Новости раздела

«Драйверы рынка — ипотека, потребкредитование и работа с МСБ»

Бизнес-бранч «Реального времени» на тему «Банки Татарстана. Итоги 2016 года: рисуем новую банковскую карту». Часть 2

«Драйверы рынка — ипотека, потребкредитование и работа с МСБ»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Если первую часть встречи с представителями кредитных организаций мы посвятили кризису из-за краха группы ТФБ, то вторая прошла в обсуждении ситуации в отдельных сегментах рынка. Восстановление экономики — пусть медленное, но верное — заставит людей больше тратить, в том числе и в кредит. По крайней мере, в этом уверены эксперты банковского рынка. Ипотека, несмотря на завершение госпрограммы субсидирования ставок, будет развиваться и дальше — теперь уже за счет партнерских программ. Малый бизнес будут «двигать» документарные формы финансирования. К таким выводам пришли эксперты в ходе бизнес-бранча «Реального времени».

«Кредитный портфель будет расти»

В ближайшее будущее участники бизнес-бранча смотрят с оптимизмом — никто из гостей «Реального времени» не подверг сомнению утверждение, что в обозримой перспективе их кредитный портфель будет расти.

— Некоторое увеличение расходов граждан стало заметно уже в конце второго полугодия 2016-го, — констатирует управляющий казанского офиса «Абсолют-Банка» Марсель Зиляев. — Если по итогам года реально располагаемые доходы россиян снизились по разным оценкам на 6—8%, то нынешний январь продемонстрировал рост в 8%. Если эта тенденция сохранится и в следующие месяцы, это будет прямым стимулом к развитию розничного кредитования.

Отчасти это уже происходит — к примеру, по итогам года самым маржинальным продуктом в «Россельхозбанке» стал пенсионный кредит (выдавался на срок до 7 лет по ставке 14,5—16% годовых).

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Марсель Зиляев: «Если по итогам года реально располагаемые доходы россиян снизились по разным оценкам на 6—8%, то нынешний январь продемонстрировал рост в 8%»

— За два первых месяца этого года этот кредит был одобрен 3,5 тысячи человек, — уточняет заместитель директора татарстанского филиала «Россельхозбанка» Василя Муллина. — Просрочка по этому кредиту минимальная — пенсионеры, как известно, люди дисциплинированные и обязательные.

Отдельную ставку банкиры делают и на развитие ипотечного кредитования. Да, госпрограмма субсидирования ипотечных займов завершилась, однако на рыночной динамике, по мнению участников бранча, это практически не скажется: «двигать» рынок будут другие инструменты, в том числе партнерские программы с крупнейшими застройщиками. Причем традиционным субсидированием ставки дело не ограничится — в ход пойдут иные стимулы. К примеру, «Абсолют-Банк» уже предлагает своим заемщикам кредитные каникулы — в течение первого года действия кредита платежи по нему осуществляются за счет застройщика. Кроме того, подталкивать людей к покупке жилья будут и ставки, дальнейшее снижение которых никто из присутствующих на бизнес-бранче не оспаривал. Так, руководитель «ДельтаКредит банка» в Казани Ирина Аладьева прогнозирует, что к концу года среднерыночная ставка по ипотеке упадет до 10% (этому будет способствовать и снижение ключевой ставки ЦБ), а то и ниже.

— Во всяком случае, ставка по ипотеке в нашем банке уже сейчас начинается от 9,5%, — говорит эксперт.

Условия кредитования малого бизнеса улучшаются?

2017 год войдет в новейшую экономическую историю страны как год, когда серьезному сокращению либо реформированию (а порой и тому, и другому вместе взятым) были подвергнуты практически все программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в АПК произошло объединение субсидий: вместо 54 их стало всего 7, и предприниматели, работающие на селе, всерьез опасаются, что отныне средства бюджета станут для них недоступными.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Дмитрий Волостнов: «Программа была разработана и запущена в период кризиса, чтобы простимулировать малые и средние предприятия продолжать развитие бизнеса»

В два раза — как в республиканских, так и в общефедеральных масштабах — было сокращено финансирование программы «Лизинг-Грант», а территория ее действия сузилась до моногородов. Наконец, если верить словам генерального директора АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Александра Бравермана, произнесенным им в ходе мартовского визита в Казань, с началом следующего года прекратит свое существование программа стимулирования кредитования субъектов МСП, в бизнес-среде больше известная как «Программа 6,5». В целом же поддержка МСБ в масштабах страны снизилась до 7,2 млрд рублей с 12 млрд, выделенных годом ранее.

Между тем гости «Реального времени» перспективам развития инструментов финансирования МСП дают весьма оптимистичный прогноз. В частности, они не рассматривают завершение «Программы 6,5» как нечто из ряда вон.

— Программа была разработана и запущена в период кризиса, чтобы простимулировать малые и средние предприятия продолжать развитие бизнеса, — поясняет заместитель управляющего отделением «Банка Татарстан» Сбербанка РФ Дмитрий Волостнов.

Директор Росбанка в Республике Татарстан Руслан Юлбарисов (единственный представитель банка с участием иностранного капитала среди участников бранча) отметил, что их сегодняшний ориентир — малый, средний бизнес и предприниматели.

Руслан Юлбарисов отметил, что малые и средние предприниматели — один из нынешних ориентиров банка, поскольку этот сегмент демонстрирует самый бурный рост Максим Платонов/realnoevremya.ru

В ВТБ, по словам руководителя дирекции банка ВТБ в РТ Марьям Давлетшиной, ставки для МСБ стартуют от 11%:

— Если в целом говорить о группе ВТБ, то в прошлом году мы сильно продвинулись по «Программе 6,5»: банк заключил 20 договоров на общую сумму в 3 млрд рублей, освоив при этом 70% всего объема средств, выданного банкам Татарстана в рамках программы, — уточнила банкир.

В качестве наиболее актуальной кредитной программы для МСБ Давлетшина видит программу стимулирования производств, оператором которой выступает Фонд развития промышленности:

— В этом году лимит финансирования увеличен с 300 до 500 млн рублей, а кредитная ставка осталась прежней — 5% годовых, и у нас уже есть реально реализованные проекты. Если у компании передовые технологии, если ты действуешь в рамках политики импортозамещения, если отраслевая принадлежность удовлетворяет условиям программы, — у нее есть все шансы получить такой кредит.

О том, что в настоящее время на рынке (в содружестве с государством) есть немало доступных кредитных продуктов для малых и средних предприятий, говорил и начальник управления банковских рисков и отчетности, член правления АО «Татсоцбанк» Александр Храмов:

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Александр Храмов: «В рамках программы субсидирования мэрией города части процентной ставки предприниматели получают кредит под 2,3% годовых»

— Например, в рамках программы субсидирования мэрией города части процентной ставки предприниматели получают кредит под 2,3% годовых (презентовавший ее год назад заместитель руководителя исполкома Казани Иван Кузнецов назвал условия программы «не имеющими аналогов в России»). За два первых месяца таких кредитов было выдано на 370 млн рублей.

Напомним, оператором программы «Татсоцбанк» стал в 2016 году, опередив в конкурсе «Ак Барс» Банк, Сбербанк и многолетнего оператора программы «Банк Казани». Отметим, впрочем, что «не имеющая аналогов» ставка действует не на протяжении всего срока кредита, а только в первые два года — на третий год и далее ставка составит полные 12,3%.

Заместитель председателя правления «Банка Казани» Эдуард Зарипов отметил развитие гарантийного финансирования, особое внимание обратив на тот факт, что эта форма поддержки становится доступной все большему числу малых и средних компаний, работающих с гигантами экономики.

— К примеру, недавно «Татнефть» приняла гарантии нашего банка для двух клиентов. Правда, для нас осталось загадкой, почему на тех же условиях она не приняла третью гарантию.

В прошлом году «Банк Казани» выписал гарантию для ПАО «Газпром», хотя, по словам Зарипова, «с банком мельче, чем из топ-10, они обычно вообще не разговаривают»:

— Клиенту удалось достучаться до корпорации — объяснить, что до крупных банков он просто не «добежит».

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Михаил Марин: «Нам важно, чтобы компания была официально зарегистрирована, чтобы корректно работала с налоговой отчетностью и имела положительный баланс»

Отрадным для малых и средних компаний представляется факт снижения, а точнее, трансформирования требований банков к потенциальным заемщикам. К примеру, ВТБ-24, об этом рассказал на бранче управляющий банка в Татарстане Михаил Марин, рассматривая «кандидатов», работает с управленческой отчетностью компании:

— Нам важно, чтобы компания была официально зарегистрирована, чтобы корректно работала с налоговой отчетностью и имела положительный баланс. Человек должен доказать, что бизнес, на развитие которого он берет заем, реально работает, — поясняет банкир.

Все это — и снижение ставок, и обилие госпрограмм поддержки, и смягчение требований кредиторов к заемщикам — можно рассматривать в качестве иллюстрации к утверждению «малый бизнес поднимается с колен». Люди не просто смирились с кризисом — они воспринимают его как некую новую реальность, в которой, хочешь-не хочешь, а надо работать. Но что, на наш взгляд, гораздо важнее — так это, опять же, улучшение макроэкономических показателей. Если год-два назад крупнейшие компании, например КАМАЗ, показывали сплошные убытки, то теперь наметилась тенденция к прибыли. Радует и прогноз роста ВВП: если расчеты верны, к концу года он должен вырасти почти на 2%. А, как известно, МСБ в силу своей мобильности и оперативности, на улучшения в экономике реагирует первым.

Предсказанному не верить

«Реальное время» попросило участников бизнес-бранча озвучить их точку зрения и на прогноз Германа Грефа, касающийся скорой смерти профессии банкира как таковой и приходу на его место «цифре».

— Всегда найдутся клиенты, которые захотят персонифицированного общения, — выразила общую позицию Марьям Давлетшина, возглавляющая банк ВТБ в Татарстане. — Кроме того, в банковском бизнесе есть сегменты, где никакая программа не сможет заменить человеческий фактор. Это, прежде всего, работа с корпоративным бизнесом, с анализом финансового состояния заемщика.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Марьям Давлетшина: «В банковском бизнесе есть сегменты, где никакая программа не сможет заменить человеческий фактор»

Марсель Зиляев из «Абсолют-Банка» считает, что «цифра» не заменит тет-а-тет общения банкира и vip-клиента. Ирина Аладьева, представляющая банк «ДельтаКредит», что в ипотечном кредитовании невозможно обойтись без личного визита заемщика в банк. Впрочем, и дальнейшее наступление информационных технологий никто из гостей бизнес-бранча не оспаривал. Тот же «ДельтаКредит» запустил в минувшем июне сервис подачи онлайн-заявки, включая электронную загрузку документов.

Наконец, в столь огромной стране, как Россия, далеко не всем доступны не то что преимущества онлайн-банкинга, а сам банкинг как таковой. Однако в скором времени уголков, где люди не знают, что такое банковские услуги, должно стать меньше: если верить управляющей филиалом «Почта-Банка» в Казани Анне Гусевой, банк продолжит экспансию в небольшие населенные пункты страны.

Дальше всех в деле диджитализации продвинулись гиганты банковского рынка: банки группы ВТБ внедряют идентификацию клиентов посредством сканирования лица, Сбербанк — голосовое опознавание.

Региональные банки, не располагающие такими же ресурсами, как крупные федеральные игроки, совершенствуются медленнее. При этом их представители отмечают, что зачастую ставка делается прежде всего на обслуживание корпоративных клиентов — электронный документооборот, электронная бухгалтерская и налоговая отчетность и т. д. Однако, несмотря на разницу в темпах развития, по мнению участников бранча, путь у банков один — дальнейшее совершенствование дистанционных каналов обслуживания.

Татьяна Колчина, фото Максима Платонова
МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров