что такое санаторно-курортное лечение в Татарстане.

— Давайте возьмем пять дней.

— Объективно для культурно-познавательного туризма Татарстану пока на десять дней предложить нечего: средняя продолжительность пребывания на сегодняшний день, если мы не берем санаторно-курортное лечение, потому что это другие сроки, составляет 2,5 дня. Если мы берем 5 дней (а это для Татарстана оптимальная продолжительность: 2 дня — Казань, 1 день — Болгар, 1 день — Свияжск, 1 день — Елабуга), то я могу сказать, что это примерно 50 тыс. рублей без дороги.

— Вместе с дорогой получается дороговато. Наверно, в Прагу дешевле съездить.

— Сейчас уже не дешевле.

На первом месте Москва, затем Екатеринбург

— Но весной можно было.

— Но мы говорим про трех человек, за 17 тыс. рублей в Прагу не съездишь. Я же сейчас говорю о проживании, питании, экскурсионной программе, покупках — примерно это будет 40-50 тыс. рублей. Проживание в гостинице на семью стоит от 3 до 6 тыс. рублей, плюс питание — это примерно 2-2,5 тыс. на семью, кроме того, экскурсии — все равно 1,5-2 тыс. будут тратить в день, и соответственно, 1 тыс. рублей остается на дополнительные расходы: приобретение сувениров, небольшие покупки. Школьные туры, конечно, дешевле, потому что школьники живут на 500-700 рублей в сутки, у них уже, как правило, включена вся экскурсионная программа, они не тратят дополнительно больших денег (понятно, не ходят по ресторанам). Но вот вы сказали про семью, и я думаю, что чек примерно такой.

— Чаще всего из каких регионов к нам приезжают?

— На первом месте Москва, на втором — Екатеринбург, и дальше города плюс-минус рассредоточены примерно одинаково: очень активно ездит Приволжский федеральный округ, это все соседние регионы, часть регионов Центральной России (Санкт-Петербург), часть регионов Южного федерального округа (Волгоградская, Астраханская области) и Челябинская область. И у нас в стране есть территориальный признак: понятно, что к нам прилететь с Дальнего Востока дорого, мягко говоря, долго и только через Москву.

С моей точки зрения, ресурс в том, чтобы человек приезжал на события: либо фестивали, либо спортивные мероприятия, либо деловые мероприятия, — все что угодно, все, что создает для него дополнительный контент здесь, в Татарстане.

— Сергей, а вот Казань, Болгар, Свияжск, Елабуга… Побывал там турист, но чтобы вернулся, надо же его чем-то новым завлечь, какие у нас перспективы?

— Большая перспектива на самом деле в событийных мероприятиях. Да, вы правы, один раз посмотрев, по большому счету, второй раз, наверно, через 5 лет или 10 можно вернуться. И с моей точки зрения, ресурс в том, чтобы человек приезжал на события: либо фестивали, либо спортивные мероприятия, либо деловые мероприятия, — все что угодно, все, что создает для него дополнительный контент здесь, в Татарстане. И большой ресурс у нас еще в развитии речного круизного туризма. Пока Казань — это некая транзитная точка теплоходов, которые идут вверх и вниз по Волге. Это тоже здорово, понятно, что все они заходят в Казань, но у нас задача, чтобы Татарстан и Казань стали хабом, чтобы человек, приезжая в Казань, проводил на земле 2-3-4 дня, а потом садился на теплоход и отправлялся вверх или вниз по Волге.

«Речной туризм очень важен стратегически для нашей страны — у нас много рек, которые создают имидж страны»

— Кстати о речном туризме, в последнее время он вообще сдал свои позиции, и сами теплоходы и пароходы в упадке. Это как-то развивается? Правительство какое-то внимание уделяет?

— Федеральное правительство пока этой проблеме внимание уделяет, но конкретных инструментов по развитию и решению этой ситуации нет. Дело в том, что все теплоходы, которые сейчас у нас есть в стране, выпущены 30-40 лет назад, и они даже не в СССР сделаны, а чешские, если я не ошибаюсь, и из других стран Восточной Европы. Вот они проходят ТО, ремонт, переоборудование, ремонт в каютах, и они, собственно говоря, ходят по Волге и другим рекам. Но новых не появляется, а каждый год 1-2 теплохода выбывает просто из-за физического износа, и растет стоимость издержек. Сейчас круиз на теплоходе — недешевое удовольствие: средняя стоимость суток пребывания на теплоходе обходится на одного человека в 5 тыс. рублей.

— Почему так дорого?

— Потому что в этом тарифе заложено очень много составляющих. В первую очередь, если не брать стоимость аренды, постоянно дорожающее топливо. На реке много того, за что круизные компании платят очень много денег: разные карманы, например, заходя в порт, круизная компания платит отдельно за причальную стенку (за то, что он просто встал к причальной стенке), отдельно за комплексное обслуживание флота, отдельно регистру (за то, чтобы дали разрешение на вход и выход), отдельно за шлюзы — организаций там миллион, и каждая свою копейку собирает. Все это накапливается и вкладывается в стоимость путевки. И с моей точки зрения, задача федеральных органов власти (и они это понимают — недавно было собрание в Ростове по речному туризму) в том, что должна быть какая-то одна организация на реке, потому что это не приводит к порядку и тормозит развитие круизного туризма.

Волга — сколько песен связано с Волгой? И люди сюда приезжают, для них круизный туризм очень привлекателен. Приезжая сюда, они дают развитие тем городам и точкам, куда они заходят: это сувениры, продукты питания, различные развлечения.

Плюс нужны меры поддержки по строительству новых судов в России. За последние 20 лет у министерства транспорта была программа, стимулирующая строительство речных судов, но из 150 судов, построенных за это время, только одно судно пассажирское. Бизнес не вкладывается в это: сезон не длинный — 365 дней теплоход по реке не будет ходить, реки замерзают, а за короткий сезон надо покрыть все издержки зимней стоянки, ремонт. Получается так, что срок окупаемости теплохода — 20-25-30 лет. Бизнесу это не очень интересно. Но с точки зрения синергетического эффекта, который дает такой вид туризма, он очень важен стратегически для нашей страны — у нас много рек, которые создают имидж страны. Волга — сколько песен связано с Волгой? И люди сюда приезжают, для них круизный туризм очень привлекателен. Приезжая сюда, они дают развитие тем городам и точкам, куда они заходят: это сувениры, продукты питания, различные развлечения и т. д. И поэтому, получая убыток на строительстве судов, на сдаче их в эксплуатацию коммерческим организациям, государство гораздо больше получит с тех дополнительных доходов, которые будут сгенерированы.

— Но пока не очень сильно.

— Пока, к сожалению, мы видим, что да.

На ЧМ приехало 170 тысяч человек

— Уже можно оценить, какой поток туристов привлек недавно прошедший в Казани чемпионат мира по водным видам спорта? Насколько к нему был высок интерес у иностранцев?

— Интерес был очень высокий. Безусловно, основное количество туристов были гражданами РФ, количество людей, которые сюда приехали (ночующих и неночующих) за время проведения ЧМ плюс «Мастерс», составило 170 тыс. И география была очень большая, туристы приезжали из многих стран: и из европейских, и из ближневосточных стран, из стран Северной Америки, азиатского региона. Конечно, мало было удаленных — африканских стран, стран Южной Америки (хотя они тоже, кстати говоря, приезжали). География была широкая, нельзя сказать, что из какой-то страны было больше.

— А что станет центром, точкой притяжения в республику в следующем и в 2017 году? Уже определены какие-то мероприятия?

— Чемпионат мира по футболу — он по всей стране будет проходить, в том числе в Татарстане и в Казани. Первая задача — это «продать» то, что уже есть. У нас хорошие, уникальные объекты ЮНЕСКО, Казанский кремль, Болгар, великолепный остров Свияжск, Елабуга, муниципальные районы. Есть уже много всего, что мы можем сейчас продавать. А стратегической точкой, я считаю, мы должны делать больший акцент на событийных мероприятиях, которые ориентированы именно на туристов. Например, очень хороший ресурс в классической музыке и в балете — пока ни Нуриевский, ни Шаляпинский фестиваль туристическими не являются, потому что туда даже нам с вами купить билеты тяжело, я уже не говорю про туристов.

У нас богатая акватория, и она, к сожалению, пока не развита. Я считаю, что это наш колоссальный ресурс — водная акватория Волги и Камы. Такого водного зеркала в Европе нет практически нигде.

А например, Сабантуй — шикарный праздник, но в настоящий момент он тоже не совсем туристический, потому что проходит один день, практически полдня, и на этом построить туристический продукт очень тяжело с учетом того, что еще не всегда мы до конца знаем даты заранее. В туризме очень важно именно заранее знать и планировать, потому что это каналы дистрибуции, событийные мероприятия и развитие речной, прибрежной территории: у нас богатая акватория, и она, к сожалению, пока не развита. Мы сейчас сделали несколько проектов и активно их продвигаем для того, чтобы привлечь в них инвесторов. Я считаю, что это наш колоссальный ресурс — водная акватория Волги и Камы. Такого водного зеркала в Европе нет практически нигде.

— Но такой туризм все равно, по сути, сезонный — с мая до сентября, да?

— Какой? Который с водой связан?

«Я не соглашусь с вами, что Болгар и Свияжск неинтересны зимой»

— Да, но даже, например, в Болгар и Свияжск зимой, наверно, не слишком много желающих поехать?

— В Свияжск? Я бы так не сказал. Безусловно, летний сезон активнее, но в зимние и новогодние каникулы Свияжск переполнен туристами, и Болгар точно так же. На Масленицу, которая прошла в этом году (мы не ожидали), приехало за один день на Свияжск 8 тысяч человек. Там были серьезные проблемы и с транспортом, и с точками питания, которые мы сейчас стараемся решить. И поэтому я не соглашусь с вами, что Болгар и Свияжск неинтересны зимой. Там есть сейчас инфраструктура, объекты, которые находятся в помещении, шикарные музеи: в Свияжске — музей уездного города, в Болгаре — музей болгарской цивилизации. И есть масса других объектов, в которые можно зайти и внутри походить, посмотреть: необязательно же вам нужно стоять на улице и смотреть на все это со стороны. Хотя зимой даже сама природа дает дополнительные впечатления и эмоции от поездки и в Свияжск, и в Болгар: там и там — огромные водные акватории, простор, вид и т. д. Зимой у нас очень много развлечений: санки, коньки, лыжи — все что угодно.

Я не соглашусь с вами, что Болгар и Свияжск неинтересны зимой, там есть инфраструктура и шикарные музеи. Хотя зимой даже сама природа дает дополнительные впечатления и эмоции от поездки и в Свияжск, и в Болгар.

— Сейчас пока туристическими центрами являются Казань, Елабуга. Почему-то вот туда направлена концентрация ваших усилий. Но есть же в Татарстане и другие города: старый Лениногорск, Чистополь и, может быть, другие. Когда на них падет ваш взор?

— А он уже упал: Чистополь сейчас участвует в очень крупном проекте по воссозданию туристического города. Там будут вовлечены и объекты культурно-исторического наследия, и благоустройство соответствующее, и будет разработана стратегия развития Чистополя как именно туристического центра. Чистополь обладает колоссальным ресурсом, туда уже сейчас люди едут, первые работы уже проведены: по благоустройству (скверы сейчас делаются), туристическая навигация появилась, появляются новые музейные объекты.

Кроме того, у нас есть, например, Тетюши. Это шикарное место с богатой историей, уникальными людьми, музей-усадьба Долгая поляна чего только стоит, музей Тетюш. Там такая история — если приехать туда, она проникает в человека, и он запоминает это место. Во-первых, название очень интересное — оно в некоторых литературных произведениях упоминается. Тетюши активно развиваются. Лениногорск, я думаю, наверное, пока для нас перспективный объект, но, к сожалению, логистика вводит некоторые ограничения: чтобы добраться в Лениногорск, пока нужно слишком много времени. Поэтому объективно поток туда чуть поменьше. У нас масса ресурсов в Мамадышском районе, Зеленодольском (он сейчас представлен и Свияжском, но фактически это как самостоятельный объект), Пестречинский, Кукморский и Камско-Устинский районы, который представлен пока единичными объектами, но этот район — это огромная береговая полоса, великолепная возможность развития практически всех видов активного туризма.

«А что к нам ехать? Что у нас смотреть? Кремль, и все»

— У нас вопрос от читателя: как на туристических компаниях Татарстана сказался рост валют? Многие ли из них ушли с рынка, и как вы оцениваете перспективы выездного туризма в сегодняшних условиях?

— Конечно, спрос уменьшился очень резко, и я думаю, что из того количества агентств, которые были на рынке, некоторые, наверно, временно как-то… Хотя лето — это сезон, но получилось так, что основной скачок пришелся на конец лета, и я думаю, что осень и зима сейчас будут очень грустными для туристических компаний. Агентства — это компании, которые реализуют не свой собственный турпродукт, а работают как агенты. Многие, кстати, ушли в домашнюю форму работы — созваниваются с клиентом по Интернету и продают. Поэтому определенное сокращение, естественно, будет, и я думаю, что довольно серьезное, потому что спрос уменьшился, и в таком количестве туристических компаний просто не будет необходимости. А перспектива развития здесь — люди как ездили, так и будут ездить, интерес к зарубежным турам как был, так и останется, единственный вопрос — это количество выезжающих: чем выше будет курс доллара, тем меньше их будет. Самое главное — чтобы не было таких серьезных банкротств, какие были в последние несколько лет.

Я приглашаю и призываю всех поездить по нашей республике. В первую очередь хочется, чтобы наши люди проехали по нашим местам, чтобы знать, в каком красивом и уникальном месте мы живем и уметь рассказать о нем другим людям, которых мы хотим сюда к нам пригласить.

— И еще один вопрос: рассматриваете ли вы казанцев как внутренних туристов? Например, я хочу поехать в Елабугу из Казани на своем авто, но меня отпугивает удаленность и качество дороги. Я лучше в Йошкар-Олу по более качественным дорогам «прогуляюсь». Планируется ли реальное строительство дорог в Татарстане, а не как на подступах к Болгару, где уже второй или третий год «копаются» дорожки? Вопрос с сайта.

— Я здесь вижу нашу недоработку, нашего госкомитета по туризму. Во-первых, недоработку в плане информации. Рассматриваем ли мы казанцев как туристов — конечно, да. Это внутренний турист, но он для нас важен по двум причинам: во-первых, люди, которые путешествуют внутри республики, тратят на это деньги и способствуют развитию отрасли; во-вторых, когда наши жители сами путешествуют по республике, они узнают, что есть у нас (многие, к сожалению, очень мало знают об этом), и, посмотрев, могут рассказать людям, живущим в других регионах, своим друзьям. К сожалению, часто приходится слышать, что казанцы или другие жители Татарстана говорят: «А что к нам ехать? Что у нас смотреть? Кремль, и все». Люди даже не знают, что есть в Кремле — мы проводили опрос, люди отвечали: Кул Шариф, Сююмбике, и все. Они не знают, что там есть филиал «Эрмитажа».

«До Елабуги доехать — вообще никаких проблем: дорога великолепная»

— Но это болезненно для всех жителей больших городов — москвичи так же не гуляют по Красной площади, не ходят в Третьяковку.

— Да нет, я бы так не сказал. Понимая эту проблему, мы три года назад начали проект «Поехали!» — мы каждую неделю на на телеканале ТНВ, на электронном портале «Татар-информ» (и была газета «События недели») давали репортаж о том, куда поехать в выходные дни. Съемочные группы объездили весь Татарстан, написали практически про все что есть. Этот проект длился 2 года, и благодаря ему очень много людей узнало и поехало. И что касается конкретно вопроса читателя по поводу дороги в Елабугу и Болгар, я могу сказать, что в Татарстане одни из самых лучших дорог в России. До Елабуги вы можете спокойно ехать — дорога хорошая. Да, она там реконструируется в некоторых местах, но это строительство дополнительных полос, потому что это трасса М-7, и она планово проходит достройку, она не везде пока четырехполосная. Но я могу вам сказать, что до Елабуги доехать — вообще никаких проблем: дорога великолепная. Что касается Болгара, то в этом году работы закончились как раз перед фестивалем исторической реконструкции «Великий Булгар», и работы на подъездной дороге в Болгар были закончены, то есть сейчас там идеально ровная дорога, и вы можете легко за 2 часа 15 минут доехать до Болгара и посмотреть это место. Поэтому я приглашаю и призываю всех поездить по нашей республике. Да, надо и в Йошкар-Олу, и в Чебоксары, и в Самару ездить, но в первую очередь хочется, чтобы наши люди проехали по нашим местам, чтобы знать, в каком красивом и уникальном месте мы живем. Это первое, а второе — это культурный код: мы должны знать свою родину, место, где мы живем, и уметь рассказать о нем другим людям, которых мы хотим сюда к нам пригласить. Поэтому я надеюсь, что с каждым годом недостающей информации будет все меньше, и количество людей, которые посетят наши объекты, будет увеличиваться.

— Сергей, спасибо большое за участие в конференции. Желаю вам успешной реализации ваших проектов.

— Спасибо! С вашей помощью — роль СМИ в этом деле первостепенна, конечно.

— Спасибо, всего доброго.

— До свидания.

Диляра Ахметзянова, фото Романа Хасаева
МероприятияOnline-конференции Лечебно-Профилактическое Частное учреждение Профсоюзов Санаторий Шифалы Су Целебная Вода-Ижминводы

Новости партнеров

комментарии 8

комментарии

  • Анонимно 02 сен
    В Казани можно неделю гостить, есть куда сходить
    Ответить
  • Анонимно 02 сен
    да, дороги нормальные сейчас, не то, что 10 лет назад, вспомнить страшно
    Ответить
  • Анонимно 02 сен
    когда уже вплотную займутся вопросом въездного туризма? город готов
    Ответить
  • Анонимно 02 сен
    50 тыщ без дороги в Казань, Свияжск и Елабугу? мне кажется, дешевле можно
    Ответить
  • Анонимно 02 сен
    зимой в Болгаре не то, что нечего делать - вы там тупо не пройдёте никуда, там сугробы как двухэтажные дома, и это в центре города, а представьте, что в поле, где исторические места?
    Ответить
  • Анонимно 02 сен
    у нас отличные врачи, медицина на высочайшем уровне, надо этим пользоваться, рекламировать санатории, строить новые, предлагать медицинские услуги
    Ответить
  • Анонимно 02 сен
    в Праге красивее, так что лучше доплатить и туда, чем по Болгарам, Тетюшам и Елабугам мотаться
    Ответить
  • Анонимно 02 сен
    необязательно теплоходы, можно же на метеоре добраться до Болгара по крайней мере, пусть ходят небольшие метеоры, катера - уже интереснее
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии