Новости раздела

«Я работаю не ревизором. Я работаю руководителем исполкома Челнов»

Автобусное МУП команда Магдеева откроет на базе бывшей «трамвайной» «дочки» КАМАЗа

На вчерашней пресс-конференции глава исполкома автограда Наиль Магдеев признался, что не в состоянии проверить на коррупционность все 6,5 тыс. участков, которые могли быть переоформлены прошлой командой администрации города. При этом сити-менеджер заявил, что намерен уважать интересы и малого бизнеса, в собственности которого эти участки оказались. Тема отношений власти с бизнесом вообще стала главной на пресс-конференции: самому Наилю Магдееву приходится лавировать, пытаясь помочь МСБ, но и блюсти при этом интересы простых горожан. В новой городской политике в отношении бизнеса, которую попытался сформулировать Магдеев, разбирался корреспондент «Реального времени».

«Искать все пропавшее нет ни сил, ни средств»

Предваряя пресс-конференцию, глава исполкома Наиль Магдеев заявил, что постарается найти ответы на любые каверзные вопросы, если же нет, ему помогут его заместители и руководители районов, которые сидели угрожающими рядами позади челнинских журналистов. Однако в итоге их помощь так и не понадобилась: глава автограда действительно ответил на все заданные ему вопросы, правда, отвечая на некоторые, постарался быть, так сказать, «дипломатом» и обходил острые углы.

Напомним, что «Реальное время» вчера опубликовало ответы челнинского градоначальника на вопросы нашего собкора. Сейчас представляем ответы на остальные вопросы.

Так, отвечая на вопрос, когда уже новая команда Магдеева отчитается по прошлогоднему коррупционному скандалу (в нем, напомним, был задействован ряд крупных чиновников из команды предыдущего мэра) и расскажет о результатах проверки земельных участков, проданных городом или переданных в аренду, глава города выбирал слова очень осторожно. Во-первых, он признался, что проверять все переданные в аренду земельные участки, на передаче которых погорела бывшая администрация города, он и его подчиненные, увы, не смогут и не станут.

— Нет ни сил, ни средств. Это не наша задача. Я работаю не ревизором. Я работаю руководителем исполкома Челнов. Но там, где возникают жалобы, заявления в части точечной застройки, проводим проверку с привлечением надзорных органов. Это, в частности, участки в 39-м, 20-м, 44-м комплексах. Есть определенные обращения в правоохранительные органы. О результатах говорить рано. Собственники участков тоже ведь имеют право отстаивать свои законные интересы. У нас более 6,5 тыс. участков в аренде. Никаких сил не хватит, чтобы проверить все, — повинился Магдеев.

«Мы не ставим задачу ущемить интересы малого и среднего бизнеса»

Он отметил, что вместо прочесывания всех договоров на предмет их незаконности и коррупционности городская команда с ним во главе старается проверять факты по конкретным обращениям горожан, и «если есть сомнения в законности и подлинности документов» (тем самым он фактически дал сигнал собственно горожанам, дабы те проявили активность и пожаловались в случае недовольства точечной застройки отдельных зданий). При этом, по его словам, уже порядка 20 обращений в отдельные инстанции было направлено. И есть даже решения судов первой стадии, но их Наиль Магдеев озвучить отказался, так как «собственники подают апелляции в Верховный суд РТ и имеют право судиться дальше: решение суда первой инстанции не окончательное».

— Мы не ставим задачу ущемить интересы малого и среднего бизнеса, — отметил глава города. — Мы ставим вполне ясную задачу: интересы граждан, жильцов должны быть учтены. Может, какие-то ошибки допущены были при оформлении передачи участков?

Между тем свободной земли в автограде почти не осталось

Так или иначе, работу в этом направлении новой команде продолжать придется еще и потому, по-видимому, что, как выяснилось вчера на совещании, в городе уже снизились доходы от сдачи в аренду имущества на 1,385 млн рублей, составив 3,3 млн «в связи с уменьшением площадей с 3 тыс. до 2 тыс. кв. м». Доходы от реализации имущества также ниже уровня прошлого года: они уменьшились на 2,5 млн рублей. При уменьшении числа находящихся в собственности земельных участков городу станет трудно пополнять бюджет неналоговыми доходами. Вторая причина — острая нехватка земли, которую город может (да и должен по закону) передать многодетным семьям. Эта проблема стояла и раньше, при прежней команде администрации города, и тогда было принято решение просить землю у Тукаевского района — свободной земли в автограде практически не осталось!

На пресс-конференции этот вопрос также был поднят, и, отвечая на него, Наиль Магдеев не скрывал сожаления, что в последние годы земельные участки, находящиеся в собственности города, увы, в дефиците. Решают проблему так же — обращаются за участками в Тукаевский район.

— Неслучайно мы по многодетным семьям за участками обращаемся в Тукаевский район, который находит возможность выделять их по программе обеспечения многодетных семей земельными участками. Точечно находим возможности. Но при этом и ряд районов осваиваем — 63-й и 65-й микрорайоны. Там было выделено два участка для строительства жилья по соципотеке. С участками в автограде есть проблемы. Наши возможности ограничены. Город объективно вынужден будет искать дополнительные территории для жилищного строительства в Тукаевском районе, — признался глава.

Устанавливать зарплату себе в 120-160 тыс. рублей

Помимо земли еще одной острой проблемой, которая продолжает стоять перед новыми властями города, остаются тарифы на коммунальные услуги. Напомним, команда Магдеева стала известна жестким противостоянием энергетикам Татарстана. В частности, в марте этого года Наиль Магдеев попросил приехать в город руководителя «Генерирующей компании» Раузила Хазиева и «объяснить тарифы», так как время «формальных голосований прошло». Судя по всему, курс на активную городскую политику в этом направлении градоначальник продолжит. Во всяком случае в той области, где у главы исполкома еще остались ресурсы влиять на величину тарифов.

Магдеев напомнил, что тарифы на коммунальные услуги устанавливаются муниципалитетом города («это наша прерогатива»), и на 2015 год он принял решение («с учетом складывающейся ситуации», имея в виду падение доходов населения) оставить тарифы на уровне 2014 года. Однако тарифы на газ, электроэнергию, воду и т. д. устанавливаются тарифным комитетом РТ совместно со снабжающими организациями.

— Из всего комплекса большую часть занимают коммунальные услуги, меньшую часть — жилищные. И мы в жилищных услугах смотрим все составляющие, не завышены ли тарифы на них? И стараемся эту зону ответственности муниципалитета отработать сполна. И мы нашли резервы в статье жилищных услуг. Это завышенная зарплата. Как можно при средней зарплате в Челнах 25-26 тыс. рублей устанавливать зарплату себе в 120-160 тыс. рублей (неясно, имеются ли в виду зарплаты руководителей управляющих компаний или зарплаты энергетиков РТ — прим. ред.) и говорить, что тарифы на жилищные услуги приемлемые? Мы сказали: «Нет, согласиться не можем». Хотя это вроде частные компании. Мы их право уважаем, но тут же люди обращаются к нам, и мы их проверяем и говорим им: «А не пробовали аппетиты умерить? Поставить зарплату 40-50 тыс. рублей на уровне руководителя средней компании? — не скрывал сарказма и своего возмущения глава исполкома автограда.

Но и замораживать тарифы просто так нельзя

Тем не менее Наиль Магдеев, «как технарь по образованию» (он окончил Ленинградскую лесотехническую академию им. С. М. Кирова по специальности «инженер-механик»), признал, что и сами услуги должны иметь возможность развиваться. И поэтому в тарифе неизбежна «инвестиционная составляющая». Благодаря которой впоследствии компании могут строить новые подстанции, линии электропередач и т. д.

— Нельзя взять и заморозить тарифы, — прокомментировал Магдеев популярную в массах теорию. — Идея красивая. Но как ее реализовать? Ответов найти не могу. Есть инфляция, наконец. На газ тоже в этом году тарифы с ростом по сравнению с 2014 годом. С другой стороны надо сделать так, чтобы и УК нормально работали. Мы не можем до бесконечности держать тарифы на уровне 2014 года и не давать развиваться жилищным организациям, — отметил сити-менеджер.

«Обшили один дом этим серым профнастилом и говорят: «Какой у нас красивый город!»

Комментируя свое желание увидеть новый дизайн автограда и идеи нового главного архитектора города Алмаса Идрисова в области городского дизайна, Наиль Магдеев дал понять, что не сторонник волюнтаристского подхода в отношении собственников тех магазинчиков, вид которых почему-либо окажется эстетически несоответствующем. В то же время глава города не исключил, что с торговыми постройками, чей вид окажется неприглядным, без внятной документации, свидетельствующей о собственности или аренде, у собственника могут возникнуть проблемы.

— Я не сторонник сносить что-то. За каждым объектом стоят люди. Правильно или неправильно, но такое решение (о передаче в аренду или в собственность — прим. ред.) было принято. Нормативные документы того времени действовали. Я не работаю ревизором, — вновь напомнил журналистам Наиль Магдеев. — Я работаю руководителем. Чистой воды хозяйственник. Если какой-то объект не является объектом повышенной опасности, не нарушает правила архитектуры, градостроительства, он должен оставаться там, где находится. Понятно, что необходимо, наверное, посмотреть на его архитектурный облик. Чтобы объект и дальше быть привлекательным. Чтобы глаз радовал. А то обшили один дом этим серым профнастилом и говорят: «Какой у нас красивый город», и с пеной у рта отстаивают, — издевательски передразнил он адептов противоположной точки зрения. — Если объект нравится многим, привлекает, сносить не будем. Но если он похож на… — не буду говорить, точно в заголовок вынесете — разве можно с этим согласиться? И не имеет на это никаких документов, кроме справки о том, что в 1812 году за подписью Кутузова разрешили поставить ларек.

Правда, не совсем ясно, какова окажется последовательность реакции мэрии: не понравился облик — пристальнее взглянули в документацию? Тут уже недалеко будет до возможности злоупотребления.

Власти и МСБ в сфере транспорта: для бизнеса останется узкий коридор возможностей

Вообще, отношения власти с малым и средним бизнесом стали, по сути, главной темой пресс-конференции. При этом, однако, команда Магдеева не готова действовать в ущерб городской экономике и интересам граждан, помогая этому бизнесу, «несмотря ни на что». Так же, как и с земельной тематикой или несоответствующими правилам архитектуры торговыми объектами, под вопросом оказалось развитие малого бизнеса и в транспортной отрасли. Напомним, решение властей приобрести почти 200 автобусов «Нефаз» большой вместимости уже напугало бизнесменов, которые пожаловались на политику властей врио президента РТ Рустаму Минниханову. Правда, понимания проблема транспортников-предпринимателей у Минниханова не вызвала. Сам Наиль Магдеев считает, что место в городских перевозках для МСБ есть. Другое дело, что территория для него в силу очевидных причин в ближайшее время сузится.

— В полумиллионном городе так быть не должно. Я примера не знаю. Приведите примеры, чтобы население полумиллионного города перевозили в автобусах малой вместимости, — зал молчал, Магдеев, почувствовав, что нашел правильный подход, и продолжил: — Терпеть такое невозможно. Но при этом у города не было финансовых ресурсов, отсутствовала производственная база для автобусов, в свое время она была ликвидирована. И мы взялись за непростое дело — в чистом поле создать структуру, которая могла бы на определенных условиях должным образом осуществлять перевозки пассажиров. Поэтому мы вошли в республиканскую программу субсидирования газомоторной техники. Подписали документы с «дочкой» КАМАЗа компанией «Нефаз» на поставку 190 автобусов большой вместимости на 60 и более мест. Двигатель «Евро-5» на газомоторном топливе.

При этом такие автобусы должны помочь и в решении экологических проблем — Магдеев напомнил о росте в городе в последние годы числа онкобольных. В настоящий момент по дорогам города ездят от 500 до 700 автобусов малой вместимости. Тогда как с большими автобусами их останется в 2 раза меньше: 350-360 (расчеты самого Магдеева): «Вы представьте, что число двигателей, которые ежедневно дымили, уменьшится в два раза».

Бывшая «трамвайная» «дочка» «КАМАЗа» станет гнездом для автобусного муниципального предприятия

Наиль Магдеев также рассказал о схеме нового предприятия. Как оказалось, никто с нуля его открывать не намерен. Мало того, у автобусной компании не будет даже своего расчетного счета. Компанию создадут на базе предприятия «Электротранспорт». Эта компания, напомним, до 2013 года была «дочкой» КАМАЗа и осуществляет трамвайные перевозки горожан. В конце 2013 года компанию официально передали на баланс муниципалитета. Правда, на условиях, что автогигант каждый год будет выделять предприятию 30 млн рублей дотаций (что вполне разумно, так как на заводы автогиганта многие рабочие попадают именно на трамваях), хотя, понятное дело, решение о дотациях сам КАМАЗ вряд ли сильно обрадовало. Так или иначе, теперь на базе бывшей камазовской «дочки», которая по-прежнему будет осуществлять трамвайные перевозки (стоимость билета здесь ниже — 15 рублей), по словам Магдеева, мэрия создаст новое предприятие с приобретением на его баланс новых же автобусов — тех самых «Нефазов». Завтра мэрия объявит конкурс и выставит 4 лота на перевозки, конкурс должен завершиться в конце августа. При этом глава города заверил, что принять участие в нем может любой, однако существуют и определенные но.

— Да, любая компания может заявиться и выиграть конкурс. Но там есть условия. В частности, по двигателям, которые должны быть на автобусах перевозчиков такие же — «Евро 5». Автобусы большой вместимости мы пустим на центральные магистрали. Но в самих городских перевозках место для МСБ тоже есть, — заметил Магдеев.

При этом, что очевидно, далеко не все сегодняшние частные перевозчики смогут подпасть под условия тендера, да и возможность для инвестиционной покупки соответствующих «Нефазов» (что параметры и характеристики в конкурсной документации будут сделаны под них, несомненно) есть не у каждого бизнесмена. В то же время администрацию города, как и население, можно понять: жалобы на отсутствие больших автобусов и хамство части водителей автобусов малой вместимости, принадлежащих частникам, стройным хором донимали администрацию города аж с 2008 года. Не говоря уже об экологической ситуации в автограде, оставляющую, как известно, желать лучшего.

Фото на постере nabchelny.ru

Сергей Афанасьев

Новости партнеров