Как «Тинькофф» обошел госбанки в рекламных расходах
Обзор расходов банков на рекламу, представительские расходы и охрану
Аналитическая служба «Реального времени» выяснила, сколько за I полугодие 2018-го российские банки потратили на рекламу, а также на представительские расходы и охрану. Как оказалось, по рекламным расходам некоторые частные игроки оставили позади большинство крупнейших госбанков, а суммы расходов в некоторых случаях исчислялись миллиардами рублей.
«Тинькофф» — первый после ВТБ
10,4 млрд рублей — столько в январе — июне потратили на рекламу 10 российских банков с самыми большими расходами. Участниками этой десятки стали не только крупнейшие госбанки, но и частные игроки средней величины. Более того, в ряде случаев вторые потеснили первых.
Все же больше всех на рекламу потратил государственный ВТБ, его расходы превысили 2 млрд рублей. Однако уже на 2-м месте оказался «Тинькофф Банк», который отстал всего на 314 млн рублей. Сбербанк, крупнейшая финансовая организация страны, занял только третью строчку с расходами в 1,5 млрд рублей.
То же самое наблюдалось и далее по списку. Так, частный Совкомбанк, не входящий в топ-10 по активам, по сумме расходов превзошел «Газпромбанк» и «Альфа-Банк»; «Райффайзенбанк» потратил больше, чем более крупные «ФК Открытие», «Московский кредитный банк» или «Россельхозбанк».
По сравнению с I полугодием 2017-го у большинства лидеров рейтинга рекламные расходы увеличились. Самый большой рост был у «Хоум Кредита» — на 594 млн рублей. Он произошел на фоне низкой базы (за 6 месяцев 2017 года банк потратил всего 18,4 млн рублей). Расходы Сбербанка за год подросли в два раза, «Газпромбанка» — в 2,3 раза. При этом у лидера рейтинга — ВТБ — сумма, наоборот, сократилась на 31%. Также на 16% расходы снизил «Райффайзенбанк».
Интересно, что по-разному к вопросу расходов подходили крупные кредитные организации, которые в прошлом году пришлось спасать и которые в итоге были национализированы. Многие из них урезали траты на рекламу. К примеру, у «Бинбанка» и «ФК Открытие» они снизились на 51—56%, у «Траста» — на 77%. В то же время «Промсвязьбанк» потратил 311 млн рублей — на 39% больше, чем годом ранее.
Неоднозначной ситуация была и в случае с игроками, входящими во вторую — пятую десятку по величине активов. Например, «Абсолют Банк», а также «Уральский банк реконструкции и развития» стали тратить меньше (их расходы сократились соответственно на 54 и 82%), тогда как «Зенит» или «Русский стандарт» увеличили траты примерно в 2—4 раза.
Среди банков Татарстана наибольшие рекламные расходы были у «Ак Барса»: по сравнению с январем — июнем прошлого года он увеличил их в шесть с лишним раз, потратив, таким образом 273,7 млн рублей (15-е место среди всех банков России).
Расходы «Банка Казани» выросли в 2,3 раза (до 2,1 млн рублей), «Энергобанка» — на 19% (до 6,2 млн), «Акибанк» также увеличил их двукратно (до 4,3 млн). Расходы «Камкомбанка» составили 744 тыс. рублей, «Тимер Банк» и «Татсоцбанк» ограничились суммами в 612—687 тыс. рублей. Меньше всех в Татарстане на рекламу потратил «Автокредитбанк» — нисколько.
Наименование банка | 1 пг 2018г | 1 пг 2017г | изменение |
Банк ВТБ | 2,036,784 | 2,972,030 | 69% |
Тинькофф Банк | 1,722,370 | 981,124 | 176% |
Сбербанк России | 1,494,602 | 718,802 | 208% |
Совкомбанк | 1,206,269 | 768,168 | 157% |
Почта Банк | 904,230 | 577,231 | 157% |
Газпромбанк | 855,391 | 377,325 | 227% |
Райффайзенбанк | 646,345 | 769,475 | 84% |
Хоум Кредит энд Финанс Банк | 612,621 | 18,422 | 3325% |
АЛЬФА-БАНК | 521,949 | 519,339 | 101% |
«Альфа-Банк» потеснил ВТБ в представительских тратах
В рейтинге представительских расходов суммы оказались на порядок меньше, а банки немного поменялись местами. В частности, ВТБ ушел с 1-го места на 4-е, а лидером по сумме расходов стал «Альфа-Банк», потративший 78,4 млн рублей. Сбербанк и в этом случае остался на своей третьей строчке.
Некоторые крупные игроки («Бинбанк», «Россельхозбанк», «Московский кредитный банк» и др.) не попали в топ рейтинга, зато там оказались «Азиатско-Тихоокеанский банк» (АТБ), «Русфинанс Банк» и «Кредит Европа Банк».
Многие участники рынка в этом году сокращают представительские расходы. Так, Сбербанк по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом урезал их на 19%, «Совкомбанк» — на 12%, «Ситибанк» — на 30%, АТБ — на 23%. Еще сильнее их сократили санируемые банки: «ФК Открытие» — на 64%, «Промсвязьбанк» — более чем в полтора раза.
Расходы «Альфа-Банка» остались неизменными, у «Газпромбанка» они выросли на 3%, у ВТБ — на 37%.
Наименование банка | 1 пг 2018г | 1 пг 2017г | изменение |
АЛЬФА-БАНК | 78,356 | 78,462 | 100% |
Газпромбанк | 38,652 | 37,513 | 103% |
Сбербанк России | 36,738 | 45,344 | 81% |
Банк ВТБ | 36,559 | 26,659 | 137% |
Кредит Европа Банк | 18,296 | 11,157 | 164% |
Банк Финансовая Корпорация Открытие | 12,612 | 34,809 | 36% |
ЮниКредит Банк | 10,631 | 6,622 | 161% |
Азиатско-Тихоокеанский Банк | 10,563 | 13,643 | 77% |
Московский Индустриальный банк | 9,161 | 7,575 | 121% |
Иная ситуация была с расходами на охрану — здесь суммы в большинстве случаев соответствовали масштабам хозяйственной деятельности банков и их месту в банковской системе. В соответствии с этой логикой самые большие расходы были у Сбербанка — 1,2 млрд рублей. ВТБ потратил на охрану в 1,7 раза меньше — 662,7 млн рублей. При этом стоимость основных средств Сбербанка (здания, транспорт, мебель, оргтехника, банкоматы и т. д.) в три с половиной раза больше, чем у ВТБ — 561,6 млрд рублей против 160,6 млрд.
По расходам на охрану 3-е место занял «Газпромбанк», потративший 543,6 млн рублей, 4-е и 5-е — «Альфа-Банк» и «Россельхозбанк», чьи расходы составили соответственно 498,7 и 457,5 млн рублей.
Как правило, крупные банки тратили на охрану не более 1% от стоимости их основных средств (Сбербанк — 0,2%, ВТБ — 0,4%, «Россельхозбанк» — 1%, «Росбанк» — 0,3%, «Райффайзенбанк» — 0,5%). Но были исключения. Например, «Московский индустриальный банк» потратил сумму, равную 1,7% основных средств, а банк «Возрождение» Алексея Ананьева — 2,2%.
Наименование банка | 1 пг 2018г | 1 пг 2017г | изменение |
Сбербанк России | 1,154,106 | 1,321,750 | 87% |
Банк ВТБ | 662,725 | 470,378 | 141% |
Газпромбанк | 543,639 | 498,338 | 109% |
АЛЬФА-БАНК | 498,740 | 484,248 | 103% |
Российский Сельскохозяйственный банк | 457,534 | 447,223 | 102% |
Московский Индустриальный банк | 169,868 | 145,894 | 116% |
Небанковская кредитная организация ФИНЧЕР | 152,428 | 94,281 | 162% |
Банк Возрождение | 150,019 | 112,850 | 133% |
Промсвязьбанк | 140,506 | 172,705 | 81% |
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.