Новости раздела

«Челны ЛТД» — всё: прекратил существование самый известный медиабренд автограда

Известный татарстанский медиаменеджер об уходе еще одного игрока с рынка СМИ

«Челны ЛТД» — всё: прекратил существование самый известный медиабренд автограда
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Сегодня стало известно о закрытии «знаковой» набережночелнинской газеты «Челны ЛТД». Об этом сообщила сама редакция издания, вывесившая на своем сайте текст под названием «Прощайте. Мы уходим». О причинах сворачивания некогда самого успешного проекта челнинской журналистики по просьбе «Реального времени» рассуждает заместитель генерального директора по информационной политике ОАО «Татспиртпром» Ринат Билалов, в 1990-е годы издававший конкурента «Челны ЛТД» — газету «Новый город».

Система «ручников» как ноу-хау

— Я с сожалением воспринял закрытие газеты «Челны ЛТД». Долгое время это был главный источник информации в городе, бесспорный «номер один» на рынке. Саму историю этого издания, то, как был устроен этот бизнес, можно использовать как пособие для начинающих издателей.

Я жил и работал в Челнах в те годы, когда газета была на пике популярности, и, конечно, внимательно наблюдал за ней. Это был сбалансированный проект, который «поймал» сразу несколько запросов аудитории. Во-первых, он уловил потребность в новом городском издании. До этого все челнинские газеты представляли в основном официоз, а «Челны ЛТД» проводила достаточно независимую политику и периодически вставала в оппозицию городским властям. Во-вторых, она удовлетворяла запрос на коммерческую информацию.

Плюс к этому газета давала людям возможность зарабатывать, создав очень интересную систему распространения через так называемых «ручников» — уличных торговцев, которые стояли по всему городу. То есть у входа в каждый магазин, на автобусных остановках, на обочинах дорог стояли сотни людей, которые продавали с рук «Челны ЛТД», а потом и другие газеты. Это стало подспорьем для многих, потому что в Челнах середины 90-х годов была колоссальная безработица.

Работа на массовую аудиторию

Все это обеспечило резкий взлет, газета буквально за несколько лет довела свой тираж до 60—70 тысяч экземпляров. И что интересно, доля подписки в этом объеме была ничтожна, всего 2—3 тысячи. То есть газета задала новый тренд — реализацию газет через розницу. В которой при этом меньшую часть составляли организованные места продаж, вроде киосков горпечати, а большую — именно «ручники».

В Казани ничего похожего на «Челны ЛТД» не выходило. Может быть, по роли на информационном рынке города челнинская газета отчасти сравнима с «Вечерней Казанью».

На самом деле, и учредителям «Челны ЛТД» не сразу удалось найти правильный формат. Один из них, Валерий Мокеев, был участником известного в Челнах «Политклуба имени Бухарина». Он в начале 90-х в течение нескольких лет пытался поочередно издавать несколько газет, в том числе делового формата. И только потом они поняли, что нужно работать на массовую аудиторию. Тогда и пришел успех.

И в те годы, и позже издание зарабатывало серьезные деньги. Тем удивительнее выглядит новость о прекращении его выпуска. Очень странно, что все эти средства оказались в одной «корзине». И потом — были потеряны деньги, но не потерян бренд.

Газета начала терять обороты после ухода шеф-редактора

Но, по большому счету, кончина «Челны ЛТД» закономерна. У них был резкий старт, затем стагнация, потом постепенное снижение. Любое СМИ (как и любой бизнес) переживает этот жизненный цикл, просто у кого-то он растягивается на десятилетия, у кого-то проходит быстрее. Газета начала терять обороты после ухода из нее в 2010 году шеф-редактора Артура Самигуллина. Потом у учредителей расширились бизнес-интересы, была тяжелая скандальная история вокруг строительства здания, которое они не могли поделить со своим партнером. Видимо, и это нанесло определенный финансовый удар газете.

«По большому счету, кончина «Челны ЛТД» закономерна. У них был резкий старт, затем стагнация, потом постепенное снижение. Любое СМИ (как и любой бизнес) переживает этот жизненный цикл, просто у кого-то он растягивается на десятилетия, у кого-то проходит быстрее». Фото chelny-biz.ru

Есть и объективный фактор, связанный с влиянием интернета на печатные СМИ. В своем прощальном тексте редакция как раз пишет о том, что учредители не в состоянии платить сотрудникам достойные зарплаты, потому что бумажная пресса «давно уже убыточна по всему миру». Мне кажется, у «Челны ЛТД» была традиционная для многих бумажных СМИ проблема. В какой-то момент они начинают понимать, что нужна интернет-версия газеты, они ее создают, но этот продукт, как правило, вторичен по отношению к основному изданию и не имеет такого успеха. Потому что сами издатели, всю жизнь занимавшиеся «бумагой», не понимают до конца, что интернет-издание — это, по сути, другой вид журналистики, для которого нужен другой тип мышления. Я сам переходил из одного в другое и могу сказать, что перестроиться очень непросто.

Ринат Билалов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Ринат Билалов родился в 1971 году в городе Сольнок (Венгрия). Окончил факультет журналистики, социологии и психологии Казанского государственного университета.

В 1989—1995 гг. работал журналистом в различных СМИ Набережных Челнов. В 1995—2000 гг. — главный редактор еженедельника «Новый город» (Набережные Челны). В 2000—2006 гг. — заместитель главного редактора, главный редактор газеты «Восточный экспресс». В 2006—2008 гг. — главный редактор газеты «Молодежь Татарстана». В 2008—2015 гг. — шеф-редактор деловой электронной газеты «Бизнес Online». С июня 2015 г. — заместитель генерального директора по информационной политике ОАО «Татспиртпром».

Новости партнеров