Как партнер Марата Загидуллова потратил сотни миллионов на бизнес в соцсетях
Интервью «Реального времени» с владельцем CPA-сети «Ордынец» Артемом Прокофьевым
Как построить бизнес на социальных сетях? Есть ли смысл инвестировать в покупку пабликов и за сколько можно приобрести сообщество со 100 тыс. подписчиков? Как заработать на телеграм-канале? Мудро ли поступают СМИ, скупающие паблики «ВКонтакте» и черпающие оттуда трафик? На вопрос «Реального времени» ответил владелец CPA-сети «Ордынец» Артем Прокофьев, вложивший 300 млн рублей на покупку аудитории в соцсетях, при финансовой поддержке бывшего сити-менеджера Казани Марата Загидуллова.
«Свои первые 1000 долларов я заработал на продаже золота в World of Warcraft»
— Артем, как вы пришли в «социальный бизнес»? Правда ли, что вы начали делать первые шаги в этом направлении еще в 14 лет?
— Да, все верно. Я тогда играл в онлайн-игру World of Warcraft и продавал золото — игровую валюту — за реальные деньги. Свои первые 1000 долларов я заработал на этом.
Дальше — больше. В 16 лет я занялся соцсетями: они тогда только появились, так что рынка еще не было, однако имелся спрос на рекламные услуги. Мы оказывали услуги, связанные с развитием коммерческих групп: допустим, интернет-магазин приходил на площадку, ему нужна была реклама, и он обращался к нам. Мы знали у кого эти услуги покупать, делали свою наценку и продавали.
— А как бизнес узнавал о вас на том этапе — о том, что есть вот такие ребята, которые могут помочь в раскрутке?
— В то время мы сами писали коммерческим группам, которым были нужны наши услуги, а, к слову, нужны они были всему бизнесу, который появлялся на площадке. Мы ежедневно собирали по тем или иным запросам (допустим, по запросу «интернет-магазин») все группы, которые появлялись, и в ручном режиме писали каждому администратору: «Добрый день! Есть такие-то услуги. Вас интересует?». Таким образом мы привлекали клиентов.
В 14 лет я играл в онлайн-игру World of Warcraft и продавал золото — игровую валюту — за реальные деньги. Свои первые 1000 долларов я заработал на этом
В 18 лет я купил первое сообщество (на них тогда еще никто не зарабатывал) — это было просто развлекательное комьюнити на 300 или 500 тыс. подписчиков. Мы подумали: «А почему бы не давать рекламу того же самого интернет-магазина там? Тем более эту площадку читает много людей». Паблик окупился в очень короткие сроки — потребовалось где-то 3-4 месяца. Чуть позже я купил еще одно сообщество, и где-то к моим 19 годам, наша общая аудитория в соцсетях разрослась до 3 млн подписчиков, при этом мы продолжали зарабатывать на рекламе.
Затем последовал мой переезд из Петербурга в Москву. В столице я привлек инвестиции, и мы смогли купить порядка 100 млн аудитории в соцсетях, которую мы до сих пор успешно монетизируем. У нас практически не было конкурентов в плане эффективной продажи рекламы — мы зарабатывали намного больше, чем другой админ (владелец площадки) с таким же количеством аудитории. Это натолкнуло нас на следующую мысль: «А почему бы не заняться монетизацией чужих сообществ? Зачем их постоянно покупать, если можно просто управлять чужой площадкой и зарабатывать на комиссии (мы берем 20%)?».
— Так и появился «Ордынец»?
— Чтобы массово управлять таким объемом сообществ (руками этого не сделаешь), мы написали партнерскую программу «Ордынец», смысл которой на тот момент был исключительно в том, чтобы любой владелец площадки (администратор сообщества) мог подключиться к нам, после чего наш сервис приносил этому администратору наибольший доход. Мы продавали рекламу, занимались монетизацией по модели СРА, когда платят за результат, и таким образом админ получал гораздо больше денег, нежели, в том случае, если бы он занимался этим самостоятельно.
Со временем сервис стал очень востребованным: на данный момент к «Ордынцу» подключена аудитория численностью более 4 млн подписчиков. Сейчас, когда какому-нибудь бизнесу требуется масштабная реклама в соцсетях, у него есть два варианта: либо он идет в официальную таргетированную рекламу «ВКонтакте», либо воздействует на аудиторию через сообщества. Во втором случае у него тоже есть выбор: договариваться с каждым администратором каждого отдельно взятого сообщества или же прийти к нам — людям, которые полностью управляют этими сообществами. Все работает следующим образом: люди обращаются к нам, мы заключаем договор, а потом на всех площадках, которые есть в нашем распоряжении (клиент может сам их выбрать), мы размещаем рекламу.
Плюс, мы занялись активным развитием модели СРА, когда рекламодатель платит за совершенное действие — за результат. Допустим, компания продает какое-нибудь средство для похудения: они обращаются к нам и сообщают, что готовы заплатить 600 рублей за заявку, подтвержденную по телефону. Как я буду привлекать эту заявку, какой я буду делать рекламный пост для этого — все это лежит на мне. По моей оценке, доход от СРА-модели бывает даже выше, чем от продажи рекламных постов рекламодателям.
Когда мы начали активно покупать сообщества — это было нонсенсом для рынка, потому что никто до меня не вкладывал в паблики такие деньги — 300 млн рублей!
«Когда мы начали скупать огромное количество сообществ, нас сравнили с ордой»
— Тем не менее, есть мнение, что СPA-сети сегодня в России и СНГ толком не работают, и рекламодатели могут более эффективно строить свои схемы получения заказов без посредников такого рода. Вы с этим можете согласиться?
— Я однозначно не соглашусь. Давайте возьмем итоговый отчет какой-нибудь топовой партнерской программы, например, Admitad: за год их СРА-платформа делает миллиардные обороты на e-commerce и других направлениях.
Возможно это мнение основано на том, что сейчас существует огромное количество партнерских программ, за которыми иногда может ничего не стоять. Но в данном случае вам просто надо знать с кем работать — как и в любом другом бизнесе.
— А много ли у «Ордынца» конкурентов в России?
— Наша СРА-партнерка изначально создавалась для владельцев сообществ, администраторов и соцтрафика (со временем мы значительно расширились) и по этому направлению у нас нет конкурентов. Конечно, есть еще один СЕО-сервис, но у него доходность по модели СРА ниже, чем у нас. Если же мы возьмем другое направление — e-commerce, к примеру, — то в России есть уже порядка четырех-пяти компаний-лидеров, а также куча других никому не известных проектов.
— Артем, у вас было SMM-агентство «Русь», СРА-платформу вы назвали «Ордынец» — откуда такие любопытные названия?
— Когда мы начали активно покупать сообщества — это было нонсенсом для рынка, потому что никто до меня не вкладывал в паблики такие деньги — 300 млн рублей! Это вообще был кустарный рынок: работали обычные ребята, никто не привлекал никаких денег. Поэтому, когда мы начали скупать огромное количество сообществ, среди тусовки топовых администраторов нас начали сравнивать с ордой. Меня назвали «Ордынец», и я по приколу оставил это название для проекта.
— Много ли пришлось вложить в его запуск?
— Запуск — это расходы на разработчиков и команду. Точную сумму я не могу разглашать, но достаточно. Разработка, которая реализуется толковыми программистами, стоит недешево: уходит около 1 млн рублей за месяц. При этом надо понимать, что ты постоянно пишешь и дописываешь функционал. Сейчас расходы даже чуть-чуть увеличились в связи с тем, что у нас есть много инноваций, которые мы хотим реализовать. Поэтому, думаю, ушло больше 50 млн рублей, хотя точно я не считал — тут нет такого, что ты купил, как в магазине и теперь у тебя все есть. Ты вкладываешься в разработку, в людей и на выходе получаешь продукт.
«С Маратом Загидулловым (на фото) у нас был общий друг, с которым я вел один бизнес, — он нас и познакомил. А после этого пошло-поехало». Фото kommersant.ru
— Якорным инвестором «Ордынца» (речь идет о 300 млн рублей) стал бывший сити-менеджер Казани Марат Загидуллов — как вы с ним запартнерились, если не секрет?
— У нас был общий друг, с которым я вел один бизнес, — он нас и познакомил. А после этого пошло-поехало.
— Вообще, связывает ли вас что-либо с Казанью, друзья, родственники...?
— Я недавно был у вас на одной из топовых конференций в качестве спикера, а вообще меня с Казанью ничего не связывает.
«Я реально рекомендую Telegram как площадку для бизнеса»
— Какую прибыль вам сейчас приносит проект? И интересно было бы узнать, с чего идет основной доход — как себя показывают Instagram, «Одноклассники» и другие площадки?
— Прибыль — это коммерческая тайна, которую я не могу разглашать. Скажу лишь то, что большую часть приносит именно комиссия, о которой я говорил ранее. Что касается второго вопроса, то доходность «ВКонтакте» на данный момент — это порядка 25 рублей с 1000 рекламных показов. Вообще, это легко просчитать: открываете любую площадку, смотрите охват рекламной записи, если он, допустим 30 тысяч, то умножаем 30 на 25 и получаем цифру дохода с одного рекламного размещения. Если не называть точные цифры, а просто составить некий рейтинг, то получше показатели у Instagram затем идет «ВКонтакте», а потом «Одноклассники».
— А с Telegram вы работаете?
— Конечно! Telegram, кстати, в этом рейтинге вообще стоит на первом месте — он лучше, чем Instagram. Это очень хорошая площадка, где много аудитории, трафика. Есть достаточно много веб-мастеров, которые подключили к «Ордынцу» свои площадки в Telegram. Я реально рекомендую эту площадку для бизнеса.
— Артем, скажите, есть ли смысл мне, обычному пользователю, вкладываться сейчас в покупку паблика? Стоит ли инвестировать?
— Если все это делается с нуля, если у вас нет никаких знаний, то я бы не рекомендовал вкладываться самостоятельно. Я бы посоветовал вам почитать информацию о том, как раскрутить свой телеграм-канал с нуля, затем самостоятельно запустить свою площадку и купить рекламу в других каналах — так будет дешевле.
Сейчас цена за подписчика в Telegram доходит до 50 рублей (в СМИ писали, что недавно кто-то купил 80 тыс. подписчиков за 5 млн рублей) — это дорого. Зачем вкладывать такие деньги, если вы не умеете работать? Так что я бы посоветовал вам попробовать развить свой канал с нуля: ты его ведешь, генерируешь контент, закупаешь на него рекламу в других телеграм-каналах и «качаешь» его.
«Сейчас цена за подписчика в Telegram доходит до 50 рублей — это дорого. Зачем вкладывать такие деньги, если вы не умеете работать?» Фото retail-loyalty.org
— По вашей оценке, какую сумму придется выложить за сообщество со 100 подписчиками «ВКонтакте»? И стоит ли вообще обращать внимание на количество подписчиков? Возможно, это неосновной критерий при покупке?
— Нет, на подписчиков вообще смотреть не нужно. На самом деле, ключевой показатель — это охват рекламной записи. Одно сообщество «ВКонтакте» на 100 тыс. подписчиков может иметь охват в 50 тыс. просмотров, а другое сообщество с таким же количеством участников может иметь охват в 1 тысячу. Разница в 50 раз. Поэтому на подписчиков смотреть не надо.
Что касается стоимости сообщества, то ее можно легко рассчитать. Для того, чтобы протестировать систему вы покупаете рекламу в сообществе с охватом одной рекламной записи в 50 тыс. и зарабатываете на этом, допустим 5 тыс. рублей. Таким образом получается, что доход с тысячи показов составляет 100 рублей. Исходя из этого и принимайте решение по покупке сообщества.
Допустим, вы собираетесь купить паблик с охватом в 30 тысяч. Исходя из своих тестов, вы уже поняли, что доходность с тысячи показов составила 100 рублей. Значит, во втором паблике вы будете зарабатывать около 3 тыс. рублей на одном рекламном размещении, а у вас их по правилам соцсети пять в сутки. Умножаем 3 тысячи на пять постов и получаем 15 тыс. рублей в сутки. 15 тысяч рублей мы умножаем на 30 дней или сразу на год. Исходя из того, какой срок окупаемости вас устраивает, плюс заложенных рисков, так как доход может снижаться кратно, вы формируете для себя адекватную цену для покупки сообщества.
«Меня реклама не бесит — я себе даже адблок не ставлю»
— Говоря о пабликах в соцсетях, не могу не упомянуть MDK с почти 9 миллионами подписчиков: по слухам, там космически дорогая реклама — это действительно так?
— Я прямо сейчас могу посмотреть, сколько это будет стоить: охват рекламной записи у них составляет 550 тыс., ценник за рекламу, судя по бирже, 60 тыс. рублей. Получается, 110 рублей за тысячу рекламных показов.
— Артем, а вас самого не бесит реклама, вылезающая отовсюду?
— Меня не бесит — я себе даже адблок не ставлю. Это же моя профессия, во-первых, а, во-вторых, если смотреть с чисто экономической стороны, то бизнесу нужны деньги, а ты хочешь пользоваться всей этой историей, но не хочешь рекламу посмотреть — это неправильно. Если у бизнеса закончатся деньги, то не станет и самого ресурса. Это нужно понимать и принимать, а еще лучше — кликать по рекламе.
— Как журналист не могу не спросить о том, как вы оцениваете модель некоторых СМИ, когда ими активно скупаются паблики и оттуда черпается трафик?
— Это отличная модель. Сейчас на рынке серьезная конкуренция — мы имеем огромное количество изданий и авторов, которые могут интересно писать. В таких условиях нужно использовать все возможности, которые перед нами открывает интернет. Если ты не можешь позволить себе купить рекламу или площадку и вести на себя трафик — это твои проблемы. Просто рано или поздно ты будешь сидеть с пятью тысячами читателей.
Либо ты можешь, как тот же «Лайфньюс» создавать свои «Дружко шоу», вкладывать огромные бюджеты в продвижение, покупать сообщества и инстаграм-аккаунты для того, чтобы доводить свой контент до масс. Все потихонечку что-то делают: «Билайн» уже вкладывает большие маркетинговые бюджеты в свои шоу, «Лайфньюс» покупает площадки, тот же телеканал «ТНТ» сейчас активно переходит в YouTube. Это, кстати, стоит очень недешево, потому что это — инвестиции в несколько лет вперед. Это правильная стратегия, чтобы остаться на волне, и, если у вас нет трафика, то вас нет и в бизнесе. Повторюсь, сейчас есть огромное количество интересного контента и нужно иметь рычаги, чтобы доносить его до аудитории.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.