Новости раздела

Нужна ли Татарстану рейтинговая «большая тройка»?

Сегодня премьер РТ Ильдар Халиков встречается с представителями рейтингового агентства Moody's. Буквально пару месяцев назад,в начале июня он же встречался спредставителямимеждународного рейтингового агентства Fitch Ratings. «Реальное время» решило вспомнить историю взаимоотношений с организациями на фоне растущей любви России к ним.

Нам как родные

Сегодня премьер-министр РТ Ильдар Халиков встречается с представителями рейтингового агентства Moody's. Тема встречи не раскрывается, как и повестка дня рандеву с представителями международного рейтингового агентства Fitch Ratings, с которыми глава правительства республики встречался буквально пару месяцев назад.

Отметим, что республика давно взаимодействует с «большой рейтинговой тройкой». К примеру, агентства Fitch Ratings и Moody's встречают в республике чуть ли не как родственников. И сама республика, и город Казань, и предприятия и банки Татарстана плотно взаимодействуют (или взаимодействовали) с «фичами».

Эмитент

Последняя оценка

долгосрочный рейтинг дефолта эмитента

Прогноз

Расшифровка

Республика Татарстан

20 июля 2015 г.

BBB-

Негативный

(Инвестиционная категория) Хорошая кредитоспособность, умеренный кредитный риск

Город Казань

20 июля 2015 г.

BB-

Стабильный

(Спекулятивная категория) существенный кредитный риск

АО «Связьинвестнефтехим»

5 августа 2015 г.

BB+

Негативный

(Спекулятивная категория) существенный кредитный риск

ПАО «АК БАРС» Банк

13 августа 2015 г.

BB-

Негативный

(Спекулятивная категория) существенный кредитный риск

ОАО АКБ «Спурт»

30 декабря 2014 г.

B

Негативный

В значительной степени спекулятивный рейтинг — высокий кредитный риск

ПАО «Таттелеком»

9 апреля 2015 г.

BB

Стабильный

(Спекулятивная категория) существенный кредитный риск

Банк «БТА-Казань» (вошел в режим санации 27.05.2014)

19 июля 2013 г.

CCC

Реальная возможность дефолта — очень высокий кредитный риск

Fitch рейтингует Татарстан с 2005 года, и за все это время республика находится в хорошей инвестиционной категории в период с апреля 2008 года до настоящего времени. Fitch Ratings намного благосклоннее относится к Татарстану, нежели другое международное рейтинговое агентство Moody's, параллельно рейтингующее нашу республику.

Со строгостью, но с любовью

По версии Moody's, светлый инвестиционный рейтинг у Татарстана был только в период с ноября 2013-го по июль 2014 года. Кроме этого короткого полугодового промежутка, Татарстан как эмитент котировался у Moody's строго в спекулятивной «мусорной» категории. Где и находится по сей день. Возможно, и у ранее доброжелательного к нашей республике Fitch Ratings начинают возникать такие мысли, но совсем недавно, месяц назад, Fitch в очередной раз подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Республики Татарстан Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-» с негативным прогнозом. Что означает «инвестиционная категория, умеренный кредитный риск». Но все равно вопрос, долго ли они так доброжелательно продержатся.

На взгляд Moody's, наши эмитенты выглядят несколько хуже.

Эмитент

Последняя оценка

долгосрочный рейтинг дефолта эмитента

Прогноз

Расшифровка

Республика Татарстан

15 апреля 2015 г.

Ba2

Негативный

(Спекулятивная категория) существенный кредитный риск

АО «Связьинвестнефтехим»

26 февраля 2015 г.

Ва2

Негативный

(Спекулятивная категория) существенный кредитный риск

ПАО «Нижнекамскнефтехим»

20 апреля 2015 г.

Ва3

Стабильный

(Спекулятивная категория) существенный кредитный риск

ПАО «АК БАРС» Банк

2 марта 2015 г.

B1

Негативный

В значительной мере спекулятивный рейтинг — высокий кредитный риск

ОАО «Татфондбанк»

26 июня 2014 г.

B2

Стабильный

В значительной мере спекулятивный рейтинг — высокий кредитный риск

ОАО «Акибанк»

2 апреля 2015 г.

B3

Стабильный

В значительной мере спекулятивный рейтинг — высокий кредитный риск

И, кстати, доброжелательность Fitch Ratings к своим подопечным (в отличие от других двух ведущих мировых игроков) довольно просто объясняется структурой мирового рынка рейтинговых оценок. Мировой рынок кредитных рейтингов являет собой ярко выраженную олигополию. На «большую тройку» нью-йоркских агентств приходится 90% рынка. Это Standard&Poor's (40%), Moody's (40%) и Fitch (10%). Как видите, у Fitch Ratings самая маленькая доля из «большой тройки». Оттого и благосклонность.

Зачем республике такие рейтинги?

И тут появляется еще более существенный вопрос о необходимости такого рейтинга для Республики Татарстан как категории вообще.

Самой республике как потенциальному эмитенту от этого ни холодно ни жарко — взять деньги на внешних рынках Татарстан не смог бы, даже если бы захотел. Вся соль в том, что республика имеет долги перед федеральным центром из-за Универсиады, и по условиям реструктуризации этих кредитов выход на рынки заимствований РТ запрещен.

По данным татарстанского минфина, на начало августа внутренний долг республики составлял 111,1 млрд рублей, из которых 66,9 млрд — как раз «универсиадские» реструктуризованные кредиты. Еще 29,7 млрд — это госгарантии в рублях и иностранной валюте.

Но даже если бы и была возможность занимать на внешних рынках, то западные санкции уже привели к резкому усложнению доступа к капиталу для властей и для бизнеса, и этот доступ вполне может вообще закрыться. Так что не исключено, что через некоторое время эта возня с рейтингами уже не будет иметь никакого значения: страна может вступить в состояние финансовой автаркии.

А пока еще «музыка играет» и не все потеряно

Но у республиканского рейтинга есть одна особенность: он косвенно влияет на рейтинги местных заемщиков от тех же международных рейтинговых агентств. За примером далеко ходить не надо: всем памятна ситуация, когда осенью прошлого года российский рейтинг поставил на полугодовой пересмотр Standard&Poors — началась массированная распродажа российских активов, выход из российских ценных бумаг, усиление оттока капитала. Можно сказать, рынки загодя и даже с избытком отыграли возможное понижение рейтинга РФ до «мусорного» уровня.

Кроме того, так уж устроено, что рейтинговые оценки от «большой тройки» международных рейтинговых агентств влияют на установление ставок дисконтирования, по которым вычисляются предполагаемые стоимости проектов, планируемых иностранными инвесторами в Татарстане.

Одним словом, если у Татарстана не будет международной рейтинговой оценки, то проблемы получат все предприятия Татарстана, занимающие на внешних рынках и имеющие проекты с участием иностранных инвесторов, — они окажутся для всего мира в «слепой зоне». Для столь ориентированного на внешние рынки Татарстана сие смерти подобно.

Так что, выходит, хорошие международные рейтинги республике все-таки необходимы.

Рейтинговые вредители

Вообще, тема с «большой тройкой» рейтинговых агентств — Fitch, Moody's и Standard&Poor's — наболела. В начале года они резко понизили суверенные рейтинги России, причем два последних — до «мусорного» уровня. Такое поведение российские власти расценили как необоснованное и политически ангажированное. По этой причине чиновники уже неоднократно ранее предлагали перестать ориентироваться на решения «большой тройки», объясняя их как «политически ангажированные действия». К тому же рейтинговые агентства сейчас фактически остаются «вне системы обособленного регулирования, контроля и надзора».

Чтобы хоть как-то приструнить зарвавшуюся иностранную тройку рысаков 14 июля 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о деятельности рейтинговых агентств в России, который устанавливает основные понятия рейтинговой деятельности и условия ее осуществления в России, а также определяет порядок аккредитации рейтинговых агентств. Закон призван снизить зависимость финансовой системы России от международных рейтинговых агентств. Закон определяет, что их аккредитацией занимается Банк России. В его полномочия входит ведение реестра рейтинговых агентств, проведение проверок, направление предписаний и применение иных мер воздействия.

Но если даже американцы после глобального финансового кризиса 2008-2009 годов не смогли ничего поделать с «большой тройкой», то что же может сделать с ними Банк России? А ведь именно их называли одними из главных виновников финансового кризиса — своими высочайшими «ААА» или «АА++» они искусственно преуменьшали риск многоходовых, трансграничных, состоящих из множества участников конструкций секьюритизации массовых ипотечных ссуд, полученных семьями с низкими доходами в США. Что в конце концов и привело к столь печальным последствиям.

Но, как уже было показано выше, оценки «большой тройки» для работы с внешним миром необходимы, и состоится ли тут конфронтация Банка России с «большой тройкой», остается только гадать, ведь там тоже сидят неглупые люди, которые все это хорошо понимают. Поэтому Татарстану остается продолжать кропотливую работу по повышению инвестиционного рейтинга и ни в коем случае не допускать разрыва отношений с международной олигополией рейтинговых оценок.

Фото на постере prav.tarar .ru

Альберт Бикбов

Новости партнеров