Новости раздела

«Наш прогноз цен на нефть — 65 долларов к 2020 году»

Вице-президент Wood Mackenzie о тревожном будущем производителей бензина и радужных перспективах нефтехимиков

«Наш прогноз цен на нефть — 65 долларов к 2020 году»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

100$ за баррель: забудьте, наконец, об этих заоблачных нефтяных котировках, призывал сегодня на Международной конференции «Нефтепереработка и нефтегазохимия Татарстана» вице-президент по нефтепереработке и нефтехимии Wood Mackenzie Алан Гелдер, чье 40-минутное выступление стало ударным «гвоздем» первого дня конференции. И это неудивительно, ведь мировой эксперт представил обновленный долгосрочный прогноз ценового ралли на нефть, который слушал зал с большим интересом. Зная об ахиллесовой пяте татарстанской нефтедобычи, он выделил тот факт, что к 2020 году отрасль ждет самое жесточайшее ограничение по содержанию серы, которое не должно превышать 0,5% вместо нынешних 1,5%, и давняя идея введения банка качества нефти окажется неизбежной и неотвратимой. Какие ключевые тенденции на мировом нефтяном рынке выделил Алан Гелдер и почему у Татарстана нет другого пути, как только перерабатывать нефть на месте, — в репортаже корреспондента «Реального времени».

Нефтехимия в тисках высоких цен

Формально первая Международная конференция «Нефтепереработка и нефтегазохимия Татарстана», открывшаяся сегодня в КРК «Корстон» под эгидой консалтинговых партнеров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», нацелена на актуализацию стратегии развития нефтегазохимического комплекса страны, принятой еще в 2013 году. На протяжении последних 10 лет экспортная выручка от нефти приносила огромные сверхприбыли, так что мало кто из нефтяных российских компаний, за исключением разве что «Лукойла» и «Татнефти», всерьез инвестировал в новые проекты нефтепереработки. «В рейтинге крупнейших производителей нефтехимии, лидером которого является немецкий концерн BASF с объемом выручки в $97 млрд, Россия оказалась в хвосте с крошечным показателем — всего $25 млрд», — заметила во время пленарного заседания конференции гендиректор «ИнфоТЭК-консалт» Тамара Канделаки.

Но стоило рухнуть мировым ценам на нефть, как безоблачная картина внешнего благополучия враз изменилась, а нефть отправилась в непредсказуемое ценовое ралли. И самое интересное для всех без исключения — каким окажется движение мировых котировок?

Обновленный прогноз представил вице-президент по нефтепереработке и нефтехимии Wood Mackenzie Алан Гелдер, чья точность оценок близка к 90%. Но перед ним выступил гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин, который, предвосхищая мрачные выводы эксперта, доложил, что в конце 2017 года в Татарстане будет запущен комплекс тяжелых остатков нефтей «ТАИФ-НК», а к 2025 году перейдут на выпуск светлых нефтепродуктов, или «ноль мазута», и на ТАНЕКО, где глубина переработки нефти также достигнет 97%. Ему хватило 30 минут, чтобы перечислить все ключевые проекты в области нефтепереработки и нефтехимии.

Низкие нефтяные цены — это надолго

«В ближайшей перспективе мировая цена будет оставаться низкой», — изложил исходную позицию с первых минут выступления Алан Гелдер. По его мнению, во многом эта тенденция обусловлена интенсивной реализацией сланцевых проектов в Техасе, где уровень добычи сланцевой нефти за последнее время вырос с 70 тыс. до 1 млн баррелей в сутки. Но рост предложения заметно обгоняет спрос, несмотря на то, что стабильным остается потребление нефтепродуктов в Китае, в Индии растет, а в Европе падает.

«Наш прогноз цен на нефть: к 2020 году — $65 долларов. Это выше, чем есть сейчас, но, наш взгляд, к 2023—2024 годам будет рост, но потом пойдет небольшое снижение», — заявил Алан Гелдер. По его мнению, во время разгона цен, когда они снова попытаются выйти на пиковые значения, нефтяники смогут вовлечь в разработку довольно большое количество месторождений традиционной нефти, которые по умолчанию дороже сланцевых. Но вслед за этим, словно по синусоиде, вновь наступит цикл резкого падения нефти. В итоге спираль эволюционного развития отрасли выведет к тому, что к концу 2020 годов обострится необходимость в изыскании дальнейших запасов нефти.

В качестве ключевой тенденции развития он выделяет тот факт, что экспорт нефти из США в пиковые моменты превысит объем экспорта из множества стран-экспортеров ОПЕК. «Это горизонт 2023—2024 годов, — отмечает он. — Объем экспорта США может составить 2—3 млн баррелей в сутки, что сделает США крупнейшим производителем ресурса». Став ключевым игроком, США не будут наращивать инвестиции в нефтепереработку и если не дорастут до цифры в 20 млн баррелей в сутки», — подсказал он возможный сценарий развития для авторов российской стратегии нефтепереработки.

Цены на российский газ не вырастут еще 6—7 лет

В отличие от резких конъюнктурных колебаний, цены на газ, похоже, будут лежать «мертвым пластом». «Если смотреть на ситуацию по газу, то мы полагаем, что низкие цены на природный газ будут сохраняться на низком уровне на протяжении длительного времени 6—7 лет», — прогнозирует он. По его словам, серьезные мощности в последнее время были вовлечены в разработку в США и странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Но и здесь дальнейшая траектория цен будет подчиняться давлению рынка. К 2020 году конкуренцию российскому природному газу на европейских рынках составят поставки сжиженного газа из США. «Лишь по мере роста спроса на газ будут вовлекаться средства в новые проекты. И это обострит конкуренцию между российским природным газом и привозным сжиженным газом в Европе. Кроме того, будут низкие цены на природный газ в Азии, которая станет ареной международной конкуренции. Метан, скорее всего, останется недорогим», — полагает он.

Очищение от серы

Предрекая апокалипсис на сырьевых рынках, Алан Гелдер оценил перспективы для нефтепереработки как радужные. Можно сказать, фортуна наконец улыбнулась тем, кто против примитивного экспорта. «На наш взгляд, сокращение мощностей переработки нефти в Европе, Австралии и Японии и снижение резервных мощностей позволяют оптимистично смотреть на эту сферу инвестиций», — сказал он. Но и здесь есть подвох. Как сообщил Алан Гелдер, к 2020 году вступят законодательные ограничения по содержанию серы в нефтепродуктах. «Есть неопределенность в сфере нефтепереработки. Законодательство по ограничению содержания серы в бункерном топливе будут значительно ужесточено: к 2020 году отрасль перейдет с 1,5% до 0,5%», — сказал он.

«Это будет самое серьезное сокращение за всю историю подобных мероприятий, — подчеркнул он. В результате НПЗ должны будут вырабатывать «больше средних дистиллятов», а дизельное топливо заметно подорожает. «Мы ожидаем, что цена дизеля и газойля относительно цены на нефть вдвое повысится», — сообщил он, уточнив, что здесь решающим окажется фактор «огромной неопределенности в связи с введением этих новых законодательных требований». Жертвой положения может оказаться судоходная отрасль, которая является основным потребителем дизельного топлива.

Продолжая тему развития нефтепереработки, он выделил начавшую тенденцию укрупнения проектов для обеспечения конкуренции на глобальном уровне. «На Ближнем Востоке строится крупнейший НПЗ, который может стать очень конкурентоспособным. Они могут поставлять дистилляты в Европу по интересным ценам, у них очень высокая технологическая оснащенность. Кроме того, «плечо» доставки не такое большое».

Электромобили наступают

Негативной чертой для нефтепереработки является тот факт, что во всем мире замедляется рост спроса на автомобильный бензин. «Спрос на бензин в США в этом году достиг максимума, а дальше будет снижаться. Европейский спрос и вовсе снижается. Электромобили наступают. И мы ожидаем, что все больше автолюбителей будут передвигаться на экологичном топливе. «Те НПЗ, кто заточен на выпуск автомобильного бензина, будут чувствовать себе неуверенно», — предупредил Гелдер.

Исходя из этих трендов, вице-президент по нефтепереработке и нефтехимии Wood Mackenzie Алан Гелдер достаточно позитивно оценивает перспективы нефтехимии. «Самый крупный потребитель нефтепроизводных — нефтехимия. Рост спроса на нефтехимическую продукцию будет продолжаться, преимущественно в странах с развивающейся экономикой. Это страны Азии и Китай. Прирост на олефины идет с плюсом на 5—6 млн тонн каждый год», — отметил он.

По его мнению, для его покрытия необходимо строить каждый год по 3—4 пиролизные установки. «Если смотреть на географию, то в течение 5 лет можно говорить о волне инвестиций в Северной Америке. Серьезные спрос на этан привел к тому, что новые мощности строятся и в Китае, и в США», — отметил он. При этом он подчеркнул, что, несмотря на то, что к концу 2012 года мировое производство этилена будет производится из этана (т.е. из газа, а не путем пиролиза нафты), нафта по-прежнему будет доминировать в механизме цены.

А это значит, что цена этилена будет зависеть от мировой цены на нефть. В настоящее время Россия сохранила лишь 11 из 14 пиролизных установок, рассказала следом за ним гендиректор «ИнфоТЭК-консалт» Тамара Канделаки. Она усмотрела в динамике их производства такой любопытный парадокс: несмотря на падение объемов выпуска, прибыльность каждый год растет на 5%. И под конец дала практический совет нефтехимикам — точно следовать рецептуре выпуска пластиковых изделий. «Я спросила у одного своего клиента: почему не работаете с ИКЕА? «Знаете, у них все строго, а когда у нас нет нужных компонентов, мы заливаем то, что есть. Их это не устроит».

Фото Максима Платонова
ЭкономикаФинансы

Новости партнеров