Новости раздела

Что случилось с «риелторами»

Эксперт рынка рассуждает о метаморфозах профессии

К профессии риелтора всегда относились настороженно. Стереотип сложился во времена отсутствия законодательного регулирования. Тогда появились мошеннические схемы, бросившие тень на всю отрасль. Вместе с директором федеральной компании «Этажи» в Казани Маратом Галлямовым мы обсудили, что есть мифы, а что реальность в профессии «риелтор».

Миф о профессии №1: риелторы непорядочны

Мало таких профессий как риелтор, вокруг которых столько плохих новостей. Отсутствие цивилизации на рынке, действительно, долгое время давало много поводов для публикаций. Эксперты говорят, что цивилизация на рынок пришла только в 2000-х.

— Не скажу, что плохая репутация появилась у риелторов на ровном месте. Профессии в России только 25—26 лет, тогда как на западе — более 100. Поэтому и отношение к специалистам там совсем другое, — комментирует Марат Галлямов.

Зачатки профессии были еще в Советском Союзе. До 1990 года, когда появилась возможность приватизировать жилье, в собственности его не было. До этого времени была возможность только обменять квартиру, с чем помогали «свои люди», оказывающие посреднические услуги. Такое посредничество было незаконным, так как договоренности не были подкреплены документально. Можно сказать, это и заложило полукриминальные основы взаимоотношениям сторон, что в 90-е наблюдали все, кто так или иначе был связан с рынком.

— Рынок был черным и оставался неурегулированным вплоть до 2005—2006 годов. Из-за хаоса, белых пятен в законодательстве рядом с рынком недвижимости всегда оказывались люди нечистые на руку. Им было просто пользоваться ситуацией хаоса. А где тонко, там и рвется! Именно эти люди и сформировали негативное отношение к нашей профессии, на которой долгое время стоял штамп — «черный риелтор», — сетует Марат Галлямов. — В результате риелторов боялись, что усугублялось тем, что люди в принципе до сих пор боятся любых сделок с недвижимостью. Самое простое действие с недвижимостью становится огромным событием, окруженным массой суеверий.

Рынок поменялся радикально, и «черные риелторы» остались в прошлом. При желании риелтор не может манипулировать законодательством, используя белые пятна, благодаря тому, что все документы можно найти в онлайн-доступе и в них нет никакой тайны.

— На рынке не задерживаются нечистоплотные игроки — их вытесняет само профессиональное сообщество. Работать черными методами стало невозможно, — резюмирует эксперт.

Миф о профессии №2: риелторы работают непрофессионально

Риелторские компании прошлого — это два-три специалиста в штате, а еще чаще — риелторы, работающие в свободном графике. Были часты случаи, когда клиент, у которого возникал вопрос, не мог найти своего риелтора: тот брал деньги и дальше на связь не выходил. Это сформировало негативное отношение: риелторы не отвечают за результат, они могут пропасть, а если и не пропадают, то не разбираются в своем деле и могут допустить дорогостоящие ошибки.

Это обстоятельство также все больше уходит в прошлое. На рынке стали появляться крупные риелторские компании, которые определяют правила и стандарты работы в этом бизнесе. У этих компаний штаты, состоящие из несколько десятков специалистов, и большие офисы, по адресам которых всегда можно получить полноценную консультацию.

Раньше риелтором мог стать любой, кто хоть что-то знает о недвижимости. Если он потерял работу по профессии, мог пойти либо в таксисты, либо в риелторы, куда брали всех. Сейчас такого нет, говорят эксперты отрасли. Двери в профессию открыты любому, но закрепиться на рынке удается далеко не всем, потому что профессия риелтора выходит на новый уровень.

— Сейчас риелтор — это универсальный профессионал, который знает законы и их применение, он психолог и талантливый продавец. Я считаю, что есть заслуга нашей компании в том, что создан новый бренд риелтора, — говорит Марат Галлямов. — Специалисты, прежде чем попасть к нам в компанию, проходят отбор. Нам важно, чтобы это был честный и порядочный человек, чтобы он работал по стандартам нашей компании. Не выдерживает — уходит. Мы прописываем жесткие регламенты о том, как должен выглядеть продавец, что он должен знать. Это не обязательно человек с опытом риелторской деятельности (он может обучиться уже придя в компанию), но обязательно, чтобы у него был багаж из прошлой профессиональной жизни из смежных сфер. У нас бывшие руководители отделов продаж, менеджеры крупных предприятий и даже топ-менеджеры.

98 процентов клиентов крупного агентства недвижимости — это физлица. С такими клиентами легко работать, но они не прощают плохой сервис и плохое отношение к себе. Поэтому, например, в «Этажи» стараются принимать на работу людей с богатым жизненным опытом, умеющих понять ситуацию клиента, у них должно быть чувство юмора и такт.

— У нас крайне мало специалистов моложе 25—27 лет. «Этажи» — это большая компания, у нас работают 80 человек, все организовано по принципу одного окна. Клиент приходит к нам один раз, получает всю консультацию и по документам, и по страховке, и по возможностям ипотеки, и по предложению на рынке, — рассказывает о принципах работы своей компании Марат Галлямов. — Мы за то, чтобы каждый наш сотрудник был профессионалом своего дела. Поэтому в нашем штате есть отдел юристов, отдел ипотечных брокеров, страховых брокеров. Если их функции поверхностно замкнет на себе риелтор, у него и результат будет очень поверхностный. Так работают далеко не все компании рынка.

Миф о профессии №3: риелторы «продают воздух»

Еще один миф, что риелторы берут деньги за воздух, навязывают предложение, готовы на все лишь бы продать объект. Сами риелторы считают, что такую репутацию отрасли создали сотрудники агентств, занимающихся сдачей жилья в найм. Рынок аренды жилья до сих пор несколько бессистемный, без сильных игроков и правил, что компания «Этажи» в Казани на него до сих пор не вышла.

— Как правило, риелторы этого рынка — это непрофессионалы. Утром они водители, а вечером — риелторы. Возможно, когда-то мы начнем заниматься арендой, но только тогда, когда сможем быть уверены в возможностях обеспечить цивилизованный уровень сервиса, — говорит Марат Галлямов.

В продажах «Этажи» заинтересованы реализовывать только проверенные объекты и не сотрудничают с застройщиками, в которых не уверены. Их квартиры агентство продает в максимальном ассортименте.

— По сути «Этажи» — это единый центр новостроек. Мы работаем с 80 процентами застройщиков и выступаем как мультибрендовый магазин по той же цене, что отдел продаж у застройщика. Нам за подбор квартиры по всем застройщикам клиент не платит ничего. Мы выявим потребность клиента и предложим из всего спектра того, что есть на рынке, и расскажем не только о плюсах, но и о минусах тех или иных объектов. Этого менеджеры отделов продаж застройщиков не расскажут, — обращает внимание Марат Галлямов.

Марат Галлямов: «Сейчас риелтор — это универсальный профессионал, который знает законы и их применение, он психолог и талантливый продавец. Я считаю, что есть заслуга нашей компании в том, что создан новый бренд риелтора». Фото vk.com

В компании говорят, что уверены в своих партнерах и экспертизе штатных юристов как по «первичке», так и по вторичной недвижимости. Но готовы страховать своих клиентов от форс-мажора.

— В случае чего клиент ничего не потеряет. Компания «Этажи» страхует свою ответственность, мы выдаем клиентам гарантийный сертификат о том, что квартира проверена. Если же в течение года что-то случится, выяснится, что нарушены права третьих лиц или есть претенденты на недвижимость, если наш клиент лишится денег, компания «Этажи» компенсирует их. Такого на рынке не делает никто из наших коллег по цеху, — говорит эксперт.

«Этажи» есть в 70 городах России, а также в городах Беларуси, в Казахстане, Прибалтике. Это значит, что клиенты агентства могут купить квартиру не только в Казани, но и во всех городах присутствия компании. С теми же гарантиями, тем же уровнем сервиса, что и в Казани!

— Мы отвечаем за наших коллег. Все мы одинаково обеспокоены чистотой нашей репутации, — резюмирует Марат Галлямов.

Партнерский материал

Новости партнеров