Новости раздела

Карточные призраки на Шаляпинском фестивале

Карточные призраки на Шаляпинском фестивале Фото: Максим Платонов

Одна из самых мистических опер в мировой музыке — «Пиковая дама» — была представлена на Шаляпинском фестивале. В Казани она идет в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Юрия Александрова. «Пиковой даме» посвящен сегодняшний выпуск фестивального дневника.

«Что наша жизнь?»

Нельзя не оценить идею организаторов Шаляпинского фестиваля — в течение двух вечеров подряд представить бессмертные шедевры творческого тандема двух русских классиков — Александра Пушкина и Петра Чайковского. Едва отзвучало финальное признание-поражение Евгения Онегина о его жалкой доле, как сцену Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля захватил вихрь карточного безумия во главе с Пиковой дамой.

«Что наша жизнь?» — вопрошает главный герой оперы в своей знаменитой финальной арии и сам же отвечает: «Игра!» Игра, в которой стираются грани окружающих реалий и фантазии, переплетающая судьбы героев в карточной феерии. Игра как череда сменяющихся мгновений — светлых, радостных, наполненных нежностью и мрачных серых, трагичных. Игра, пользуясь карточной терминологией, с full house (спаренными картами) любви бедного Германа к богатой внучке графини — Лизе; с «гвоздящей» идеей Германа собрать royal flush (выигрышную комбинацию), дабы добиться руки любимой, и спутанным shuffle (непредсказуемой перетасовкой) для главного героя в финале.

Для казанской постановки Юрий Александров в содружестве с художником Виктором Герасименко выбрал путь лаконичных и конкретных эмоциональных обобщений, облегчая доступ к скрытым душевным метаниям героев, помогая понять мотивы их поступков. Историческая «событийность» постановки экзистенциальна, и ее герои — лишь тени своей эпохи. Раскрытию режиссерского замысла способствует и сценография спектакля — тюлевая завеса, словно «дымка», отделяющая персонажей от зрительного зала; визуальные призраки Сен-Жермена, маркизы де Помпадур в сцене воспоминаний старой графини о ее бурной парижской молодости. В целом нельзя не отметить оригинальное символическое преломление сценографии: водоворот беспокойной Невы на видеоинсталляции, затягивающий Лизу в свой смертельный круговорот; каменные серые «могильные» блоки, раскрывающиеся перед героиней в момент смерти, они же становятся карточными столами в сцене-картине «Игорный дом».

Принцип «множества кодов» заложен в образе самой Пиковой дамы (она же Екатерина II в пасторально-карточной интермедии «Искренность пастушки»): сопровождающая ее свита пиковых «шестерок», преобразующаяся в хор приживалок; примостившийся на ступенях к трону графини Герман во вступлении — он уже ее раб, точнее, раб своей idea fix — тайны трех карт, и даже после смерти она способна управлять его судьбой.

Три карты

Режиссер изначально трактует Германа как безумца, а маниакальная одержимость героя к трем картам лишь ускоряет развитие его болезни. И если разбрасывание лепестков цветка (как и душащие Лизу объятия Германа, выворачивание ей рук, пренебрежительное отталкивание ее на пол под аккомпанемент напева: «Красавица! Богиня! Ангел!») еще можно объяснить помешательством главного героя, то сосредоточенное рассеивание целого букета белых пионов по сцене князем Елецким вызывало некоторые вопросы.

Да и сам Елецкий из благородно-степенного князя преобразился в гламурного персонажа, явно предпочитающего женское общество, при этом весьма прогрессивных взглядов, не чурающегося пуститься в плясовую со служанкой. В целом с поклонниками бедной Лизе явно не повезло. Герман и Елецкий пропевали любовные признания, глядя не на объект воздыхания, а отстраненно в зал (явно любя публику больше, чем объект воздыхания), и в финале спектакля кажется логичным ее отчаянное желание окунуться в смертельный омут реки.

В плане вокального исполнения бесспорным лидером постановки стала титулованная солистка Большого театра Татьяна Ерастова в партии титульной героини. Удивительное исполнение образа пожилой властной аристократки — ни одного лишнего «призвука», ни одного лишнего движения! Только мимика и голос выдавали капризный характер ее героини, с пренебрежением относящейся к приживалкам, и просто женщины, уставшей от мирской суеты и живущей одними лишь воспоминаниями (первые выкрики «Браво!» — после исполнения романса Гретри «Je crains de lui parler la nuit»).

Ее коллега по московской сцене — Олег Долгов, хотя и не драматический, но крепкий спинтовый тенор. Голос довольно насыщенного тембра звучал чисто, без видимых потерь и плакатно ярко. Одна из самых красивых теноровых арий оперного наследия Чайковского «Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой» была наполнена экспрессией, а вот победный конец (исполнение знаменитой финальной арии «Что наша жизнь?») не убеждал. Вместо демонической сущности, alter ego героя, играющего ва-банк с судьбой, — усталость в голосе, смирение и даже проповедническое миролюбие.

Объемное лирико-драматическое сопрано с форсированными верхами молодой солистки Большого театра Марии Лобановой позволило ей без потерь исполнить первый сольный выход «Откуда эти слезы», достойно выслушать развернутые любовные признания сразу двух сценических поклонников и буквально отмучиться в предсмертной арии «Ax, истомилась я горем».

Партию Полины композитор написал для контральто, а у московского меццо Екатерины Лукаш ощущаются некоторые проблемы с низкими обертонами. Хотя сольные номера (романс «Подруги милые» и партию Миловзора) были пропеты весьма прилично, однако некоторое интонационное «шатание» не позволило в полной мере насладиться томной красотой женского дуэта «Уж вечер, облаков померкнули края» (в целом ансамблевые номера вызывали некоторые вопросы, особенно исполнение квинтета «Мне страшно»).

Владимир Целебровский, с хорошей выучкой и с чуть заметным «песочком» в голосе, весьма органично смотрелся в партии аристократа Елецкого (чисто эстетически нельзя не оценить импозантную внешность питерского баритона с новомодной стильной бородой goatee). Разочарованием (несмотря на все старания) стал Томский — Юрий Ившин, приятным очарованием — Андрей Валентий в эпизодической партии Сурина, которую белорусский бас выучил за неделю до спектакля.

Не перестает восхищать хор татарстанского театра (хормейстер — Любовь Дразнина). Особенно на сей раз хотелось бы отметить мужской хор в финальной картине «Игорный дом» — был такой кураж в «Будем пить и веселиться», что из зала под конец раздался одобрительный свист. Необычное явление для академического театра, но можно рассматривать сей факт как высшую форму художественно-эмоционального проникновения и искреннего восхищения. И оркестр театра под руководством итальянского маэстро Марко Боэми своей звуковой мистической атмосферой завораживал с первых оборотов баллады Томского во вступлении до финального проведения темы любви. Правда, маэстро дирижировал русской оперой без привычного «оголенного нерва» (когда все ждут неизбежную, как лавина, надвигающуюся трагедию и когда просто физически ощущается страх, непрерывный пульс, биение испуганных сердец главных героев), а в привычной итальянской роскошной тембральной «театральности», но публика осталась вполне довольна. В конце концов, у каждого свое, особенное, восприятие той или иной оперной постановки. А тут к тому же и музыка роскошная!

Улькяр Алиева, доктор искусствоведения, профессор, фото Максима Платонова
комментарии 31

комментарии

  • Анонимно 10 февр
    О как! С подстебом) Респект!
    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    Несмотря на возраст настоящей красавицей и богиней была Ерастова.
    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    Герман был тоже неплохим.
    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    Какой-то спектакль был другим. Вроде тот и что-то другое, не пойму, что поменялось.
    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    Я не поняла, в зале свистели? Ничего себе.
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    Так даже пикантно ;)
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    Зал кричал браво. Кто свистел блин.... что за бред
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    ДА рядом со мной мужик свистел, все на него пялились
    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    Искусствовед вокала))) очень смешно!
    Долгов был потрясающий, один из лучших теноров! Все проникновенно, стабильно.
    У Лукаш очень красивый голос и звучит он ровно, без вываленного низа и это прекрасно! Недочёт только в дуэте , интонирование двух разных голосов по тембру иногда не в сочетании. Лобанова- настоящее драматическое, мощное сопрано. Ерастова , великолепная графиня!
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    Лукаш пела ровно? Удивили.
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    Я не против. У каждого своё мнение. Кому халва, кому пряники. Для меня был хороший спектакль !
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    я сидела в партере и меня раздражала подзвучка! Но спектакль мне понравился!
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    Лобанова надрывалась пропевая верхи. Для партии Лизы не нужно мощного драматического сопрано. Это не партия Тоски.
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    Для партии Лизы нужен мощный голос , если вы не знали. Партия Лизы- коварная и многие на ней и умирали вокально. Будьте добрее, пожалуйста! Что за злой народ? Удивляюсь) Конечно, анонимно всем можно кости перемыть- никто не узнает) сладостное чувство сидеть в своей комнатушке и кости всем перемывать, правда, дорогая?)))
    Ответить
    Анонимно 11 февр
    Все прекрасно все знают. А вы от восторга не помрите. Для того, чтобы сигануть в канавку Лизе не нужно трубить под валькирию.
    Ответить
    Анонимно 11 февр
    Желаю вам удачи и уверенности в себе!
    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    Все музыковеды имеют учёную степень искусствоведения. Другого звания нет.
    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    Долгов спел довольно неплохо, но не айс. Ерастова была звездой, сразу видно старая школа. Хотя возраст уже не тот. На её фоне остальные смотрелись серенько, хотя и старались.
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    Долгов не айс- это пипец) вы певец, или певица, простите? Не в хоре , случайно работаете?
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    А вы случайно не Долгов?
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    Конечно, именно он))) а вы точно из хора))))) ну ничего, все у вас будет хорошо! Не будьте просто таким завистливым)))
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    Других теноров послушайте, возможно поймёте разницу.
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    Слушайте. Зачем обсуждать других теноров. Есть Долгов, есть еще кто-то. Есть Архипова, а есть Синявская . Табуретка и стул. Сравнение неуместно, потому что сравнение заведомо необъективно, также , кстати, как и наши с вами мнения. Сравнивать можно бесконечно. И можно вечно анонимно комментить и изливать злобу. Я за доброту.
    Ответить
    Анонимно 11 февр
    За агрессивную доброту? Вы тут всем рот затыкаете.
    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    Мне понравился Валентий! Красивый мужичок!
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    Самым красивым там был Целебровский!
    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    На вкус и цвет))))
    Ответить
  • Анонимно 11 февр
    А причем тут артисты хора.или вы считаете что все артисты хора неудачники и завидуют солистам?Ну это точно не Долгов писал ,который всю молодость проработал в хоре,и уважает их труд.
    Ответить
    Анонимно 11 февр
    Я такого не говорил, вы сами все написали. Тем более, что артисты хора- такие же певцы. Но! Есть как и везде - люди добрые, а есть такие, которые будут искать недостатки и писать их на анонимном форуме. Это сделать проще всего. И не надо говорить, что люди своё мнение высказывают. Есть элементарное уважение, воспитание.
    А касаемо артистов хора- да, я считаю и знаю, что всю жизнь эти певцы мечтают стать солистами. И многие из них очень завидуют солистам.
    Ответить
    Анонимно 11 февр
    Вы просто не понимаете элементарных вещей.не все могут и хотят быть солистами.труд солиста это огромное напряжение.спеть граммотно партию.донести ее до зрителя.иметь потрясающий тембр голоса.а если тебе дирижор не показал вступление вовремя ,вступить.не отстать от оркестра .это вам не под рояль петь когда хочу в своем темпе.иметь актерские данные. .иногда хорошим голосам не хватает элементарной граммотности.Про Долгова напишу.отлично спавился с партией .Видно ,граммотный умный певец с красивым сильным тембром голоса.
    Ответить
    Анонимно 11 февр
    Что-то не заметил у вас уважения и воспитания
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров