Новости раздела

Казанский аэропорт: почему не удалось перешагнуть через планку в 2 миллиона пассажиров?

Главная воздушная гавань Татарстана получила в 2014 году прибыль в 19 млн рублей против убытка в прошлые годы

СегодняОАО «Международный аэропорт Казань» обнародовал годовой отчет за 2014 год. Аналитическая служба «Реального времени» проанализировала экономические показатели воздушных врат третьей столицы: кризисные тенденции в развитии транспортного предприятия заметны невооруженным взглядом.

Три беды казанской воздушной гавани

Сегодня ОАО «Международный аэропорт Казань» обнародовал годовой отчет за 2014 год. Кризисные тенденции в развитии транспортного предприятия заметны невооруженным взглядом.


Согласно данным документа, казанский аэропорт перевез в 2014 году почти 2 миллиона человек — если быть точнее, 1,942 миллиона. Этот показатель выше показателя 2013 года на 5,2% (тогда было перевезено на 100 тысяч человек меньше) и показателя 2012 года почти на четверть.

Казанский аэропорт даже в условиях экономического кризиса продолжает увеличивать число пассажирских перевозок. Однако темпы роста 2014 года по сравнению с темпами роста 2013-го и 2012 годов упали. Так, в 2013 году МАК перевез 1,847 млн человек, что на 19,5% больше, чем в 2012 году. В 2012 же году темп рост количества перевезенных пассажиров составил 17,5%.

Причин на это было несколько. Так, внутренние рейсы, по мнению МАК, «просели» из-за банкротства авиакомпании «Татарстан», число рейсов которой не удалось компенсировать авиакомпании «Ак Барс Аэро». Снижение числа перевозок по международным направлениям МАК связывает с отменой рейсов по вине обанкротившихся туроператоров «Лабиринт» и «Идеал тур». Кроме того, рост курса валют, по мнению аэропорта, привел к увеличению стоимости авиабилетов и снижению спроса. Похожая картина прослеживается в целом по стране.

Грузовые перевозки снижаются

Однако если в области пассажирских авиаперевозок у казанского аэропорта имеется незначительный, но рост, то в случае с грузоперевозками показатели аэропорта снизились на 14% по сравнению с 2013 годом. Что примечательно, этот показатель снижается год от года как минимум с 2012 года, и снижение в 2014 году даже меньше, чем в 2013-м и 2012 годах. В общем, с 2011 года объем перевозки грузов аэропортом Казани снизился почти в два раза — с 6 тысяч тонн до 3 653 тонн.

Фактическое число самолето-вылетов из аэропорта увеличивается, но, как и в случае с пассажирскими авиаперевозками, налицо снижение темпов. В 2014 году из аэропорта Казани вылетело 15 365 рейсов, в 2013 году — лишь на 41 (или 0,3%) меньше. При этом показатель 2013 года выше показателя 2012 года на 22,7%, а в 2012 году число вылетов увеличилось на 5%.

С финансами лучше

Одновременно с этим финансовые показатели аэропорта «Казань» увеличились более значительно. Так, выручка в 2014 году составила 1,367 млрд рублей, что на 12% выше результата 2013 года. Валовая прибыль аэропорта практически не изменилась: в 2014 году она составила 260,8 млн рублей, годом ранее — 259,7 млн рублей. Однако чистый убыток 2013 года в размере 415 млн рублей сменился небольшой, но прибылью — 19 млн рублей. Связано это в первую очередь со значительным снижением графы «прочие расходы». В 2013 году они составили 589,6 млн рублей, в 2014 году — почти в девять раз меньше: 68 млн рублей.

В годовой бухгалтерской отчетности указывается, что основную массу этой большой суммы в 2013 году составлял «резерв по сомнительным долгам» — он составил 498 млн рублей, а в 2014 году снизился до нуля.

Размер капитала аэропорта практически не изменился (показатель, как и в 2013 году, примерно равен 5,5 млрд рублей, что, однако, почти в два раза больше, чем в 2012 году). Долгосрочные обязательства также практически не изменились и составили примерно 108 млн рублей. Однако почти в два раза снизилась кредиторская задолженность — с 328 до 171 млн рублей.

В структуре выручки аэропорта самую большую часть — 516 млн рублей или 37% всей выручки — составляет некая «прочая деятельность». Еще 279 млн рублей (одну пятую всей выручки) приносит взлет-посадка. Ее себестоимость, правда, выше, чем полученная прибыль. На третьем месте в структуре выручки следует обслуживание пассажиров (182 млн рублей, 13% общей выручки), следом — авиационная безопасность, с которой МАК получил 134 млн рублей или 10% общей выручки.

P.S. После публикации материала в редакцию «Реального времени» поступил комментарий от пресс-службы ОАО «МАК». Публикуем его в авторской редакции:

«1) Убыток ОАО «Международный аэропорт «Казань» в 2013 году был сформирован за счет создания резерва по сомнительной задолженности АК «Татарстан».
В 2014 году подобных резервов создано не было. Прибыль в 2014 году получена от текущей деятельности аэропорта.

2) Основные грузопотоки в Международном аэропорту «Казань» формировались посредством деятельности двух ключевых игроков — «КАПО Авиа» и «Волга-Днепр».
Зимой этого года «КАПО Авиа» была лишена сертификата эксплуатанта и приостановила свою деятельность.
При этом следует отметить рост объема грузоперевозок в сегменте регулярных пассажирских рейсов».


Дина Валиуллина, Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени", фото Максима Платонова
Справка

ОАО «Международный аэропорт «Казань» — оператор аэропорта в Лаишевском районе Татарстана, в 28 км к юго-востоку от Казани. Аэровокзальный комплекс включает в себя три терминала: терминал 1, терминал 1А, терминал 2 (бизнес-терминал). В общероссийском рейтинге аэропортов за 2013-2014 гг. по объему обслуженных пассажиров аэропорт «Казань» занимает 14-е место.

100-процентным собственником ОАО «Международный аэропорт «Казань» является ОАО «Связьинвестнефтехим».

Новости партнеров