Новости раздела

Зимняя война: как татарстанцы помогли отодвинуть финскую границу от Ленинграда

Колонка Михаила Черепанова об участии татарстанцев в финской войне

Революция 1917 года привела к появлению на карте Европы нового независимого государства — Финляндии. С этого времени Суоми и Россия пошли разными путями развития, а северная столица нашей страны оказалась на приграничной территории. К концу 1930-х годов отношения с соседом резко обострились, что в итоге вылилось советско-финскую войну. Заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля, наш колумнист Михаил Черепанов в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказывает о потерях сторон в войне, ее результатах и уроженцах Татарстана, отличившихся в этом конфликте.

Наши потери

12 марта 1940 года завершилась советско-финская война. Продолжалась она три с лишним месяца, с 30 ноября 1939 года. Ее значение до сих пор вызывает горячие споры не только среди историков, но и среди политиков. Они так и не пришли к единому мнению — нужна ли была эта война нашему народу и можно ли было в ходе Второй мировой войны обойтись без нее?

«Правильно ли поступили правительство и партия, что объявили войну Финляндии?.. Нельзя ли было обойтись без войны? Мне кажется, что нельзя было… Война была необходима, так как мирные переговоры с Финляндией не дали результатов, а безопасность Ленинграда надо было обеспечить безусловно, ибо его безопасность есть безопасность нашего Отечества. Не только потому, что Ленинград представляет процентов 30—35 оборонной промышленности нашей страны и, стало быть, от целостности и сохранности Ленинграда зависит судьба нашей страны, но и потому, что Ленинград есть вторая столица нашей страны». (Из выступления И.В. Сталина на совещании начальствующего состава 17.04.1940 года)

26 марта 1940 года советское правительство сообщило, что с нашей стороны 48 475 погибших и 158 863 раненых. Но согласно поименным спискам, составленным Министерством обороны СССР к 1951 году, потери Красной армии в той войне были следующими:

  • погибло и умерло от ран при санитарной эвакуации — 71 214;
  • умерло в госпиталях от ран и болезней — 16 292;
  • пропало без вести — 39 369.

Итого только наши безвозвратные потери составили 103 798 человек, а общие — 126 875 военнослужащих.

По данным же военных архивов и госпиталей, только санитарные потери составили 264 908 человек (каждый пятый умер от обморожения).

В том числе одна Татарская республика потеряла погибшими в этом конфликте 1 238 своих сыновей. И это только установленные имена. По факту их было больше.

Финны потеряли убитыми 26 тысяч человек, ранеными — 40 тысяч, пленными — около 1000. Общие потери — 67 тысяч человек из примерно 250 тысяч участвовавших. Во время советских авианалетов на города Финляндии погибло 956 гражданских, 540 человек были серьезно и 1300 легко ранены.

Оправданы ли были такие потери с учетом тех результатов, которых достиг СССР к марту 1940 года?

Что мы выиграли территориально?

В результате подписания Московского мирного договора к СССР отошел Карельский перешеек с городами Выборг (вторым по величине городом Финляндии) и Сортавала, ряд островов в Финском заливе, часть территории с г. Куолаярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний. Ладожское озеро полностью оказалось на территории СССР. Мы получили в аренду на 30 лет часть полуострова Ханко (Гангут) для создания военно-морской базы.

В составе СССР оказалось 11% территории Финляндии. Граница от Ленинграда отодвинута с 32 до 150 км.

Политические результаты

СССР объявлен военным агрессором и исключен из Лиги наций.

Англо-французские союзники Финляндии начали разрабатывать планы вывода из строя нефтепромыслов СССР в Баку и на Кавказе. Еще 24 января 1940 года начальник имперского генштаба Англии генерал Э. Айронсайд утверждал: «Мы сможем оказывать эффективную помощь Финляндии лишь в том случае, если нанесем удар по Баку, чтобы вызвать серьезный государственный кризис в России». Документальные подтверждения этих планов Сталин получил от Гитлера после оккупации немецкими войсками Франции.

Итак, наши попытки отодвинуть границу от Ленинграда окончательно определили расстановку сил в Европе.

В ответ на угрозы своим нефтяным месторождениям советское руководство начало готовиться к такому же превентивному удару на юге — в Иране. Пришлось и там отодвигать границу за счет соседа подальше от нашей уязвимой зоны. И сделали мы это уже после того, как Гитлер совершил свое вероломное нападение, летом 1941 года. Три кадровые армии РККА перешли границу, и 25 августа наши войска уже стояли в Тегеране. Находились они там до 1945 года. Выходит, и наш южный поход — это тоже результат войны на севере.

Сталин очень надеялся, что Гитлеру тоже выгодна война на юге… Но в то же время Гитлер сделал далеко не обоснованный вывод о небоеспособности Красной армии и начал активно готовиться к нападению на СССР, приказал своим дипломатам искать контакты с Англией для совместных действий против России. Германия активизировала свои усилия по созданию оружия массового поражения — урановой бомбы и средств его доставки — ракет «Фау-2». Потому и мы в свою очередь вынуждены были покинуть свою оборонительную «линию Сталина» и выдвигаться к новым границам, чтобы реализовать свой контрблицкриг.

Словом, советско-финский конфликт оказался той искрой, от которой начал разгораться пожар нашего непонимания не только с англо-французским блоком, но и с Германией. Могли бы мы избежать этого конфликта в своих попытках обезопасить Ленинград? Думается, да. Но для этого нужно было стремление политиков Финляндии и ее союзников к мирному решению всех проблем. Именно его-то и не было. Правда, и сам Сталин не очень походил на миротворца.

Татарстанцы — участники финской войны

Одним из наиболее активных участников советско-финского конфликта 1939 — 1940 годов была 86-я имени Президиума Верховного Совета Татарской АССР стрелковая дивизия, которой пришлось штурмовать линию Маннергейма и Выборг.

Ее первой потерей стал военюрист 169-го мотострелкового полка казанец Я.М. Вагин, погибший 30 ноября 1939 года под пос. Койвисто.

Самыми старшими по званию среди погибших были в дивизии техник-интендант 2-го ранга 109-го отдельного разведбата казанец Н.Р. Козин, погибший 3 марта 1940 года, и старший политрук 169-го мсп В.В. Кирюхин из д. Тарловка, погибший 11 марта. А одним из последних числится в списке потерь за апрель красноармеец Х. Гарипов из с. Язлы-Арташ Сабинского района.

Всего же только 169-й мсп потерял в боях под Выборгом более 140 своих бойцов. 284-й мсп — более 40, 330-й мсп — более 20. Всего 86-я мсд понесла потери более 220 своих солдат и офицеров. Это только по официальным данным.

В составе других воинских подразделений погибло на финской войне более 1010 уроженцев и жителей Татарской АССР.

В том числе капитан 113-го отдельного лыжного батальона казанец А.М. Кудакаев, старшие лейтенанты Г.Г. Ахтямов из Пестречинского района, Г.Г. Сайфуллин из Агрызского района, Х.Ф. Шарафутдинов из Сармановского района, Т.Ф. Константинов из Муслюмовского района, И.К. Чернов из Кайбицкого района, Х.С. Шакиров из Сабинского района.

Герои финской войны, уроженцы Татарстана

Гафият Ярмухаметович Нигматуллин родился в 1915 году в с. Малые Кирмени Мамадышского района. Работал слесарем на заводах в Свердловске и Челябинске. С 1938 года — помощник начальника политотдела по комсомолу совхоза «Пятилетка» в родном селе. В 1939 году призван в РККА, учился в Ленинградском военно-политическом училище. Будучи заместителем политрука роты 86-й мотострелковой дивизии, младший политрук Нигматуллин в январе 1940 года, находясь в разведке с группой воинов в районе г. Выборга, уничтожил большое количество вражеских солдат, затем организовал выход группы из окружения. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 21.03.1940 года. Погиб 8 мая 1945 года в бою под Берлином.

Бакий Сибгатуллович Рахимов родился в 1913 году в с. Нижняя Кня Балтасинского района. Работал слесарем завода «Тасма» в Казани. В армии с 1939 года. Будучи пулеметчиком 109-го разведбатальона 86-й мотострелковой дивизии, рядовой Рахимов отличился в бою 22.02.1940 года в районе острова Койвисто-Бьерке. В составе разведывательной группы он проделал проходы в проволочном заграждении. Преодолев заграждения, группа захватила два вражеских дота. Рахимов был ранен, но остался в строю. Звание Героя ему присвоено 21.03.1940 года. Погиб в бою 3.03.1940 года. Похоронен в братской могиле на острове Вихревой в Выборгском заливе.

Хафиз Сабирович Сабиров родился в 1910 г. в д. Старая Турья Балтасинского района. Работал в колхозе. В армии с 1932 г. Будучи командиром пулеметного взвода 169-го стрелкового полка 86-й мотострелковой дивизии, младший лейтенант Сабиров 1—5 марта 1940 г. в районе пос. Тупуран-Саари (Карельский перешеек) нанес врагу большой урон в живой силе и технике. Прикрывая отход стрелкового батальона в районе г. Выборга, погиб в бою. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 21.03.1940 года посмертно. Похоронен на мысе Харяппян Ниеми.

Степан Петрович Спирьков родился в 1904 году в г. Елабуга. Работал на судоремонтном заводе, затем в колхозе. В армии с 1926 года. Окончил военное пехотное училище. Будучи командиром батальона 330-го стрелкового полка 86-й стрелковой дивизии, капитан Спирьков в марте 1940 года в боях у Выборг руководил захватом пос. Скиппари, нанеся противнику большой урон в живой силе и боевой технике. Умело руководил действиями батальона в бою за пос. Вилайоки. Был тяжело ранен, но не покинул поля боя. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 21.03.1940 года. В годы Великой Отечественной работал военным комиссаром в Казани, Ульяновске, Загорске. С 1954 года полковник Спирьков в запасе. Умер 2 сентября 1982 г. в Москве.

Перемогли

Говоря о результатах той войны, надо признать, что мы понесли немалые потери. Маленькую Финляндию, за спиной которой стояли Великобритания и Франция, мы не победили, но перемогли (!). Есть такое слово у славянских народов — перемога. Именно такой смысл имела наша победа в этой войне. Отодвинуть границу от Ленинграда именно в 1940 году было необходимо. Только после этого наша вторая столица выстояла даже в многолетней блокаде, произведя в окружении на своих заводах около 700 тяжелых танков КВ и поставив даже для обороны Москвы не одну тысячу артиллерийских снарядов. Цена перемоги была огромной, но другого решения той проблемы в тех международных условиях у нас не было. Могли ли быть меньшими потери? Наверняка, но и это уже другая история.

Все подробности об участии наших земляков в советско-финской войне можно узнать в Музее-мемориале Великой Отечественной войны, что находится в Казанском кремле.

Михаил Черепанов, иллюстрации предоставлены автором
Справка

Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; член редколлегии Книги Памяти жертв политических репрессий РТ. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • Руководитель рабочей группы (с 1999 по 2007 год) Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан.
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги Памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».

Новости партнеров