Новости раздела

Опрос предпринимателей: нужно ли контролировать странички сотрудников в соцсетях?

В эпоху стремительного развития социальных сетей и мессенджеров работодателям все сложнее становится контролировать информационные потоки. По словам большинства руководителей, социальные сети — это мощный инструмент, который может как выигрышно сказаться на репутации компании, так и нанести значительный ущерб. Насколько бизнесменам важно контролировать собственные аккаунты в социальных сетях? Нужно ли отслеживать активность в соцсетях подчиненных? Какую угрозу несут публикации сотрудников? Важно ли контролировать поведение сотрудников в онлайн-сообществе? На эти и другие вопросы ответили руководители компаний в очередном бизнес-задачнике «Реального времени»

Сотрудник компании написал пост у себя на странице в социальной сети о том, как ему надоела его работа и что коллеги его раздражают. Это увидел его руководитель. Как вы считаете, как поступить начальнику в данной ситуации? На ваш взгляд, могут ли страницы сотрудников в соцсетях навредить имиджу организации? И нужно ли контролировать этот процесс?

  • Андрей Ермолаев

    Андрей Ермолаев генеральный директор GlobalMedia

    Я с такими ситуациями не сталкивался, но слышал о подобных случаях. Безусловно, социальные сети — это сильный инструмент, который работает на имидж. Любой негативный пост может ударить по репутации компании, а значит, и по репутации руководителя. В данной ситуации сначала нужно разобраться в проблемах этого сотрудника. Может быть, предложить ему какое-то решение. В любом случае, политику распространения информации в соцсетях с сотрудниками нужно заранее обговаривать. Надо донести, что про работу желательно ничего не выкладывать. Сам я социальные сети использую в рабочих целях, для продвижения компании. Моменты из личной жизни стараюсь не выкладывать.

  • Станислав Жернаков

    Станислав Жернаков директор сети офтальмологических клиник «Кузляр»

    Если сотрудник пишет, что ему надоела работа, то это сказывается на его личной производительности (эффективности) и на повышении напряженности в коллективе. Считаю, что руководитель, увидев данный пост, должен пригласить работника и поговорить с ним. А далее уже принимать решение. Просмотр страниц в соцсетях можно поручить доверенному лицу руководителя. Если на интернет-странице нет выложенной инсайдерской информации, то остальное никак не скажется на имидже компании. У любого человека есть свое мнение, и оно может разительно отличаться от мнения большинства.

  • Альбина Галимова

    Альбина Галимова основатель студии йоги Yogaliferussia

    Пост в социальных сетях говорит о том, что в компании отсутствует наставничество. Скорее всего сотрудник неэффективен уже долгое время и всячески выражал свое недовольство плохим настроением, отсутствием энергии в работе. Все эти жесты, настроения сотрудников можно уловить в самом начале и принять меры. Хорошие руководители видят в каждом разговоре возможность развивать способности своих сотрудников. Если же выясняется, что сотрудник перегорел и не подлежит реанимации, то нужно принимать кардинальные меры, ведь имидж организации — это и сотрудники в том числе. Поэтому руководителю важно держать все время руку на пульсе, а глаза и сердце открытыми. Социальные сети — мощный источник информации. И нужно дружить со своими сотрудниками, общаться с ними в соцсетях. Это формирует доверие. В любом случае, даже если сотрудник решит пойти другим путем, нужно оставаться друзьями, возможно это ваш будущий партнер.

    Также соцсети могут помочь и при выборе будущего сотрудника. Справки в социальных сетях помогут избежать неприятностей в будущем, принять в команду нужную боевую единицу.

  • Адель Гузаиров

    Адель Гузаиров руководитель юридического центра «Авторитетъ»

    В нашей конституции каждому гарантируется свобода мысли и слова. Это значит, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений, убеждений или отказу от них. Отвечая на вопрос, считаю, что здесь надо придерживаться принципа разумности и справедливости. Что касается вреда для имиджа, все зависит от контента, размещенного на страницах сотрудников. Пост не должен нарушать закон, призывать к экстремизму и вредить имиджу компании в том числе. Очевидно, что нарушение правил может послужить в том числе поводом для увольнения, если проступок работника носил грубый характер. Любые такие вещи работодатель вправе перечислить в трудовом договоре с работником в качестве оснований для увольнения.

    Контролировать процесс ведения страниц в соцсетях нужно. Но в первую очередь необходимо отразить это в локальных документах организации, чтобы сотрудники были предупреждены о возможных последствиях. В случае же нарушения данных правил, помните, что руководитель должен соблюсти ряд процедур, чтобы такие сведения носили официальный характер, например, обеспечить доказательства у нотариуса.

  • Римма Гайнутдинова

    Римма Гайнутдинова собственник сети мобильных кофеен Coffee Motors

    Я бы попыталась прояснить причину этого поста, постаралась бы выяснить, что происходит в коллективе. Может быть, пообщалась бы и с другими сотрудниками, чтобы выяснить общее настроение. Важно определить, действительно ли проблема в коллективе или она в самом сотруднике. А дальше предприняла бы определенные меры, чтобы устранить конфликты или недопонимания.

    Социальные сети, конечно, могут навредить, но мы не в силах это контролировать. Мы не в силах ограничивать свободу постов, ведения соцсетей. Это личное дело каждого. Возможно, я бы придумала систему мотивации положительных постов. На этом бы попыталась заработать себе очки. Но наказывать или запрещать писать в интернете бы не стала. Скорее извлекла бы урок. У нас небольшой штат, и на всех своих сотрудников в соцсетях я подписана. Я вижу их личную жизнь, знаю, чем они живут. Но если бы мне пришлось брать на работу нового человека, вероятнее всего, что я бы сложила свое мнение о нем, в том числе и из социальных сетей, как из наиболее открытого и достоверного источника. На своих личных страницах я свою работу никак не анонсирую и не делаю ее публичной через соцсети. Наверное, в наше время — это уже неправильно и нужно пересматривать позицию, но пока я ничего не меняла.

  • Ленар Нуриахметов

    Ленар Нуриахметов учредитель компании «Агрофирма Поволжье»

    Нужно обязательно разобраться, почему сотрудник написал этот пост. Но серьезно о работе в социальных сетях я как-то не задумывался. На данный момент в нашей компании это не принято. Поскольку наша деятельность не предполагает пиара через интернет-сообщества. Поэтому, то, что пишут сотрудники у себя на страничках, мы не отслеживаем. И сам я в социальных сетях редкий гость.

  • Юлия Хайдаршина

    Юлия Хайдаршина руководитель Business Relations в Казани

    Ни в коем случае нельзя реагировать агрессией на действия сотрудника или ругать его. Но признать, что вы что-то упустили во взаимоотношениях с коллективом, придется. Я не верю в контроль в мире взрослых. Если человеку что-то сильно надоело или он на кого-то зол, то способ насолить своему обидчику обязательно найдется. И никаким контролем этого избежать не удастся. Единственное, что нужно контролировать руководителю — это самого себя и свое отношение к подчиненным.

    Однажды мой коллега, тренер нашей компании, Арсен Рябуха, сказал: «Если человек совершает гадость, то это не значит, что он плохой, — это значит, что ему плохо». Если сотрудники на страницах своих соцсетей пишут о своей работе и коллегах неприятные вещи, то руководителю стоит задать самому себе несколько вопросов. А каким руководителем я являюсь, какие ценности культивирую в своем коллективе, умею ли слышать и слушать тех, с кем работаю? Ответы на эти вопросы могу быть даже очень не комфортными для руководителя, но зато станут основой для создания такого коллектива, в котором вместо попустительства и панибратства будут царить взаимопонимание и поддержка, а почвы для таких постов, как таковой, не будет.

  • Рим Сафиуллин

    Рим Сафиуллин директор клиники «Генезис»

    Негативная информация в соцсетях точно может навредить компании. Часто сам использую соцсети, чтобы узнать информацию об интересующей меня компании. Первые ссылки, которые обычно выдает поисковик, это не корпоративный сайт организации, а различные топики, форумы и социальные сети, где компания обсуждается сотрудниками. И получается, что первые впечатления о компании формируются именно теми людьми, которые даже цели этой не преследовали. Если говорить о конкретной ситуации, то нужно будет разобраться, почему человек написал такой пост. Это пища для размышлений руководителя. Но пользу в любом случае для себя можно извлечь, прояснив, что в компании идет не так. До недавнего времени я не вел никаких страниц в социальных сетях. Но общаясь с коллегами, пришел к выводу, что этим обязательно нужно заниматься. Любая информационная открытость лишь на благо компании. А мои друзья в онлайн сообществе это мои потенциальные клиенты.

  • Дмитрий Никитин

    Дмитрий Никитин директор офлайн-лагеря «ВсеВыключено»

    Я нанял этого сотрудника после отбора. А это практически исключает возможность того, что он глупый и не понимает, что делает. Поэтому я бы воспринял пост как обращение непосредственно ко мне — руководителю (сотрудник недоволен ситуацией в компании). Если я ценю сотрудника и считаю его претензии справедливыми, постараюсь найти компромисс и исправить ситуацию. Если нет, буду прощаться. Не думаю, что единичные сообщения от сотрудников в сетях могут серьезно навредить компании. Исключение — слив инсайдерской информации. Контролировать этот процесс нужно, но с точки зрения прямой обратной связи от сотрудников. Часто сотрудники не говорят о своих недовольствах в открытую и обращаются к руководству через промежуточные звенья, в данном случае социальные сети.

  • Ринат Гарипов

    Ринат Гарипов генеральный директор компании Space for Soul/Architects

    Чтобы не было таких случаев, в идеале нужно выстроить правильную систему мотивации в компании. Но если так случилось, то я бы сначала поговорил с этим сотрудником, выяснил в чем дело. А после объяснений и разбора ситуации, я бы, скорее всего, его уволил. Если он один раз подпортил таким образом репутацию компании, значит это повторится снова. Но мы такие вещи заранее обсуждаем. Я своих сотрудников предупреждаю о том, что о рабочих моментах, проектах и задачах никаких постов делать нельзя. Социальные сети активно использую при подборе кандидатов на должность. Обычно все уже становится ясно по переписке. Свою страницу тоже тщательно контролирую, поскольку я — лицо нашей компании. Страница создает образ перед людьми, а каждая публикация может вызвать определенную реакцию у партнеров или коллег. В своих интернет-аккаунтах стараюсь соблюдать баланс между работой и частной жизнью. Иногда намеренно демонстрирую там какие-то слабости, чтобы другие люди за меня их не придумали. В любом случае каждый свой шаг в соцсетях нужно тщательно выверять, чтобы у людей сложились правильные ассоциации с именем руководителя.

  • Владимир Млынчик

    Владимир Млынчик генеральный директор компании Quadro Electric

    Посты в социальных сетях в наш век стали чрезвычайно важны. Они, как и публикации в СМИ, отзывы на сайтах по трудоустройству, способны формировать репутацию компании. Любой человек может опубликовать у себя на странице текст о своей компании, причем как поделиться субъективным мнением о коллегах в неформальном стиле, так и обнажить коммерческую тайну в виде расследования. Он может наваять лонгрид о проблемах отрасли или под влиянием эмоций создать фельетон о начальстве — этот процесс совершенно непредсказуем, поэтому людям, отвечающим за репутацию компании необходима подстраховка. Ей может стать специальный раздел трудового договора с соглашением о неразглашении информации и особым пунктом — необходимость согласовывать с руководством любой текст с упоминанием названия компании, даже предназначенный для личных аккаунтов. Человек, подписавший такой документ, задумается, прежде чем публиковать гневный пасквиль. У данных мер есть обратная сторона: многие компании приветствуют, чтобы члены команды упоминали их в своих публикациях, выкладывали фото с хэштегами в Instagram. Свобода и закрепощенность вступают в вечную полемику. Но о том, как найти золотую середину — уже другая история.

Алина Губайдуллина
Бизнес

Новости партнеров