Новости раздела

Дмитрий Медведев: «Спасибо, Казань, спасибо!»

Два взгляда на одну церемонию: inside и outside

Грандиозным шоу завершился 16-й чемпионат мира по водным видам спорта. Как сказал президент Международной федерации плавания Хулио Маглионе, это был лучший чемпионат за всю историю ФИНА. О том, как прошло закрытие лучшего чемпионата, читайте в материале корреспондентов «Реального времени».

Охота на билеты

На первый взгляд народа возле «Татнефть-Арены» перед церемонией закрытия чемпионата собралось даже больше, чем на открытие. В зал хотели попасть многие, но не у всех была возможность. Желающие приходили прямо ко входу на территорию ледового дворца, подходили к другим зрителям и спрашивали, нет ли свободных билетов.

Как рассказала корреспонденту «Реального времени» женщина, которая все-таки умудрилась достать один билет, перекупщики предлагали билеты за 2 тыс. рублей. Но для своего сына она достала билет за тысячу. Ей же самой он достался бесплатно от партнеров чемпионата — «Лаборатории Касперского», которая разыграла 7 билетов прямо у входа в арену.

Как рассказал нашему изданию региональный представитель «Лаборатории Касперского» Ринат Шафиков, для того чтобы получить заветную проходку на шоу, нужно было лишь рассказать о том, как в повседневной жизни человек пользуется их продуктом.

Привидения в зале

Внутри комплекса посетители толпились вокруг киосков с лицензионными сувенирами и в буфете. Кстати, цены на еду и напитки остались прежними (об этом можете почитать в текстовой трансляции с церемонии открытия водного мундиаля) — вода за 80 рублей, сэндвичи за 220. Среди гостей церемонии корреспондент нашего издания заметила капитана сборной России по плаванию Евгения Коротышкина, кандидата в президенты Татарстана Руслана Юсупова и даже своего преподавателя живописи из далекого города в Башкортостане.

Как и на «Пилигриме», зрителям раздали сувенирные сумки со «вспомогательными атрибутами», чтобы они снова смогли стать не просто наблюдателями, но и участниками шоу. На этот раз в сумках находился белый палантин, точно такой же, какой сделал себе Карлсон, изображая привидение для отпугивания воров на крыше. Всех зрителей попросили надеть плащи. Оказалось, что таким образом гости стали частью «экрана». Прямо на нас проецировался видеоряд. Мы были то сушей в начале, то водой в конце.

Как Медведев и Ко дождь вызывали

Итак, ровно в 21:00 свет на «Татнефть-Арене» погас, но в зале все равно было светло от белых одеяний зрителей. На сцену выползли существа в белом. Сцена и зрители покрылись потрескавшейся землей. Существа изнывали от жажды, земля горела и полыхала. Музыка отражала весь ужас жизни без воды — тяжелой, давящей. Наконец, существа решили обратиться к «богам», взяв в руки бубны. К этому они призвали и зрителей, прося хлопать в такт музыке. Дождь вызвать удалось и не без участия ВИП-ложи. Было видно, как вместе со всеми сидящие там Дмитрий Медведев, Рустам Минниханов, Хулио Маглионе и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который приехал в Казань принимать эстафету проведения следующего чемпионата мира 2017 года в своей столице, призывали небеса проронить капли дождя.

И дождь пошел. Сцена начала заполняться водой, а сухие деревья, стоявшие там, начали расцветать. Зацвело и апельсиновое дерево в самом центре арены.

«Легкой воды!»

Ровно через 30 минут после начала церемонии наступило время официальной части. Аудитории представили официальных лиц из ВИП-ложи.

После трех куплетов гимна России и проплывшего перед зрителями по кругу флага страны Медведев, поприветствовав всех официальных делегатов, спортсменов и зрителей, поздравил их с завершением «большого праздника спорта». «Благодаря вам он стал зрелищным и незабываемым. Спасибо спортсменам за честную и красивую борьбу. Спасибо тренерам и болельщикам, волонтерам и организаторам», — сказал Медведев.

Он отдельно поприветствовал спортсменов и пожелал им сохранить тот азарт и бойцовских дух, который они показали на соревнованиях в Казани: «Желаю вам сохранить этот азарт и бойцовский дух, которые в спорте решают даже больше, чем физические характеристики. Легкой воды! Спасибо, Казань, спасибо!» — сорвал овации зала Медведев.

«Лучший чемпионат в истории FINA» и привет Марату Готовичу

Наступил черед слов благодарности и от Хулио Маглионе. Если опустить все приветствия и проговаривание всех имен, то самое важное, что сказал президент Федерации плавания FINA, это то, что Казань провела лучший чемпионат за всю историю организации. Определенно это успех. Во время его речи на сцене готовилась петь свой хит Полина Гагарина. Именно под ее хит «Million voices», который она исполнила в этом году на Евровидении, начался парад флагов стран-участниц чемпионата мира.

Одновременно с нашим корреспондентом, находившемся на трибунах «Татнефть-Арены», за церемонией по телевизору наблюдал и наш обозреватель Сергей Афанасьев.

Церемония закрытия в «Татнефть-Арене» стартовала с номера о нехватке воды. Саундтреком была чья-то песня под названием «Жажда». Сухие ветки, голые дерева. Странные ломающиеся фигуры на сцене в центре. Люди просят дождя. Как в древние времена древние же племена. В особенности жители пустынь, бедуины. Или народы «зоны рискованного земледелия» (привет главе АПК Татарстана Марату Ахметову). «Примитивные», как их сегодня называют ученые, «доисторические». Полагающие, что «магия симпатическая», скажем, помогает установить с небесами сверхъестественную связь. Танцами, например, камланиями — в стремлении достучаться-таки до небес. В кадре желтое солнце, люди в белых костюмах (в доисторические времена их тела были бы, может, выбелены и покрыты с ног до головы известковой пылью), золотая пустыня. «Юг. Бескрайняя, жгучая, злая тоска по всему, что есть», — этими строками испанского поэта Хименеса лучше всего можно было бы синхронно перевести пролог церемонии: тоску прежде всего по воде, которая, мы напомним, символ жизни в мифах почти любых народов (об этом собственно была и история о Пилигриме две недели назад). Ну или можно вспомнить начальные строки «Человека-амфибии»: «Наступила душная январская ночь аргентинского лета. Черное небо покрылось звездами...» Нет дождя. Жара невыносимая. Доисторическая тоска в своих магических танцевальных формах еще сохранилась, кстати, на континенте Африка. Один немецкий писатель нашел для нее замечательную метафору (она нам еще пригодится): «Большая добыча, темно-горячая мечта. Велико то, что нельзя подчинить, нельзя съесть».

Не фестиваль «Песня года», и не танцевальная площадка Ибицы

Как и предупредили с самого начала организаторы, она не была уже такой философской, как прежняя. Откровенно говоря, единой концепции, в которой был выдержан «Пилигрим», в ней вообще не было. Эстрадные номера вперемешку с интервью спортсменов. Танцы и голоса певцов и певиц и голоса как обычных участников чемпионата, так и чемпионов. Контраст безжалостный: в результате, в отличие от церемонии открытия, где заранее снятые видео-вставки хотелось перемотать (или забыть поскорее), на вчерашнем вечере все было ровно наоборот: вся эстрада, несмотря на кислотно-психоделическую свою расцветку, в свете страстных признаний спортсменов моментально покрывалась той самой известью, бледнела, становилась невзрачной. Интервью участников, наверняка, были сняты на протяжении двух недель чемпионата. Голоса задыхающиеся, запыхавшиеся, восторженные, подбирающие слова единокровных, уж точно ментальных сестер и братьев человека-амфибии, стирали напрочь весь тот хип-хоп и диско, с которым выступали (конечно, тоже от всей души) певцы и танцоры. Это, в общем, нормально, и так, наверное, и должно быть: это все же не праздник песни, а праздник спорта. Церемония закрытия FINA-2015 — не фестиваль «Песня года». И не танцевальная площадка клубной электронной музыки Ибицы. Между прочим, Ибица — так уж получилось — не пустое в нашем случае слово.

И признания чемпионов (и тех, кто станут ими впоследствии), и музыкально-танцевальные образы той самой культовой Ибицы печально рифмуются с важным водно-спортивным событием, на которое вряд ли ссылались организаторы вечера, но о котором нельзя не упомянуть. Событие весьма символическое. «По официальной информации Федерации фридайвинга России, поиски Натальи Молчановой безрезультатно завершились 7 августа 2015 года», — сообщили СМИ накануне. За этим сухим телеграфным отчетом на самом деле скрывается триумф и трагедия настоящего человека, замечательной женщины, ее способностей и, чего уж там, героизма. Молчанова — чемпионка мира по фридайвингу, «обладательница более 40 мировых рекордов», «первая в мире женщина, преодолевшая отметку 100 метров при погружении в глубину на задержке дыхания», и «первая в мире женщина, задержавшая дыхание более чем на 9 минут». Молчанова пропала без вести 2 августа этого года во время погружения около острова Ибица, попав, «по всей видимости, в сильное подводное течение при погружении с задержкой дыхания на 30-40 метров».

«Главное «тынц-тынц-тынц» и окрошка слов более или менее в рифму»

Около острова Ибица (принадлежит Испании: «бескрайняя, жгучая, злая тоска по всему, что есть»), в 200 километрах от Африки, которая «большая добыча, темно-горячая мечта — велико то, что нельзя подчинить, нельзя съесть». Откуда такие люди берутся и куда они потом уходят, никому неизвестно. Тем не менее сердце от их подвигов, хоть и на мгновение, да замирает. «Сердце замирает у зрителей — высшая похвала», — так, кажется, проговорила в камеру одна из синхронисток вчера. Но в чем состоит величие таких, как Молчанова, или тех спортсменов, которые в камеру, может быть, пафосно, и не в тон, и не в такт, а просто так говорили о том, что они чувствуют во время соревнований? Наблюдатель, тот же зритель, сказал бы что-нибудь тоже пафосное, завороженный необыкновенными достижениями тела человеческого (такого же, как у тебя и меня): «Чудо, что вытворяют люди со своим телом во время прыжка», — почти точная цитата одного из участников. Сказал бы про, например, преодоление себя, достижение предела возможного, покорение, казалось бы, недостижимых планок. Но интереснее, конечно, было бы знать, что чувствуют сами спортсмены, себя преодолевающие. Участники чемпионата, впрочем, вчера признавались, что «не знают, о чем они думают перед стартом». Или «не помнят», какие мысли мелькали у них в голове перед самым прыжком. В три секунды, от прыжка до воды «пространство и время — как одно мгновение», но человеку кажется, что он в фильме, как супергерой, падает с неба птицей в замедленной съемке. Кто-то честно, не стыдясь, говорит, что часто плачет во время нескончаемых тренировок.

Между игроками в поло и синхронистками с их мини-интервью минуты на две — пятиминутные номера ни о чем… Ну то есть, как ни о чем? Кто-то поет о солнце в кармане, кто-то о номере телефона любимой, кто-то (кажется, «Каста») о том, что они будут «идти на свет». Для таких вот шоу, безусловно, не так уж и важна смысловая подача. Главное «тынц-тынц-тынц» и окрошка слов более или менее в рифму. И попугаистые цвета. Белое на зеленом, синее, красное, фиолетовое. Симпатичные — так, «между прочим», — танцы. Балет на воде — танцующие загребают ногами воду. Розовоперстая Эос — заря на море. Розово-желтая дискотека «Санта-Лючия» с подпевающими гигантскими масками почти в духе каменных монолитных статуй, идолов с острова Пасхи. И с роботами-манипуляторами на подтанцовках. Неживая механика кажется, если честно, на всем этом лихорадочно-дискотечном фоне много живей. Короче, были танцы… Был «праздник у девчат». Ибица. Неоновые восьмидесятые.

«Но море хранит свою тайну»

При этом все, в том числе и выступающие (и Сергей Лазарев, и Полина Гагарина — да простят нас фанаты), прекрасно, наверное, понимают, что настоящий праздник все эти две недели, включая вчерашний день, был на самом деле у, скажем, девчат-синхронисток, или игроков в водное поло, или участников соревнований на открытой воде (и не важно на самом деле, под каким они выступали флагом и у кого больше медалей). Слов нет, отдельные номера даже можно назвать эффектными, если не по красоте вообще постановки, то хотя бы по цветомузыкальному оформлению. Но описывать собственно цветовую гамму каких-либо постановок всегда бессмысленно. Можно только сослаться на описание Чехова, который в финале «Гусева» (когда акула нехотя пожирала мертвого Гусева в океанской, кстати, воде), точно нарочно в ироничном ключе рассказал о заходе солнца и оттенках очаровательных сумеречных небес: «Цвета ласковые, радостные, страстные, какие на человеческом языке и назвать трудно».

Говоря, однако, об эффектности и красоте постановки, невозможно не вспомнить слова синхронистки, которая говорила про то, что высшая похвала ей как спортсменке — когда сердце замирает при виде ее творения (и, кажется, эта та же самая, что на тренировках от стресса плачет). Которая, так же, как и другие ее коллеги, задыхаясь, запыхавшись, восторженно говорила о том, как рождается у синхронисток из хаоса идеальная форма, и какая точность должна у них быть, чтобы от созданной всего на мгновение красоты фигуры замерли сердца и у зрителей, и у ко всему привыкших и, наверное, капельку «черствых» судей.

Велики те, кто умудряются подчинить то, что, как кажется остальным, подчинить нельзя, даже если их потом пожирает море (не дай бог, конечно, такой судьбы остальным — как говорится, «легкой воды» им). Откуда же берутся люди, способные самоотверженно отдаваться любимому делу, создавая как будто между прочим настоящую красоту, или преодолевать пределы возможного к ужасу и восхищению простых смертных, и куда они потом уходят — никому неизвестно. Кроме, возможно, воды, океана, моря. «Но море хранит свою тайну».

Персональная золотая медаль Татарстану от Венгрии

После такого эмоционального подъема настал черед передать эстафету столице Венгрии Будапешту, который примет у себя следующий чемпионат FINA в 2017 году. На водную сцену с этой почетной миссией вышел Рустам Минниханов, а принимать эстафету из ВИП-ложи вышел Виктор Орбан.

Минниханов поблагодарил семью FINA за оказанное доверие и сказал, что за все время работы над организацией чемпионата «мы стали частью этой семьи». «Мы вместе», — добавил он свой девиз. Он также поблагодарил все уровни власти и особенно муниципалитет Казани.

К официальным лицам вышел моряк, который передал флаг FINA Рустаму Минниханову, который, в свою очередь, пытался расправить его, но он, к сожалению, запутался. Но эту небольшую погрешность с лихвой устранил премьер-министр Венгрии, принявший флаг FINA, и размахнулся им так, что это больше было похоже на раскачивание.

Получив флаг, Виктор Орбан обратился к «вашему превосходительству» и сказал: «Я хотел бы сказать, что Россия выиграла на этом чемпионате девять золотых медалей, но число их должно равняться десяти за организацию Россией и Татарстаном соревнований. Вы очень высоко установили планку проведения этого турнира. От имени народа Венгрии — мы сделаем все, чтобы провести чемпионат мира на самом высоком уровне. Надеюсь, что после проведения его в Будапеште мы передадим флаг FINA с теми чувствами, с которыми его передают нам. Увидимся в Будапеште в 2017 году!» — пригласил всех Виктор Орбан.

Завершилось грандиозное представление всемирно известной композицией группы 4 Seasons «Beggin'» в исполнении группы Jukebox Trio. Заключительным водным представлением стал огромный водопад и шоу фонтанов.

Выходя со стадиона, люди продолжали петь и пританцовывать под прозвучавшие на церемонии композиции. Это ли не индикатор успеха? Видимо, да. Очевидно, что публике пришелся по вкусу концертный стиль церемонии закрытия 16-го чемпионата мира по водным видам спорта в Казани.

1/121
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
Анастасия Юрьева, Сергей Афанасьев, фото Максима Платонова и Романа Хасаева

Новости партнеров