Новости раздела

«Казанский Ван Гог» вернулся на Свияжск

«Казанский Ван Гог» вернулся на Свияжск
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Накануне открылся для посетителей музей художника Геннадия Архиреева на острове. Представитель казанского андеграунда, по иронии судьбы не принадлежащий к раскрученным художникам и тем не менее оставивший коллекцию картин, настоящей цены которой пока никто не знает, получил «прописку» в Свияжске. Здесь в доме, похожем на тот, в котором мастер жил в Казани, открылся его музей, где выставлено 60 работ художника.

Возвращение на родину

Архиреев родился на Свияжске, появился на свет в месте, которое мало было связано со счастливым детством и материнством. Его юная мать, которая «сидела по статье», родила в свияжской тюрьме. То есть с самого начала он видел перед собой детский дом, где жили такие же бедолаги — дети арестованных. И только когда мать реабилитировали, будущий художник попал в Казань.

Есть еще одно, что связывает мастера с островом — художественный фильм «Голубка», снятый по рассказам жены художника и его музы Светланы Колиной. Этот фильм, где Архиреева играет актер Алексей Коршунов, внешне вроде бы даже похожий на прототипа главного героя, — рассказ об их с Колиной отношениях. Об узнавании и принятии, об обретении «своего» человека.

Геннадий Архиреев, который несколько лет назад ушел из жизни, оставил большую коллекцию работ. Так случилось, что жизненные трудности вынудили Светлану Колину решиться на то, чтобы продать часть картин. Нашелся и покупатель — бизнесмен из Москвы. Если бы это случилось, коллекция оказалась бы навсегда утраченной для Казани.

Слава Богу, этого не произошло. Земляки создали группу «Картины Архиреева должны остаться в Казани», ситуация разрядилась, но не было гарантии, что она не возникнет вновь — вдова художника человек небогатый. Затем произошло почти что невероятное — с предложением создать на Свияжске музей Архиреева к Колиной обратился генеральный директор Свияжского музея-заповедника Артем Силкин. В результате на острове нашелся дом, который очень напоминает дом Архиреева на Подлужной в Казани, где он долго жил и где написана львиная доля его работ.

Дом окнами на реку

Музей Архиреева, в который с сегодняшнего дня открыт доступ, — двухэтажный деревянный дом на улице Троицкой, рядом с комплексом бывшего женского монастыря. Когда-то он принадлежал монашеской обители и в нем жил священник, позже была коммуналка. Естественно, что реставрацией дома занимался фонд «Возрождение».

Первый этаж пока свободен — позже здесь будет магазин сувениров и библиотека. Второй этаж, как это и было на Подлужной, — воссозданная квартира художника. Правда, как вспоминает Колина, на Подлужной квартира художника была небольшая — 26 квадратных метров. Деревянные полы, часть окон выходит на реку, особый воздух, который бывает только в старых домах — воздух особого уюта.

Светлана Колина подарила музею множество мемориальных предметов — шкафы, столики, стулья, личные вещи художника. Поэтому получилась, слава Богу, не картинная галерея, а именно дом, где жил и работал художник. С мольбертом, на котором застыл его автопортрет, создающий иллюзию присутствия Геннадия Архиреева в доме.

Естественно, что вдова художника консультировала при создании интерьера, но его авторами стали дизайнеры из студии «Айбат» Сергея Насекина. Они каким-то телепатическим образом сумели уловить и передать ощущение того мира, где жил Архиреев. И дело, конечно, не в предметах быта советской эпохи, тем более что Архиреев никогда не был «советским живописцем» в буквальном понимании это словосочетания. Дизайнеры создали образ «места силы», где творил художник. Они сумели через эти вещи передать характер мастера — ироничного, мудрого, бесшабашного, философствующего.

Сирень и черный автомобиль

Картин Архиреева в музее 60. Из них 31 находится в собственности музея-заповедника, 29 картин Светлана Колина предоставила для экспонирования. Все программные произведения художника в музее представлены. Тот, кто видел картины Геннадия Архиреева, знает его собственный, не похожий ни на кого почерк, далекий, к счастью, от «реализма».

Он предпочитал на полотнах сумрак, он иногда пренебрегает деталью, но в натюрмортах, напротив, ставит ее во главу угла. Он порой искажал перспективу, но делал это нарочно, таким образом добиваясь еще большего эмоционального эффекта. Он иногда утрировал изображаемое, и в этом есть следы некой иронии.

Есть два образа, которые присутствуют на многих работах художника. И хотя они эмоционально несовместимы, они проходят через все творчество. Это сирень и черный автомобиль. Пожалуй, эти образы могут рассказать о художнике больше, чем остальные.

Сирень, которую Архиреев писал мастерски, мы словно слышим ее аромат, — это тяга к ускользающей красоте, к невозможности жить в постоянном покое и радости. Ну а черный автомобиль — это трагическое начало земного бытия художника, это тот самый «черный воронок», который однажды привез в свияжскую тюрьму его мать, машина, возившая в подобные места сотни тысяч неповинных людей. «Черный ворон», который переезжал в годы репрессий «маленькие жизни».

Архиреева часто называют «казанским Ван Гогом», Михаил Пиотровский, увидев на полотне его сирень, назвал «казанским Врубелем». Не уверена, что эти сравнения точны. Мастер был просто Геннадий Архиреев, не чья-то копия. При всей открытости, он носил в себе какую-то тайну, что делает его полотна притягательными. Его не надо сравнивать ни с кем, Архиреев — он сам по себе. Трагичный и ироничный в одном флаконе. Романтик с нутром скомороха — редчайший дар.

В Казань часто едут, чтобы посмотреть полотна Николая Фешина, и это правильно. Все больше и больше знатоков обращают взор к наследию Баки Урманче. Последний вроде бы и официально признан, но до сих пор, как ни печально, не получил нормального продвижения, хотя творчество его этого вполне заслуживает.

Геннадий Архиреев, без сомнения, может претендовать на ту славу, которая перейдет границы не только республики, но и страны. Его картинам, «как драгоценным винам», «настанет свой черед». Первый шаг сделан — музей создан, полотна обрели настоящий дом, их можно изучать, их можно продвигать в арт-пространство.

…Когда два дня назад музей посетил первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, о художнике ему долго рассказывала Светлана Колина. В это время в комнаты влетела большая бабочка шоколадного цвета. Как она попала туда через закрытые окна — Бог весть. «Вот, привет нам всем от Гены, он любил бабочек», — улыбнулась Светлана.

1/40
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов


Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова
ОбществоКультура

Новости партнеров