Новости раздела

«Мы боремся за Бахчисарай как культурно-туристическую столицу Крыма»

Глава администрации подшефного Татарстану района о том, что делают наши чиновники в Крыму, когда появится технопарк и сколько денег выделили на Ханский дворец

О работе кураторов из Татарстана над развитием муниципальных органов, о развитии строительства и об опыте РТ по восстановлению исторических памятников, применяемом в Бахчисарае, в интервью специальному корреспонденту «Реального времени» в Крыму рассказал Игорь Кныр, глава администрации Бахчисарайского района Республики Крым.

Кураторы из Татарстана в бахчисарайской администрации

— Судя по структуре вашей администрации, в Бахчисарайском районе реализована схема сити-менеджера. Она появилась уже при российской власти или при Украине была реализована?

— В основном, структура была сформирована еще при Украине, сегодня она используется как наработанный механизм. В связи с большим объемом работ есть необходимость в ее изменении. У нас перед глазами российский опыт и опыт Татарстана в первую очередь, наших кураторов. Поэтому планируется внести некоторые изменения в имеющуюся структуру администрации. Она немножко неповоротлива в плане некоторых задач.

— А на что?

— Изменения будут внутри. У нас есть жесткий количественный состав администрации. Вот как мы этот состав внутри расставим, кто и чем будет заниматься, будем вносить изменения исходя из опыта.

— Много ли у вас сейчас работает в администрации приглашенных специалистов, в частности, из Татарстана?

— Да, мы привлекаем и консультантов, и советников, потому что для нас опыт очень важен. Нам важно не совершить тех ошибок, которые всегда были в период становления муниципальной власти в Российской Федерации. У нас нет времени ошибаться, поэтому мы всегда стараемся очень внимательно смотреть путь, который прошли органы власти РФ.

— На каких позициях они работают?

— Они работают не в штате. Они работают по договору, по соглашению, которое у нас есть с Татарстаном, с отдельными ведомствами. Они присылают специалистов на какой-то период, и мы проходим обучение. У нас работают специалисты из института, которые проводят обучение по охране труда, по тендерным процедурам. Вообще, с нового года самый главный аспект — это обучение. Мы обучали всех, отправляли их в Казань, где один из институтов федерального университета с ними занимался, обучал их муниципальной службе.

— Почему именно Казань, а не Москва или Петербург? Это близость духа, или были более прагматичные соображения?

— Правительство Российской Федерации закрепило за каждым районом Крыма наиболее сильный регион. За Бахчисарайским районом в качестве куратора была закреплена Республика Татарстан.

— И в рамках кураторства регион проводит обучение для перехода власти на российские стандарты?

— Мы подписали соглашение о сотрудничестве. В приложении к нему идет дорожная карта, где перечислено все, в направлении чего мы хотим, а они могут сотрудничать. Здесь уже вступают в силу юридические отношения. И это очень хорошо, потому что, наладив связь со всеми ведомствами, специалисты администрации района всегда знают, куда и по каким вопросам обратиться, чтобы получить квалифицированный ответ.

— Сколько работает специалистов из Татарстана? 10, 100, 1000?

— Если брать физический приезд и работу здесь, то немного. Но если учесть задействованных специалистов, с которыми мы работам по видео-конференц-связи, то это сотни людей.

Технопарк для сельского хозяйства и строительства

— В Крыму планировалось строительство технопарка. На какой стадии сейчас этот проект?

— Он официально включен в федеральную целевую программу. И в ней предусмотрены деньги на строительство технопарка. ФЦП разбита до 2020 года, и первые деньги на проектирование технопарка у нас заложены на 2016 год. И в 2016 году мы планируем начать строительные работы по подготовке технопарка. Для нас это очень важно, потому что сегодня без промышленного парка мы не можем сделать предложения инвесторам — а инвесторы есть и разных направлений.

— Каких?

— Нас очень интересует переработка сельхозпродукции, новые технологии в этой сфере. Бахчисарайский район — один из самых удачных в Крыму для выращивания плодов и винограда. И сегодня есть очень большие промышленные объемы этой продукции. А переработка отсутствует. Раньше она вся была завязана на Украину, а сегодня надо ее строить.

— Инвесторы — это уже заинтересованные конкретные компании?

— Я про них и говорю, здесь другого выражения нет. Компании предлагают технологии и готовы приступать к работе.

— О каких суммах идет речь, и что это за компании?

— Говорить о компаниях мы пока не будем. О суммах мы тоже не говорим, потому что они пока неизвестны. Когда будет предметный разговор по нашим предложениям — вот технопарк, такие-то направления в нем представлены, — тогда уже они будут смотреть и считать. В зависимости от того, какой объем пойдет на переработку, будут строиться мощности. Поэтому сегодня о цене говорить рано. Вопрос даже не в ней, а в желаниях и возможностях. У нас прописано это в программе социально-экономического развития Бахчисарайского района, и мы это направление будем двигать и предлагать.

— Но не только это, одного сельского хозяйства для технопарка маловато?

— Второе важное направление — это стройиндустрия. Сегодня у нас есть цементный завод, есть завод по изготовлению строительных материалов из известняка. Но в том объеме строительства, который будет в Крыму, с учетом отсутствия моста через Керченский пролив, со стройматериалами скоро возникнут проблемы. Поэтому те инвесторы, которые входят сюда, особенно с новыми технологиями изготовления строительных материалов, будут очень востребованы.

— А не получится так, что пока они здесь развернутся, мост через Керченский пролив уже построят?

— Нет, а себестоимость? Если у нас здесь, в Бахчисарае есть цементный завод, и предприятие зайдет и поставит завод железобетонных изделий, зачем им возить стройматериалы из Новороссийска? Когда можно здесь сделать изделие и сразу вложить его в производство.

— Но это только в том случае, если достаточно масштабное строительство будет в Крыму. Иначе мощности останутся невостребованными.

— Будет.

Нас очень интересует переработка сельхозпродукции, новые технологии в этой сфере. Бахчисарайский район — один из самых удачных в Крыму для выращивания плодов и винограда.

— Будет?

— Конечно! В планах сегодняшнего дня — федеральная целевая программа. Только она предусматривает решение очень многих социальных проблем Крыма. Проблемы были вынесены на обсуждение и включены в эту программу.

— То есть школы, детские сады, ветхое и аварийное жилье?

— Совершенно верно. Могу цифры сказать: если сегодня в районе очередь в детские сады порядка трех тысяч, то для меня это самый главный вопрос. Потому что в России ее нет. Поэтому в ФЦП запланировано строительство 5 детских садов.

— До 2020 года?

— Проектирование и строительство трех детских садов запланировано в 2015-2016 годах, проектирование и строительство еще двух детских садов запланировано на 2017 год. В ФЦП заложено строительство трех 160-квартирных жилых домов. Два по ФЦП, один по бюджету Крыма. Также включено проектирование и строительство школы. Я считаю, что это очень большой объем для отдельно взятого Бахчисарайского района. И это я не говорю о работах, связанных с берегоукрепительными сооружениями. Для всего этого нужны стройматериалы.

Привести в порядок исторические памятники по опыту Татарстана

— Кроме строительных, какие еще компании вы ждете?

— Следующая отрасль, которой мы уделяем очень большое внимание, это туризм. У нас есть береговая полоса. Не очень большая, но побережье очень хорошее. Западный берег, три населенных пункта, более 20 пансионатов, 9 из них — детских. И мы хотим это развивать.

— Сейчас туризм — очень сложный вопрос для Крыма. Если раньше он, очевидно, привлекал своей дешевизной, то сейчас назвать отдых в Крыму дешевым никак не получится. Даже с учетом падения рубля по цене Крым проигрывает курортам из мира «все включено».

— Но вы говорите о курортниках. Туризм — это немножко другое. Бахчисарай — это изюминка Крыма. То, что есть в Бахчисарае, больше нет нигде, и не только в Крыму. С одной стороны, это знаменитый Ханский дворец. Городу Бахчисараю 500 лет по довольно неопределенным оценкам. Скорее всего, ему намного-намного больше лет. Кроме этого, это пещерные города. У нас семь пещерных городов, и за исключением Инкермана, все находятся в Бахчисарайском районе. Это I-III века нашей эры. А вообще, в историко-культурный заповедник, который у нас есть, входит 138 объектов. Основная задача — все это привести в порядок, в то состояние, когда турист может приехать и с удовольствием посмотреть. По нормальной, доступной цене. Я думаю, все восстановится, и ценовая политика в том числе. Сегодня есть в Крыму перегибы, но это только первый год в составе Российской Федерации. Всего успеть невозможно. Сегодня у нас уже есть программа, план, что и как делать. Но для его реализации потребуется очень много привлеченных средств. Сегодня мы используем опыт Республики Татарстан в данном направлении. И мы должны вместе с ними шагать.

— Вы имеете в виду благоустройство и ремонт архитектурных памятников?

— Не только Ханского дворца, на него в этом году по ФЦП заложено более ста миллионов рублей. Первоочередным является благоустройство, парки, скверы, реконструкция зданий, дороги, дома, мусор.

— А интерес инвестора в чем? Выходить на аукционы, конкурсы, оказывать услуги государству?

— Конечно, в плане туризма, основная ответственность — наша. У нас есть площадка, и ее начали создавать не просто с наскока. У нас есть и воспетые великими поэтами России места, и это все очень значимо. Мы должны создать возможности и условия для потенциального инвестора.

Это не государственные вопросы, это вопросы инвесторов. Но мы сами должны их заинтересовать, чтобы они поняли, что здесь можно строить. И мы боремся за Бахчисарай как культурно-туристическую столицу Крыма.

— Тарифообразование на Ханский дворец, на пещерные города в чьем ведении?

— Это государственная собственность, в подчинении министерства культуры России.

— Вы можете привести примеры уже запущенных проектов или хотя бы строек?

— К тем результатам, которые есть сегодня в России, Россия как субъект шла сколько лет? И когда нам задают вопрос и ругают за то, что у нас нет конкретики, не учитывают, что времени на создание конкретики у нас еще не было. Не оправдывая себя и не снимая ответственности, напомню, что адресные инвестиционные программы и федеральные целевые начинают работать только в этом году, потому что 2014 год был переходным. Сегодня бюджет района дотированный. Что касается инвесторов, то у нас сегодня есть договоренности, соглашения, над которыми мы работаем. Есть в области сельского хозяйства, в сфере промышленности. Их пока физически нельзя пощупать, на все нужно время.

Не оправдывая себя и не снимая ответственности, напомню, что адресные инвестиционные программы и федеральные целевые начинают работать только в этом году, потому что 2014 год был переходным.

— Кроме перечисленных сфер, готовы ли вы к приходу инвесторов промышленного профиля?

— У нас прекрасная экология, очень чистый район. В то же время мы понимаем, что мы дотируемы, и долго это никто терпеть не будет. Значит, понадобятся промышленные предприятия, но мы будем очень тонко подходить, чтобы они не наносили вреда экологии, атмосфере. Вопрос самодостаточности бюджета для района принципиален.

— Поток туристов в этом году увеличился?

— Увеличился. Лучше, чем в 2014 году. Негатив у нас есть, но мы его учитываем.

— Негатив какого рода?

— У нас проблемы с мусором, с газонами, дорогами, инфраструктура у нас еще не соответствует нормам по проживанию, питанию. И когда гости приезжают, они с этим сталкиваются. И сейчас очень важно, чтобы не создался отрицательный имидж, это страшнее всего. А поток людей увеличивается.

— А сами туристы качественно поменялись? Более спокойные или менее? Больше мусорят или меньше?

— Туристы в целом доброжелательны. А мусор — это наша проблема. Гость, откуда бы он ни приехал, все равно бросит бумажку, если урна не будет находиться в нужном месте.

— Из Татарстана специально к вам в Бахчисарай туристы приезжают? Их больше, чем из других регионов, можно проследить тенденцию?

— Конечно, в большом количестве! У нас есть детские лагеря, в которые приезжают только дети из Татарстана от первой до последней смены. Много просто гостей из Татарстана, чему мы безгранично рады. Готовы принять еще больше.

Дмитрий Щипанов, фото автора и Максима Платонова

Новости партнеров