Новости раздела

Российские аэропорты: «Казань» едва попала в топ-15

«МАК», несмотря на туристический подъем в столице Татарстана, умудрился уступить не только столичным городам, но и многим близким «соседям»

Российские аэропорты: «Казань» едва попала в топ-15
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Международный аэропорт «Казань» за прошлый год потерял в пассажиропотоке. Эта тенденция оказалась характерна для многих воздушных гаваней, но далеко не для всех. Ряд аэропортов, наоборот, сумели выиграть от кризиса. В 2016 году часть динамики у многих изменилась, но пока говорить о восстановлении рано. При этом, как выяснило «Реальное время», «Казань» проигрывает по пассажиропотоку не только крупным московским игрокам, но и многим «соседям», «курортным» аэропортам и региональным «базам» авиакомпаний.

Кто проиграл от экономического кризиса и авиаблокады Турции и Египта?

По данным Росавиации за 2015 год, международный аэропорт «Казань» занимает 14-е место среди российских аэропортов по пассажиропотоку. В прошлом году он обслужил 1,79 млн пассажиров, что на 7,6% меньше, чем в 2014 году. Это снижение — общее для большинства аэропортов России, которые в 2015 году ухудшили показатели в целом из-за экономического кризиса, а также отмена полетов в Египет.

Снижение доходов населения сыграли на руку «Симферополю» (рост пассажиропотока почти в два раза — на 87%) и «Сочи» (рост на треть). Также незначительный рост пассажиропотока — на 2% — произошел в аэропорту «Минеральные воды». Еще меньший рост — на 0,1% — произошел в московском «Шереметьево». А вот столичный аэропорт «Внуково», несмотря на прошлогодние сложности для авиаотрасли, смог увеличить пассажиропоток сразу на четверть.

Уже в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продолжился рост в крупнейшем российском аэропорту «Шереметьево» (на 7,2% по сравнению с первым полугодием 2015 года). Продолжили наращивать пассажиропоток на фоне запрета чартеров в Турцию и прежней блокировки вылетов в Египет курортные «Сочи» (на 36%), «Симферополь» (снизил темпы роста до 6,4%). Помимо этого, перешли в рост новосибирский аэропорт «Толмачево» (на 5%), аэропорт «Казань» (на 4,4%), а также владивостокский аэропорт «Кневичи» (на 3,9%). Рост последнего позволил ему войти в топ-15, хотя полгода назад его место занимал красноярский аэропорт «Емельяново».

А вот московский «Внуково» по итогам первого полугодия значительно снизил пассажиропоток, уступив свое прошлогоднее 3-е место петербургскому «Пулково». Последний также не показал впечатляющих результатов — количество пассажиров в нем снизилось на 6,5%. Однако провал «Внуково», во многом работавшем на рынке чартерных авиаперевозок (потому — наиболее пострадавшем от «закрытия» Турции и Египта из всех аэропортов московского авиаузла), позволил «Пулково» войти в тройку лидеров.

«Казань» уступает столичным аэропортам, «базам» авиакомпаний и «курортникам»

Казанский аэропорт по итогам 2015 года оказался лишь на 14-м месте по пассажиропотоку. Казанские 1,8 млн на фоне лидеров — московских аэропортов кажутся каплей в море. Впрочем, на фоне настоящих «титанов» авиаперевозок и московские аэропорты кажутся небольшими: ни один из них не входит в мировой топ-50 по пассажиропотоку. Крупнейший хаб мира в 2015 году — международный аэропорт Хартсфилд-Джексон в Атланте (США, штат Джорджия, — база авиакомпании Delta Airlines) обслужил 101,5 млн пассажиров. Крупнейший европейский аэропорт — лондонский Хитроу — обслужил 75 млн человек.

Но вернемся на российскую землю. Казанский аэропорт опередили, само собой, три московских аэропорта и петербургский «Пулково». «Шереметьево» воспользовались в 17,5 раза больше пассажиров, чем «Казанью», «Домодедово» — в 17 раз больше. Пассажиропоток в этих московских аэропортах — около 30 миллионов человек в год. Третий московский аэропорт «Внуково» и петербургский «Пулково» перевезли за прошлый год около 16 и 13,5 млн пассажиров, соответственно. Разница с аэропортом Казани — в 9 и 7,5 раза.

Помимо столичных аэропортов, впереди «Казани» оказались три курортных аэропорта: вырвавшийся на 5-е место крымский аэропорт «Симферополь» (5 млн пассажиров, в 2,8 раза больше, чем у казанского аэропорта), находящийся на 7-м месте аэропорт «Сочи» (пассажиропоток — 4 млн, в 2,3 раза больше, чем в Казани), а также «Минеральные воды» с 13-го места (2 млн человек — на 10% больше, чем в Казани).

Среди остальных городов, с которыми можно сравнивать Казань — впереди оказались аэропорты шести миллионников. Самый крупный из них — екатеринбургский аэропорт «Кольцово», в котором базируются «Уральские авиалинии» — на 6-м месте. За год аэропорт уральской столицы перевез 4,17 млн пассажиров — в 2,3 раза больше аэропорта «Казань». «Кольцово» входит в холдинг «Аэропорты регионов» (дочерняя компания «Реновы» Виктора Вексельберга) вместе с самарским «Курумочем», аэропортом Ростова-на-Дону, а также нижегородским «Стригино».

Несколько меньший пассажиропоток у новосибирского аэропорта «Толмачево» с 8-го места, в котором базируется второй по величине российский перевозчик S7. Новосибирский аэропорт обслуживает все восточные направления в полетной карте S7. В прошлом году главный аэропорт Сибири перевез 3,6 млн пассажиров — в два раза больше, чем казанский аэропорт. «Толмачево» входит в холдинг «Новапорт» вместе с аэропортами Челябинска, Астрахани, Волгограда, Читы, Томска, Перми, Барнаула, Тюмени и Мурманска. «Новапорт» принадлежит AEON Corporation, созданной Романом Троценко — советником президента «Роснефти» Игоря Сечина, который ранее являлся президентом «Объединенной судостроительной корпорации». Жена Романа Троценко Софья — основатель Центра современного искусства «Винзавод».

Опережает Казань и краснодарский аэропорт «Пашковский». Он находится на 9-м месте в общем списке аэропортов России, входит в холдинг «Базэл Аэро» (подконтролен «Базовому элементу» Олега Дерипаски) вместе с «курортниками» «Сочи», «Анапа» и красноярским «Емельяново». «Пашковский» не используется как базовый ни одной из авиакомпаний — однако из Краснодара можно улететь в заметно большее количество зарубежных городов, чем из Казани. К примеру, отсюда осуществляются рейсы в Вену, Дрезден, итальянскую Катанию, Шарджу, Мюнхен и Афины. В прошлом году «Пашковский» перевез 3,12 млн пассажиров — на три четверти больше, чем «Казань».

Какие соседи обошли «Казань»?

На 10-м месте расположился аэропорт одного из наиболее близких городов — Уфы. Несмотря на то, что Уфа и Казань находятся близко друг от друга, население городов сопоставимо, а Казань еще и пользуется большим спросом у туристов (что должно бы сказываться на показателях аэропорта), аэропорт башкирской столицы всё же смог перевезти почти на треть пассажиров больше. В прошлом году услугами аэропорта «Уфа» воспользовались 2,3 млн пассажиров. Отметим, что в уфимском аэропорту — много рейсов в города Сибири, а также ХМАО и ЯНАО. К примеру, отсюда можно улететь в Надым, Новый Уренгой, Сургут, Ноябрьск, Когалым, Ханты-Мансийск.

Следом за аэропортом Уфы по пассажиропотоку расположился самарский «Курумоч». Как и екатеринбургское «Кольцово», «Курумоч» входит в холдинг «Аэропорты регионов». За год аэропорт перевез 2,2 млн пассажиров — почти на четверть больше казанского. Справедливости ради, отметим, что «Курумоч» фактически обслуживает не только миллионную Самару, но и находящийся рядом крупный промышленный город Тольятти с населением в 712 тыс человек. Аэропорт находится в 35 км от Самары и в 45 км от Тольятти.

На 12-м месте по пассажиропотоку среди российских аэропортов находится аэропорт «Ростов-на-Дону». В 2015 году он обслужил 2,1 млн пассажиров — на 15% больше казанского. Аэропорт также входит в «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. Отметим, что нынешний ростовский аэропорт находится в черте города. На данный момент ведётся строительство нового аэропорта под пилотными названиями «Южный» или «Платов». «Аэропорты России» планируют открыть его в конце 2017 года. По информации местных СМИ, стоимость проекта — около 18 млрд рублей.

Почетное (или не очень) 14-е место занимает аэропорт Казани с 1,8 млн перевезенными в 2015 году пассажирами. Замыкал топ-15 в прошлом году красноярский аэропорт «Емельяново» (по итогам первого полугодия 2016 года его, напомним, сместил владивостокский аэропорт «Кневичи»). «Емельяново» перевезло в 2015 году лишь на 6 тыс пассажиров (или на 0,3%) меньше, чем аэропорт «Казань».

Для сравнения мы посмотрели и показатели второго татарстанского международного аэропорта — нижнекамского «Бегишево», который по итогам 2015 года занял 45-е место среди российских аэропортов. Он перевез около 367 тыс пассажиров — почти в пять раз меньше, чем аэропорт Казани. Эта цифра сравнима с показателями аэропортов Барнаула, Белгорода, Воронежа, Астрахани, Кемерово, Владикавказа. Что интересно, этот показатель — примерно в три — четыре раза выше, чем, к примеру, показатели аэропортов Кирова и Чебоксар. Отметим, что вместе с «Бегишево» аэропорт «Казань» почти дотягивает до показателя самарского «Курумоча» — суммарно татарстанские международные аэропорты перевезли 2,16 млн человек.

Аэропорт Кол-во пассажиров, 2015 % к 2014 году
1 Москва (Шереметьево) 31 279 508 100,1
2 Москва (Домодедово) 30 504 515 92,3
3 Москва (Внуково) 15 815 129 124,2
4 Санкт-Петербург (Пулково) 13 501 454 94,7
5 Симферополь (Интернэйшнл) 5 017 758 186,9
6 Екатеринбург (Кольцово) 4 170 737 93,2
7 Сочи 4 076 509 133
8 Новосибирск (Толмачево) 3 600 291 94
9 Краснодар (Пашковский) 3 121 630 91,3
10 Уфа 2 291 502 97,2
11 Самара (Курумоч) 2 193 744 93
12 Ростов-на-Дону 2 061 016 88,1
13 Минеральные Воды 1 957 121 101,9
14 Казань 1 794 735 92,4
15 Красноярск (Емельяново) 1 788 754 87,5
45 Нижнекамск (Бегишево) 366 771 90,3

Данные: Федеральное агентство воздушного транспорта

Максим Матвеев
Аналитика

Новости партнеров