Новости раздела

«Магнит» призвал на помощь Фемиду в борьбе с мэрией Казани

Краснодарская торговая сеть через суды принуждает городские власти согласовывать оформление своих магазинов

«Скандальный» регламент установки вывесок в Казани затронул и уже ставшие традиционными для города вывески магазинов «Магнит». Исполком отказывается согласовывать их размещение, ссылаясь на регламент размещения вывесок. «Теплые» отношения мэрии и торговой сети сложились давно: «Магнит», по данным властей, не раз был в числе лидеров по нарушению правил благоустройства города, и мэр лично звал его главу убирать снег у своих магазинов. Однако на убытки от жестких требований к вывескам жалуется не только «Магнит», но и другие казанские предприниматели, опрошенные «Реальным временем».

«Я не знаю, в чем нарушение»

В Арбитражном суде Татарстана стартовал процесс оспаривания действий исполкома по отказу согласовать ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») вывески для 27 магазинов. В основном идет речь идет о магазинах шаговой доступности, расположенных в Московском и Ново-Савиновском районах.

Как сказано в иске, Управление архитектуры и градостроительства исполкома Казани в декабре прошлого года не согласовало дизайн-проекты на вывески «Магнит» по 27 адресам.

Что именно исполком посчитал несоответствующим регламенту в вывесках, юрист «Тандера» «Реальному времени» пояснить не смог, но на суде пообещал представить доказательства, что все вывески «не обшиты металлическим профнастилом». Пояснить, есть ли какие-то ограничения по обшивке, он не смог. Он лишь отметил, что дело в принятых в прошлом году новых правилах размещения вывесок, однако уверил суд, что изначально документы на согласование подавались еще до официального опубликования нового регламента — в марте прошлого года. Более того, он не опубликован и до настоящего момента, уверяет юрист.

«У нас стандартное оформление, я не знаю, как объяснить, в чем именно нарушение. Просто у исполкома целая структура: одни не согласовывают, другие штрафуют на 200 тысяч. А у нас по этому делу 27 вывесок», — сказал юрист «Тандера» «Реальному времени» после суда. По его словам, с октября по март в отношении сети было выписано порядка 6 штрафов по 200 тысяч рублей. И это уже не первый судебный спор такого рода: ранее суд обязал управление архитектуры согласовать 35 аналогичных вывесок, исполком решение суда исполнил.

Сами представители администрации Казани на процесс не пришли, на момент публикации ответ на запрос «Реального времени» из мэрии прийти не успел.

«Магнит» в зоне критики

Напомним, это не первая претензия мэрии к «Магниту». Так, например, зимой магазины оказались в зоне критики за неубранный снег около входов. Тогда мэр Казани Ильсур Метшин поручил решить вопрос лично с владельцем сети Сергеем Галицким с помощью «его величества штрафа» чуть ли не каждый день. В ответ на это заместитель Галицкого Олег Гончаров отвечал изданию, что о проблемах с уборкой компании неизвестно, но она готова решать их с местной властью. Очевидно, что решить проблемы с вывесками так же полюбовно у «Магнита» не получается.

Стоит отметить, что новым регламентом недоволен не только «Магнит». Эта тема поднимается регулярно, в последний раз — на встрече мэра с предпринимателями «Бизнес и власть: откровенный разговор» в начале марта, которая проводится бизнес-омбудсменом Тимуром Нагумановым. Там предприниматели жаловались на неповоротливость системы рассмотрения дизайн-проектов: на их согласование уходят месяцы. В ответ Метшин пообещал найти деньги и возродить онлайн-сервис, который позволял подавать заявки удаленно и следить на этапе рассмотрения за правками, которые вносят чиновники в проект.

Бизнес терпит убытки

«Реальное время» собрало мнения казанских бизнесменов о том, как работают новые правила.

Азамат Сабиров — генеральный директор компании AVT:

— В вывеске нам отказывают, ссылаясь на размер фриза, не объясняя, что это такое и где. Они готовы согласовать вывеску размером с режимную табличку, от которой толку нет. Плюс в регламенте нет уточнения, что такое фриз, по цвету фасада тоже нет ясности. Также нет четкой разницы между вывеской и рекламной конструкцией. Все согласовывается только в ручном режиме, причем главное, чтобы понравилось управлению архитектуры. Плюс есть разница в регламентах на жилых и нежилых объектах — получается, бизнесу открываться в жилых домах невыгодно.

В итоге наша компания уже год не может согласовать вывеску. Мы теряем клиентов и снова и снова пытаемся подать документы, но нас выручает то, что мы достаточно известны, чтобы нас находили без вывески. Обратились к бизнес-омбудсмену, надеемся, что он поможет. Если снова не согласуют, можем пойти в суд. Но такая позиция мэрии — это уничтожение малого бизнеса, потому что вывеска — это привлечение клиентов.

Сайдаш Тухватуллин — генеральный директор сети ресторанов и магазинов «Катык»:

— Мы постоянно сталкиваемся с проблемой вывесок. Требования предъявляются совершенно разные. Если вспомнить все случаи исправления вывесок, то можно сказать, что в прошлом году требования были одни. Мы изменили наши вывески в соответствии с этими требованиями. Все 70 с лишним торговых точек. Затем необходимо стало до конца предыдущего года привести в соответствие с требованиями внутреннюю подсветку вывески. Пока мы переделаем все 70 точек, снова появляются новые требования.

Мы потратили сотни тысяч рублей на все изымания. Это замкнутый круг. Мы не успеваем привести в соответствие наши вывески, потому что точек много. Тратим большие деньги, но все начинается снова. Более того, за несоответствие вывесок нас еще и штрафуют.

Алексей Сорокин — заместитель директора Волжского филиала по связям с органами государственной власти и СМИ X5 Retail Group:

— Да, компания сталкивалась с трудностями, связанными с новым регламентом по вывескам. Просто компания адаптировала свой фирменный стиль, разработанный под требования нормативных документов, которые были приняты в Казани. Соответственно, проблема решается при помощи изменения фирменного стиля под эти требования.

Фото: Роман Хасаев, evening-kazan.ru, barnaul.bezformata.ru, prav.tatarstan.ru

Дина Валиуллина, Анастасия Юрьева
Справка

Новые правила размещения вывесок заработали в Казани в марте прошлого года. Тогда же функция по их согласованию перешла от Управления наружной рекламы и информации к Управлению архитектуры и градостроительства. «Если раньше при рассмотрении дизайн-проектов специалисты УАиГ основывались на субъективном мнении, то теперь появились четкие, единые для всех критерии», — сообщала тогда мэрия, добавляя, что по такой же схеме действуют администрации Москвы и Санкт-Петербурга. По задумкам властей, результатом должно стать улучшение внешнего вида города, особенно в историческом центре.

В результате под запрет попадают выносные штендеры, конструкции на ограждениях, надувные фигуры, бегущие строки, открытые светодиоды и неон, вертикальные настенные конструкции. В исторической части города и на первой линии главных улиц разрешены только объемные световые буквы и знаки. Дублировать одну и ту же информацию на разных конструкциях возможно только в том случае, если она выполнена на русском и татарском языках или размещается на разных сторонах фасада. Размещать вывески на объектах культурно-исторического наследия можно только на первых этажах и в соответствии с единой концепцией оформления и т. д. Переход на новые правила во всем городе займет 3-4 года, рассчитывали власти.

Новости партнеров