Новости раздела

Андрей Юдов, «Билайн»: «В сетях 4G пока бизнеса нет, есть только перспективы»

Глава татарстанского «Билайна» о том, кто больше всех потерял корпоративных клиентов, когда не жалко 600 рублей на фильм и как курс ударил по «перевооружению» телекома

Проникновение мобильных сетей в России и в Татарстане практически достигло своего пика: прирост абонентов по итогам года составит около 2%, констатировал директор казанского филиала ОАО «Вымпелком» Андрей Юдов. По его словам, драйвером роста для операторов будет мобильный Интернет, объемы потребления которого растут даже в кризис. О новых тенденциях на мобильном рынке и о том, что в Татарстане люди не чувствуют себя «рабами», в репортаже «Реального времени».

«В сетях 4G пока бизнеса нет, есть только перспективы»

Встретиться с журналистами глава «Билайна» в Татарстане решил в необычной обстановке: он устроил пресс-пикник на газоне в парке Горького, прямо под сенью цветущих тополей. Не было и традиционных мультимедийных презентаций, информация была представлена компанией по старинке, без всяких новых технологий — распечатана на бумаге, установленной на мольбертах на всеобщее обозрение. Обстановку безмятежности дополняли черно-желтые полосатые мячи, черно-желтый полосатый воздушный змей и бегающие вокруг дети. Разных расцветок.

Первым делом Юдов объявил, что телеком — практически единственная отрасль, на которой кризис почти не сказался. «Если говорить о товарах и услугах, от которых люди отказываются, то на первом месте это одежда и обувь, а мы на последнем месте, только 5% экономят на связи. Как индустрия раньше была тихой гаванью, так она сейчас и есть», — рассказал он, ссылаясь на данные опросов. «Когда людей спрашивают, что они делают утром в первую очередь, они отвечают, что выходят в Интернет с мобильного. Не знаю, конечно, как это будет рождаемость повышать, — ну не должно быть так, сразу в мобильный», — недоумевает он. Однако расслабляться нельзя, напомнил глава филиала, потому что на рынке выигрывает тот, кто предложит клиенту то, что ему нужно в это «неспокойное» время.

«Сети 4G запущены в крупных городах, и не секрет, что практически у всех они довольно пустые. Это связано в том числе с тем, что не так много мобильных устройств поддерживают 4G, гораздо больше 3G-устройств. Это скоро закончится, они сравняются по цене, но пока это так», — заявил он. Сейчас в России сетью четвертого поколения охвачено 49 регионов, в Татарстане это Казань, Набережные Челны и Зеленодольск (распространение сети «Билайн» — прим. ред.).

На вопрос «Реального времени» о степени загрузки сетей 4G он ответил, что она довольно низкая, поскольку по России только четверть абонентов пользуется мобильным Интернетом, в Татарстане — около 40%. «Это означает, что есть целый пласт абонентов, которые не умеют, боятся, гаджета нет. Поэтому в сетях 4G пока бизнеса нет, есть только перспективы. Мы каждый имеем больше миллиона абонентов, спокойно их обслуживаем даже в новый год», — привел он пример. Но через 2-3 года доли абонентов с Интернетом и без сравняются, а через несколько лет и вовсе сети получат полную, максимальную загрузку, считает он. «Конечно, никто из операторов пока до деревень не дошел. Но когда-то и EDGE никто не пользовался, но мы думаем, что будет так же — взрывной рост. Потому что 3G — это, по сути, проходная технология, никому не удобная. Самый нормальный формат — 2G-4G, голос- данные, — считает Юдов. — Голос свои позиции теряет, люди начинают общаться в приложениях, «Вотсаппе». Иногда начинаешь понимать, что удобнее написать, не знаю почему».

600 рублей за фильм в роуминге

Мобильный Интернет — самый динамично развивающийся сегмент рынка в сфере телеком. Сейчас люди активно его используют даже за границей, в роуминге. «Я дошел до того, что в аэропорту Стамбула посмотрел фильм, вообще обнаглел. Да, я потратил 600 рублей, зато 2 часа я провел интересно», — признался он.

«Куда движется индустрия, уже понятно, появятся технологии, которые если не убьют «провод», но сделают мобильные услуги сравнимого качества и надежнее», — резюмировал Юдов.

Иностранное оборудование становится операторам не по карману

При этом влияние кризиса операторы все-таки ощущают. «Инвестпрограмма компании стала меньше, там много факторов. Это и курсовая разница, оборудование стало дороже, а пока мы еще не перешли на российское оборудование, к сожалению. Конечно же, наши акционеры смотрят, как развивается ситуация, и общий объем инвестиций, наверное, станет меньше», — рассказал он. Однако, по его словам, Татарстан генерирует довольно большой объем выручки, и он выделен в компании в отдельный стратегический кластер, поэтому трехлетний план инвестиций в республику, по словам Юдова, «огромный».

По итогам реализации этой трехлетней программы инвестиций «Билайн» рассчитывает изменить свою позицию среди операторов «большой тройки» по числу абонентов. «У нас есть возможность вырасти по доле рынка. «МТС» занимают первое место по доле рынка и по выручке. У нас довольно серьезный отрыв: мы по выручке занимаем второе место, третье — «Мегафон». По абонентам второе место у «Мегафона», а третье — у нас. Но у «Мегафона» есть абоненты, которые не приносят денег, поэтому по выручке они на третьем месте. Мы хотим и по абонентам вырасти, чтобы было тоже второе место, и не хотим дать конкурентам ни одного шанса подвинуть нас по выручке», — заявил Юдов.

В Татарстане «освободились» всего несколько сотен «мобильных рабов»

Тем временем темпы роста индустрии сейчас замедлились. «Если компания растет 5% от года к году, это уже хорошо. Конечно, мы должны расти выше рынка, по прогнозам он может вырасти на 2-2,4%», — считает глава филиала. Такая ситуация продлится, пока развитие отрасли не перейдет на какой-то качественно иной уровень. Это, например, решения M to M. «Сейчас же выпускают мобильные мультиварки, на даче можно следить за тем, как строится дом, заводить автомобиль, во всех этих инструментах есть сим-карты», — привел в пример он. Кроме того, перспективы роста есть у финансовых инструментов.

Одним из последних прозвучал вопрос о преодолении «мобильного рабства». «Только 2-3% абонентов изъявили желание воспользоваться этой услугой. В Татарстане это количество вообще сотнями абонентов измеряется», — признался Юдов. Самые большие изменения, по его словам, бывают, когда компания переводит корпоративный тариф с одного оператора на другой. При этом у самого «Билайна» баланс положительный — с ним больше приходят, чем уходят, уверяет Юдов, а больше всего абонентов «потерял» «Ростелеком». «Понятие «мобильное рабство» — слишком «большое» для того количества людей, которые рабами себя чувствуют», — подытожил он.

Дина Валиуллина, фото Максима Платонова

Новости партнеров