Новости раздела

Военные церкви Казани: храмы для драгун, рабочих порохового завода и курсантов

Казанские культовые сооружения армии и флота. Краткие заметки. Часть 1

Военные церкви Казани: храмы для драгун, рабочих порохового завода и курсантов

Снос казарм Октябрьского городка в Казани вызвал бурные дискуссии горожан вокруг предполагаемой церкви на этом участке. В связи с этим краевед и колумнист «Реального времени» Лев Жаржевский сегодняшнюю авторскую колонку, написанную для нашей интернет-газеты, посвятил военным православным храмам, которые когда-то находились в городе.

Тема казанских военных храмов хорошо разработана и требуется лишь некоторая усидчивость при работе с давно известными источниками. При истории со сносом старых строений Октябрьского городка одним из аргументов противников сноса явилось утверждение о том, что одно из сносимых зданий есть полковая церковь. Причем утверждение это оспаривалось другими участниками оживленной, если не сказать ожесточенной дискуссии, порой далекой от минимальных этических норм.

В силу сказанного, построение заметок будет следующим: сначала автор процитирует лучший источник по части военных церквей — весьма объемный справочник Г. Цитовича «Храмы армии и флота» (1913), а затем постарается доложить некоторые сведения о так называемых Артиллерийских (или Арских) казармах.

Итак, впереди пространная цитата из книги Г. Цитовича.

Обращаясь к источнику

«Основание Казанской военно-кремлевской церкви, находящейся в здании Спасской башни Казанского кремля, относится как местным преданием, так и письменными историческими данными, ко времени царя Иоанна Васильевича Грозного и приписывается его личному повелению как выражение особой благодарности Господу Богу за покорение Казани.

На переднем фасаде Спасской башни, в особой нише тогда же был поставлен в сребро-позлащенной ризе Образ Спасителя («Нерукотворенный»), весьма значительного размера (в вышину 3 арш. 8 верш., а в ширину 2 арш. 10 верш.). По преданию, этот образ, устроенный по образцу и по мере «Великого знамения», бывшего при Царе во время взятия Казани также по личному повелению покорителя Казанского царства. В Казанских писцовых книгах 1566—1568 г.г. на 43—45 листах об основании Кремлевской церкви, именуемой часто «Спас Нерукотворенный, иже на вратех», читаем следующее: «Да на городе, на каменной стене, на Спасских набольших воротах, церковь каменна, Спаса Нерукотворенного Образа, строение все из Государевы казны, а в церкви образов: образ Спаса Нерукотворенного полуторы пядницы, обложен серебром и золочен венец выбит, да пять образов на золоте: Спас Вседержитель, две Пречистые, а книг в церкви Евангелие тетр в полдесть, позолочено, атлас зелен посконный, крест и Евангелисты медяны, Апостол тетр в полдесть, псалтырь с следованием в десть, шестодневец, минея общая, служебник, три блюда оловянные, ризы безинные, оплечьи камка-ветчана, шелк багров да лазорев, патрахель бархат черн, на черватой земле, поручи бархат лазорев с золотом. Крест воздвизальный велик, медян вольячный. Двери царские на лазори. Крест воздвизальный резан на дереве, кадило и укропник медяны, да у церкви в паперти два колокола».

К сожалению, из всех древних священных предметов ни один не сохранился до нашего времени, кроме Нерукотворенного Образа Спасителя «иже на вратех», для помещения которого в 1905 г. сооружена на средства Статского Советника П.В. Щетинкина обширная каменная часовня. Имеются при церкви: 1) снимок с того знамени, которое было при Царе Иоанне Грозном во время штурма Казани (подлинное хранится в Московской Оружейной Палате); 2) автограф, или собственноручная подпись Святителя Гурия: «Смиренный Гурий, Божией милостью Архиепископ Казанский и Свияжский»; 3) снимок с знамени «большого полка 1654 года»; 4) снимок со знамени «большого наряда 1654 года»; 5) металлический снимок — копия «Им же прободено было ребро Спасителя Нашего» (кем доставлено и пожертвовано неизвестно); 6) типикон Московской печати 1682 г. «повелением царя Феодора Алексеевича и благословением патриарха Иоакима» в двух частях; 7) Св. Евангелие Московской печати 1779 г. (повелением Императрицы Екатерины Алексеевны и благословением Св. Синода).

В 1815 году, во время большого пожара в Кремле, Спасская церковь сильно пострадала, затем долго стояла в полуразрушенном состоянии и только в двадцатых годах минувшего столетия была возобновлена усердием коменданта г. Казани барона Пирха и воинских чинов Казанского гарнизона, оставаясь по-прежнему в епархиальном ведомстве. Но в августе 1836 года Государь Император Николай Павлович, при посещении Казани, обратив внимание на Спасскую башню с образом Спасителя и старинную архитектуру Кремлевской башни, приказать изволил «находящуюся в Спасской башне Казанского Кремля церковь во имя Спасителя исключить из Епархиального в военное ведомство, назначить к ней особого военного священника и причт с содержанием по штату для церкви Кинбургской крепости и к храму сему причислить все военные части и ведомства».

Вмещает церковь до 300 человек. По штату при церкви положены: один священник и два псаломщика.

Приписные церкви: 1) церковь во имя Св. Апостола и Евангелиста Матфея (16 ноября). Зданием — деревянная, сооружена на средства умершего Казанского купца М.Н. Вениаминова-Башарина 14 марта 1893 г; 2) лагерная церковь во имя Св. Равноапостольной мироносицы Марии Магдалины, деревянная, построена в 1895 г. на средства Казанского купца В.Ф. Булыгина и освящена в том же году 23 июня.

С 5 февраля 1906 г. при церкви открыто «Церковное Братство во имя Христа Спасителя», согласно утвержденному Протопресвитером военного и морского духовенства А.А. Желобовским уставу, преследующее цели религиозно-просветительные, церковно-строительные и благотворительные.

Церковь Казанского военного училища в честь Свв. Николая и Феодосия. Праздник училища 22 октября.

Военное училище и при нем церковь находятся в Кремле. Училище открыто в 1866 году. Церковь устроена в 1896 году в училищном манеже на средства потомственного почетного гражданина Вениаминова-Башарина. Алтарь и иконостас отделяется от манежа раздвижной деревянной перегородкой. Освещение в церкви электрическое. Церковь и манеж вмещают до 1 500 человек. По штату при церкви положены: один священник и псаломщик.

Церковь Казанского военного госпиталя в честь иконы Казанской Божией Матери. Престольный праздник 22 октября.

Военный госпиталь и при нем церковь находятся на северо-восточной окраине города, в местности, называемой «Арское поле». Церковь домовая, устроена в 1844 году во втором этаже главного госпитального здания. Вмещает 200 человек. По штату при церкви положены: один священник и псаломщик. Причт помещается в казенных госпитальных квартирах.

Церковь свт. Николая Казанского порохового завода.

Зданием церковь — каменная, двухпрестольная, устроена Артиллерийским ведомством в 1854 году (приход освящен в день 300-летнего юбилея Дома Романовых). Колокольня в одной связи с церковью. Вмещает церковь до 900 человек. Утварью и ризницею богата. По штату при церкви положены: один священник и псаломщик. Прихожане церкви — рабочие порохового завода, рабочие Алафузовского завода и местная команда.

Церковь Порохового завода

Церковь 5-го драгунского Каргопольского полка в честь Св. Троицы. Полковой праздник: день Св. Троицы. 1707 г. В Тульской провинции сформирован из рекрут Каргопольский драгунский полк. 1864 г. Марта 25. Полк назван 5-м драгунским Каргопольским. Походная (при полку) церковь с конца XVIII столетия. Церковь эта сопутствовала полку в Турецкую войну в 1828—1829 г.г. Казармы полка расположены в 2-х верстах от города. Помещения для церкви в казармах нет. Воинские чины посещают близлежащую церковь Архиерейской дачи. Иконостас и церковная утварь при полку имеются. По штату при полковой церкви положен: один священник.

Церковь 161-го пехотного Александропольского полка в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца. Полковой праздник 23 апреля. 1874 г. Августа 1. Сформирован Александропольский пехотный полк из четвертых батальонов гренадерских полков (13, 14, 15 и 16-го). 1875 г. Декабря 16. Назван 116-м пехотным Александропольским. Походная (при полку) церковь учреждена при сформировании полка (в 1874 г.). Церковь эта сопутствовала полку в походах: 1) в Турецкую войну в 1877—1878 г.г., 2) в Русско-Японскую войну в 1904—1905 г.г. С переходом полка в 1910 г. из г. Могилева в г. Казань, помещения под устройство церкви пока не имеется. Богослужения совершаются в ротах. По штату при полковой церкви положен: один священник.

Церковь 162-го пехотного Ахалцыхского полка в честь Св. Архистратига Михаила. Полковой праздник 8 ноября. 1874 г. Августа 1. Сформирован из четырех батальонов пехотных полков (73, 74, 75 и 76-го) Ахалцыхский пехотный полк. 1875 г. Декабря 16. Назван 162-м пехотным Ахалцыхским. Походная (при полку) церковь учреждена при сформировании полка (в 1874 г.). Церковь эта сопутствовала полку в походах: 1) в Турецкую войну в 1877—1878 г.г., 2) в Русско-Японскую в 1904—1905 г.г. С переходом (в 1910 г.) полка из г. Могилева в г. Казань, за неимением помещения под устройство полковой церкви, полку отведена городская церковь (в центре города), с платою по 150 руб. в год за ее отопление. Вмещает до 600 человек. По штату при полковой церкви положен: один священник».

Этим заканчиваются сведения о военных храмах Казани начала ХХ века, собранные в книге Г. Цитовича.

Церковный парад

Церковные парады

И нам остается написать несколько строчек об одной стороне военно-церковного быта — церковных парадах. Почему именно о них? Да потому что этим словосочетанием пестрит русская литература досоветского времени.

Начнем с дефиниций. Вот как определяет церковный парад первый русский военный энциклопедический словарь:

Церковный парад, церковный строй. В воскресные и праздничные дни повелено в войсках делать церковные парады, для чего выводят оные и строят взводами, но без ружей; идут таким образом в церковь, где слушают литургию, по скончании которой строят фронт пред церковью, и потом возвращаются тем же порядком.

Уделено место церковным парадам и в бессмертных афоризмах Фаддея Козьмича Пруткова.

Боже мой, боже мой, как я рад!
Завтра назначен церковный парад!

Всем завтра ехать к преосвященному,
Человеку умному и почтенному.

Господам офицерам, подходя к руке,
Держать палец на темлячке.

Чтоб во время закуски господа юнкера
Не прятали осетров в кивера.

Наказать юнкеру Шмидту,
Чтоб быть ему чище обриту.

От классики к прозе жизни. Дореволюционные документы военного характера из всех архивов страны были сосредоточены в РГВИА в Москве. В местных архивах остались сущие крохи. Но роясь в них, можно найти что-то и по нашей теме. Например, вот что написано в приказании по Казанскому гарнизону перед Великим постом.

«По приказанию командующего Казанским военным округом объявляется при сем для сведения и, в чем следует, для распоряжения очередь для исполнения в предстоящий Великий пост духовных треб, исповеди и Св. Причастия гг. офицерами, чиновниками военного ведомства и не имеющими чина резервных батальонов, управлений и учебных заведений в Казани и числящихся в приходе казанской кремлевской во имя Христа Спасителя церкви. <...> Юнкерам Казанского пехотного училища говеть в церкви училища, а время говения оставляется на усмотрение начальника училища». Далее следует пространное и подробное указание для певчих Военно-кремлевской церкви, наряжаемых из нижних чинов, когда и какие службы они должны «обслуживать» в предстоящий пост. Обращается внимание на строгое соблюдение порядка ведения исповедных списков на гг. офицеров и чиновников военного ведомства.

Сохранилось и приказание по устройству церковного парада по поводу храмового праздника Военно-Кремлевской церкви 16 августа. И мы знаем, что форма одежды для того парада была «китель при шарфе и старшем ордене».

Конечно, церковные парады даже в Казани — окружном центре — не шли ни в какое сравнение с церковными парадами в столицах, особенно, когда в них участвовали особы августейшей фамилии.

Так вышло, что поговорить на злободневную тему снесенных артиллерийских казарм и заодно о якобы имевшейся в них церкви (якобы — это значит как будто) нам придется в следующем выпуске заметок.

Продолжение следует

Лев Жаржевский, фото предоставлены автором
ОбществоИстория
комментарии 15

комментарии

  • Анонимно 26 янв
    Жорж как всегда зрит в корень
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Это он коментарии оставляет под ником жоржик?
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Он вам никогда этого не скажет
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Он анонимно не комментирует
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Так про Октябрьский городок не сказал толком
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Спасибо Льву Моисеевичу за иллюстрации. Они не менее интересны, чем тексты
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Книга Цитовича вышла в 1913 году - неужто за 4 года не смогли построить церковь?
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Это не так то просто было век тому назад
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Огромные здания Коммерческого и Промышленного училищ были построены за 2 года.
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Не в укора вторую но: «Церковь Казанского военного госпиталя в честь иконы Казанской Божией Матери. Престольный праздник 22 октября.» - насколько известно, что Баженов, Загоскин и Г.В.Фролов упоминали о Скорбященской церкви, но не о церкви в честь иконы БМ Казанской
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Ждем продолжения
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Очень интересно
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Что?
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Итак, впереди пространная цитата из книги Г. Цитовича.
    Источник : https://realnoevremya.ru/society/history/87782-voennye-cerkvi-kazani-ch1
    Ответить
  • Анонимно 30 янв
    Лев Моисеевич, а когда будет про казанскую икону? Как ее похитили и сожгли?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии