Новости

10:31 МСК
Все новости

«Возможно, какой-нибудь дальний предок Кузьмы Минина был татарином»

Казань во время Смуты. Интервью с историком Диной Мустафиной

«Возможно, какой-нибудь дальний предок Кузьмы Минина был татарином»

405 лет назад, 4 ноября 1612 года, произошло освобождение Москвы ополченцами под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Это событие приблизило окончание Смуты в России. Любопытна и роль Казани в эти времена. О некоторых интересных моментах поворотного исторического периода корреспондент «Реального времени» поговорил с доцентом кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ Диной Мустафиной.

Непреклонный патриарх

— Дина Абдулбаровна, расскажите о роли патриарха Гермогена, нашего земляка, в освобождении Москвы.

— Здесь надо учитывать мировоззрение средневекового человека, который все происходящее воспринимал через объяснения церковников. Гермоген же был идеологом, который определял и политику в местном крае.

Я бы обратила ваше внимание и на архиепископа Казанского, Свияжского и Астраханского Тихона, который в 1588 году был приглашен на обед к царю. Благодаря этому факту в последующем были учреждены четыре митрополии в России, центром одной из них стала Казань, и именно Гермоген был выбран митрополитом. Впоследствии он венчал Василия Шуйского на царствование. Такая своевременная услуга не осталась незамеченной: 17 мая 1606 года глава Казанской митрополии был возведен в патриархи. К слову, сюда в Казань отправляли не рядовых священников, а серьезно подкованных.

— Чтобы могли «работать» с инородцами, доносить до них свою религию?

— Не только из-за миссионерской работы. Они были большими дипломатами. Кроме того, они были хорошо подготовленными в идеологическом отношении. При этом имели уравновешенный характер, умели внушать людям, обладая определенной харизмой.

П.Геллер. Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Худож. кон. XIX — нач. ХХ в. Фото ermogen.ru

Лжедмитрий (Лжедмитрий I, царь России с июня 1605-го по май 1606 года, — прим. ред.) оказал честь Гермогену, включив его в Боярскую думу. Но там он стал активно выступать против избрания патриархом Игнатия. И говорил, что Марина Мнишек (жена обоих Лжедмитриев, — прим. ред.) должна принять православную религию. Его решили сослать в Казань, а тогда Казань была как Сибирь — далеко, на краю света. Однако не успели, с июля 1606 года он стал патриархом. Был сторонником Василия Шуйского, выступал против Семибоярщины, имел высокий, непререкаемый авторитет. С декабря 1610 года бояре упекли его в Чудов монастырь, где через два года он умер от голода.

Выбор Казани

— Могла ли Казань отделиться от России во время Смуты, когда страна, как мы сейчас сказали бы, трещала по швам?

— В то время произошел раскол в обществе. Были те, кто поддерживал законную власть, и те, кто стремился к созданию иного государства. Должна сказать, что дьяк Никанор Шульгин, который был здесь представителем царской администрации, и казанский митрополит Ефрем дистанцировались от Московского государства, поскольку разочаровались в царевиче Дмитрии и не были склонны верить в восстановление государственного порядка теми политическими силами, которые сконцентрировались в Москве. Эти факторы усугубились частой сменой знатью своих политических пристрастий. На их действия в какой-то степени повлияло и неуважительное отношение к признанным церковным авторитетам (в том числе к Гермогену). Поэтому они очень настороженно отнеслись и к приглашению на избирательный Земский собор.

Напомню, в стране вспыхивали новые очаги восстаний. К концу 1606 года в Поволжье и в Прикамье, которые были охвачены народным движением, верность Василию Шуйскому сохраняли лишь Казань и Нижний Новгород. В августе 1610 года казанцы узнали о низложении Шуйского. К этому времени распался лагерь Лжедмитрия II, польский король Сигизмунд объявил войну России, а вступившие в переговоры бояре пригласили на московский престол королевича Владислава. В январе 1611 года Казань присягнула Лжедмитрию II и стала позиционировать себя как центр православной государственности, поскольку Москва была оккупирована поляками-католиками.

Насильственное пострижение Василия Шуйского (1610 г.). Гравюра П. Иванова. XIX век. Фото wikipedia.org

И Дьяк Шульгин, воспользовавшись идеей защиты православия и расстройством государственного аппарата, решился на политическую авантюру — на обособленность «всей земли Казанского государства». Казанские власти призвали к солидарности население Вятской земли, и вятчане вняли этому призыву. Однако в приказной среде самой Казани единодушия не было. Второй воевода боярин Бельский выступил против присяги самозванцу, за что в марте 1611 года принял смерть, как отмечает летописец, по указанию Шульгина.

— Как казанцы принимали участие в первом ополчении?

— В Казань приходили письма с просьбами прислать ратных людей для освобождения Москвы. А казанские власти явно выжидали наступления большей определенности в ходе борьбы с интервентами. Они ограничивались обещаниями и подыскивали возможных союзников за пределами России. Но патриотическая часть служилых и церковные сторонники восстановления государственного порядка, видимо, все же настояли на организации помощи ополченцам. Был сформирован воинский отряд, который в июле 1611 года прибыл в ополчение под Москву. Однако к его приходу в ополчение кризис уже прошел точку невозврата.

— Считается, что в ополчении Минина и Пожарского было немало татар. Так ли это?

— Точное число мы определить не сможем, это невыполнимая задача. Даже тем цифрам, которые фигурируют в источниках, тоже нельзя верить. Например, взять хотя бы информацию о том, что из Козьмодемьянска в Яранск прибывает 800 стрельцов. Потом выясняется, что стрельцов в Яранске оказалось всего 200 человек.

Минин — не татарин?

— Как вы относитесь к версии, что Кузьма Минин был татарского происхождения? Называется даже его «настоящее имя» — Кириша Минибаев.

— Не думаю, что он был татарского происхождения. Возможно, какой-нибудь дальний предок его и был татарином. Этим вопросом занимались нижегородские коллеги, и они пришли к выводу, что такие корни у него не прослеживаются.

— Как в Казани восприняли воцарение Романовых? В том числе татары?

— Вы полагаете, что можно найти информацию, как они это восприняли?

«Не думаю, что он был татарского происхождения. Возможно, какой-нибудь дальний предок его и был татарином. Этим вопросом занимались нижегородские коллеги, и они пришли к выводу, что такие корни у него не прослеживаются». Фото wikipedia.org (Кузьма Минин. Гравюра начала XIX века)

— Должны быть воспоминания, письма и иные документы.

— Мы располагаем Новым летописцем, разрядными записями, перепиской воевод друг с другом и разнородными актами, в которых присутствуют упоминания тех или иных деятелей, фигурирующих в качестве землевладельцев. Не было культуры фиксации событий. Возможно, это делалось представителями церкви, но эти документы, к сожалению, до нас не дошли. Все документы по нашему региону, которые до нас дошли, уцелели благодаря деятельности монастырей, и все они связаны с их хозяйственной практикой.

Что касается выборов царя, то казанцы не прибыли в Москву, хотя их ждали до 21 февраля. Потом какая-то делегация прибывает в Москву, однако информации о ней не очень много.

— О тех событиях приходится слышать немало домыслов. Некоторые считают, что и в официальной, превалирующей точке зрения имеются слабые места. Есть ли они, по-вашему?

— Я источниковед и рассуждаю в рамках тех документов, которыми располагаю. Проблема в том, что у нас их очень мало. Поэтому мы очень мало знаем о том периоде.

— И, вероятно, из-за этого существует немало мифов о тех временах.

— Называть это мифами тоже преувеличение, поскольку XVI—XVII века — наименее изученные. И в числе проблем, которые можно изучать в рамках этого столетия, Смутное время изучено менее всего.

Тимур Рахматуллин
ОбществоИсторияОбразование
комментарии 27

комментарии

  • Анонимно 04 нояб
    Источниковед. Интересно.
    Ответить
  • Анонимно 04 нояб
    Да не был он Татарином, не был
    Ответить
  • Анонимно 04 нояб
    что он был татарином это миф для дурачков из серии, потри русского найдешь татарина
    Ответить
    Damir Nabi 05 нояб
    Да, верно для идиотов , эту утку специально придумали, для привлечения татар , мол при "спасении и организации империи участвовали и татары и даже мол "возглавляли" , это обычный трюк...
    Ответить
  • Мәңгел Олыс 04 нояб
    Мурад Аджи вполне обоснованно отметил, что «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, освободители Москвы, были настоящие басурмане, бороться с которыми призывал русский патриарх-иезуит» (т. е. Филарет Романов). Кузьму Минина и их соратников, пишет также Мурад Аджи, называли «татарами», они воевали против христианства (то есть против католицизма), которое своих сторонников звало «славянами». «Так началось новое разделение тюркского народа. На славян и татар. В документах того времени фигурируют «волжские, донские, рязанские» и другие татары».

    Согласимся в целом с приведенным мнением Мурада Аджи – лишь кое-что уточним. Как мы прояснили в данной работе, народ средневековых татар, предков не только современных татар, но и многих других тюркских народов, а также многих и многих современных русских, именно со времен прихода к власти Романовых и начали делить на славян, «разных» татар и «другие тюркские народы».

    Многое удалось сокрыть романовским сочинителям истории, многое и от себя присочинить им пришлось, дабы история России получилась, по возможности, без татар – то есть без подлинных предков современных татар и еще предков многих современных русских, «чья родина южнее широты Москвы-реки» (Мурад Аджи). Но, как видим, антитатарским и антиордынским историографам все же не все из подлинной истории Отечества удалось «сокрыть во мгле» (В. П. Васильев), «очернить и заштукатурить» (А. Т. Фоменко, Г. В. Носовский) и смешать «с мерзостью и грязью» (Иоанн Снычев).

    Ахметзаки Валиди Туган, основываясь на сведениях многих источников, часть из которых, видимо, недоступна уже нам, писал: «Когда беда взяла державу за горло, все благоразумные люди страны, и русские, и татары-мусульмане сообща взялись устранять Смуту. Собравшись в Поволжье, наше войско из Нижнего Новгорода направилось в Москву. И прогнало поляков, засевших уже там и прибирающих к рукам всю Россию…»
    Гали Еникей, "Наследие татар".
    Ответить
    Анонимно 04 нояб
    Каких ещё деятелей лженауки вспомните?
    Ответить
    Мәңгел Олыс 04 нояб
    А что по вашему лженаука, та которая пишется не по политической указке или же по указанию сверху. Пора включать мозги и видеть белое белым, а черное черным.
    Ответить
    Анонимно 04 нояб
    Лженаука пишется лжеучениями, на которых вы ссылаетесь
    Ответить
    Мәңгел Олыс 04 нояб
    Прокомментируйте пожалуйста, почему вы так считаете? Конкретно, по каждому, по вашему мнению "лжеученому".
    Ответить
  • Анонимно 04 нояб
    История все же ближе к политике, чем к науке.
    Ответить
  • Анонимно 04 нояб
    Почему ограничены только Казанью. В тот период именно в Казани сидели русские. А татары были везде. Как только татары уничтожили Лжедмитрия II под Калугой, события развернулись по другому.

    Ответить
  • Анонимно 04 нояб
    Вся история сборник мифов.
    Ответить
  • Анонимно 04 нояб
    Главная задача -минимизировать роль татар во времена Смуты! Она раньше всегда удавалась, но не теперь, хотя стараются из всех сил!
    ===========
    "Смута закончилась, когда крещеный ногайский татарин стольник князь Петр Арсланович Урусов (Урак) зарубил самозванца Лжедмитрия II на охоте. Неслучайно же Урусов оказался в центре событий в поворотный для Смуты момент. Он возглавлял конный отряд из казанских и арзамасских татар. Вместе со своим другом касимовским ханом Ураз-Мухаммедом он присоединился к самозванцу, создав тем самым крупную боевую единицу из касимовских, романовских и астраханских (юртовских) татар.После череды тяжёлых поражений тушинских войск, Ураз-Мухаммед и Пётр посетили польского короля Сигизмунда III под Смоленском, где были им весьма благосклонно приняты. После возвращения в ставку самозванца во время охоты Ураз-Мухаммед был убит Лжедмитрием. Урусов затаил обиду. «11 декабря было особенно злополучным днем для Лжедмитрия, – пишет немецкий хронист Конрад Буссов. – В это утро он поехал на санях на прогулку, взяв с собой по обыкновению шута Петра Кошелева, двух слуг и татарского князя с 20 другими татарами… Когда же Дмитрий отъехал в поле на расстояние в четверть путевой мили, открылся тайник, в котором долго была заключена злоба татар на Дмитрия. Князь Петр Урусов подъехал, как
    только мог ближе к саням Дмитрия, стал льстить ему и так смиренно
    говорить с ним, что Дмитрий не смог заподозрить ничего дурного. Князь же, очень ловко приготовившись к нападению, выстрелил в сидевшего в санях Дмитрия. Затем, выхватив саблю, снес ему голову и сказал: “Я научу тебя, как топить в реке татарских царей и бросать в тюрьму татарских князей, ничтожный обманщик и плут”». После этого князь ушёл со своей дружиной к крымскому хану."
    Ответить
  • Мәңгел Олыс 04 нояб
    О том, что Пожарский был из татар ("тюрок"), доказывает герб его рода – "ятаганы и стрела, бесспорно, восточные символы, предположительно фамилия князя была Божир, а род занятий предков – металлургия" (там же, с. 1023). Дополним, что "Божир" по-татарски означает "Рябчик". Возможно, эта птица была тотемом древнего рода "Пожарских", либо прародитель сего рода имел соответствующее прозвище.
    Происхождение фамилии Минина объясняется проще, но, осмелимся заметить, вряд ли она происходит от слова "мин" – "мука" (там же). Скорей всего, происходит эта фамилия от слова "Мец" (Meng), то есть, "тысяча" – было такой термин, означающий воинское соединение у татар ("монголо-татар"), были и названия племен-кланов у предков современных башкир и татар: meng, tumen-meng. По-русски их называют "минцы". Есть и село в Башкирии – тоже Meng. Официально это село называется "Минзитарово". Название это происходит от татарского "Меңятар", или "Меңҗатар" – что переводится как "месторасположение тысячи". Считается это село башкирским, но говорят эти башкиры на одном языке с соседними татарскими деревнями – и внешностью от соседей-земляков своих ничем не отличаются.
    ГАЛИ ЕНИКЕЕВ - ВЕЛИКАЯ ОРДА: ДРУЗЬЯ, ВРАГИ И НАСЛЕДНИКИ
    Ответить
    Damir Nabi 05 нояб
    Книги этого Еникеева, несмотря на имеющиеся факты, которые он использует, являются такими же фрическими как и у Фоменко-носовских...
    Так как вот что привел якобы как аргумент, на самом деле вымыслы -- лингвофричество. И следовательно к примеру если в бочку мёда капнут дегтем то вся бочка станет непригодным к употреблению, так ? И значит все книги Еникеева не стоит того чтоб его читали, теряя драгоценного времени (с)
    Ответить
  • Анонимно 04 нояб
    в общем вывод такой - ВСЕ татары........
    Ответить
    Анонимно 04 нояб
    Вывод такой - не надо перевирать историю. Почитаешь и везде русские, других народов как будто и не было в России. И весь мир крутится только вокруг русского народа.
    Ответить
    Анонимно 04 нояб
    А Вы почитайте учебники истории Франции - и поймете, что " весь мир крутится только вокруг" французского народа.

    Почитайте еврейские или китайские учебники истории - тоже может быть что-то поймете.

    На худой конец почитайте американские учебники истории.

    А уж 7-митомную историю татар Вы просто обязаны не только прочитать, но и выучить наизусть.
    Ответить
    Анонимно 04 нояб
    Сами читайте эти сказки...
    Ответить
    Анонимно 04 нояб
    Мы эти сказки начитались в советские времена! А некоторые до сих пор пребывают под гипнотическим сном тех лет......
    Ответить
    Анонимно 04 нояб
    Русские пытаются принизить роль татар в становлении российского государства.
    Ответить
  • Анонимно 04 нояб
    умная женщина
    Ответить
    Анонимно 04 нояб
    Откуда Вы знаете?
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    потому что говорит, что в источниках ничего нет. а все остальное - вымысел и пропаганда
    Ответить
  • Анонимно 04 нояб
    Редкий случай, когда историк отвечает честно и не берётся быть баснописцем. Нет данных, значит, нет данных - фантазируйте сами, на нас не ссылайтесь. Риспект!
    Ответить
    Анонимно 04 нояб
    Баснописцев мы начитались в советских книгах и насмотрелись в фильмах Орда и Кандагар! Одни вы творили историю, остальные же созерцали и восхищались великим русским народом! АС
    Ответить
  • Анонимно 07 нояб
    Меня удивляет РВ: как вы находите интересных авторов, пишущих на исторические темы, или собеседников-историков? И ведь всегда в тему! Представляю, к 7 ноября что здесь подготовили. Не терпится узнать.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии