Новости раздела

Как Ильдар Халиков и Александр Браверман тестировали с предпринимателями новое бизнес-приложение

Электронный сервис «Бизнес-навигатор», запущенный в сентябре прошлого года, призван помочь предпринимателям организовать бизнес в сфере услуг в крупных городах — с численностью населения от 250 тысяч до 1 млн человек. Сегодня казанские предприниматели в присутствии вип-гостей тестировали работоспособность федерального сервиса. Корреспондент «Реального времени» был свидетелем этого.

Навигатор покажет дорогу в бизнес

«Я специально замерил пульс: только вчера зарегистрировались 794 новых пользователя госпортала для малого и среднего бизнеса «Бизнес-навигатор», — начал было расхваливать нарастающую популярность сервиса гость из Москвы — гендиректор корпорации МСП Александр Браверман на его презентации в Казани. «На самом деле, это мы вчера готовились к совещанию», — пошутил в ответ премьер-министр Ильдар Халиков, после чего пообещал московскому гостю «подарить» IT–разработки Якова Геллера, вызвав у того легкую оторопь.

По словам Александра Бравермана, задавая в системе «Бизнес-навигатора» ключевые параметры одного из 75 «запрограммированных» в ней направлений бизнеса, он в автоматическом режиме получает практические рекомендации о предпочтительном месте размещения, скажем, прачечной или кафе, шаблон бизнес-плана с расчетами окупаемости и информацию, где конкретно ему дешевле получить кредит для запуска проекта.

В качестве опции предприниматель на платформе «Бизнес-навигатора» может получить информацию о всех мерах государственной поддержки — финансовой и имущественной, а также проверить будущего контрагента (в программу загружены ФНС и арбитраж). Доходность выбранного предпринимателем бизнеса определяется как разница между платежеспособным спросом и предложением — автоматизированная система сама рассчитывает покупательский трафик каждой подобранной ею точки, а в качестве индикатора спроса используются преимущественно данные Росстата о текущем потреблении 200 категорий товаров и услуг жителями 169 городов. Геолокация во всех этих городах осуществляется системой «2ГИС». Вход в навигатор только для зарегистрированных пользователей: они получают свободный доступ к базовым информационным сервисам и к сервису расчета рыночных ниш.

Татарстан одним из первых попал в систему «Бизнес-навигатора»: в нее включены данные пяти городов республики, а сами татарстанские предприниматели чаще всего посещают портал: на них приходится 17% от общего числа запросов в ПФО.

«Бизнес-навигатору» Бравермана не хватает мобильности!

И хотя система впервые была запущена в экспериментальном режиме еще летом, похоже, она все еще нуждается в донастройке. По всей видимости, по этой причине глава Корпорации МСП Александр Браверман и премьер-министр Ильдар Халиков решили протестировать маркетинговую программу в интерактивном режиме.

Правда, перед этим премьер-министр, изучавший ее на своем айпаде, сразу же подсказал г-ну Браверману, чего в ней точно не хватает. «Знаете, она всем хороша и точно помогает находить заказчиков. Но я бы подписался на рассылку сообщений: чтобы в режиме реального времени видеть, какие новые предложения поступили, — рассуждал он. — И хорошо бы, чтобы они поступали на телефон». «Отлично, обязательно запустим мобильное приложение», — с радостью подхватил идею Браверман, назвав вероятный срок запуска — 2018 год.

Откуда взялось еще восемь конкурентов-парикмахеров?

Первым «добровольцем», который взялся «пообщаться» с «Бизнес-навигатором» стал Ильнар Набиуллин, задумавший открыть сеть парикмахерских эконом-класса в Казани. «Вы, наверно, хотите открыться в тех местах, где меньше конкурентов», — задали ему предсказуемый для зала вопрос. «Как раз наоборот! Мы хотели найти те места, где куча конкурентов», — обозначил он свою задачу под удивленные вздохи зала.

Результаты системы удивили еще больше: на выбранных улицах потенциальный спрос был оценен на 26 млн (посещений), а спрос был покрыт конкурентами 22 млн посещений. И тут система «закричала»: бизнес не открывать! Оказалось, что система не дала доступа к расчету бизнеса, т.к. выбранный вариант не обеспечивает перспективу на 5 лет. Не совпали его ожидания и по конкурентной среде: система насчитала 28 конкурирующих парикмахерских, тогда как бизнесмен знал только о двадцати. «Откуда взялись еще восемь?», — изумился он. Тем не менее он остался доволен. «Раньше нам приходилось считать трафик вручную, пешком ходили утром и вечером, изучать магазины и аптеки, а теперь время на аналитку сократилось, — поделился он. — Бизнес — это тонкий расчет».

Оцифровать и настучать

При тестировании следующим добровольцем обнаружилась другая нестыковка: Альбина не смогла найти в системе точную номенклатуру при закупках товаров. «Кирпич кирпичу рознь, а в системе нет точной идентификации изделий», — обратил внимание премьер. После того, как Александр Браверман проявил желание «профинансировать разработки Якова Геллера», премьер вдруг словно спохватился и даже пообещал подарить, «но не все». «Мы оцифровали 72 тысячи номенклатурных единиц закупаемых товаров, — рассказал позже Геллер. — Зачем же просто так отдавать-то!» Другой предприниматель из зала спросил у Бравермана: а что делать добросовестным халяль-производителям, которые не могут конкурировать с «серыми». «Стучать!» — ответил за него Ильдар Халиков. И предложил создать страничку с недобросовестными игроками.

Еще пару предпринимателей заметили, что система не отвечает на запросы «плетеная мебель» и «квест». Это упущение, сокрушался Браверман. И отвечая на вопрос: а есть ли видео-уроки, он сообщил, что образование для собственников малых и средних предприятий будет являться ключевым направлением в работе корпорации. «Сегодня уровень подготовленности предпринимателей не является идеальным, здесь есть большие резервы для развития», — подчеркнул Браверман.

А перед этим гендиректор Гарантийного фонда РТ Сергей Болотаев, можно сказать, расхваливал программу только за то, что она с ходу выдает бизнес-план, который «авторизован» многими ведущими федеральными банками (т.е. по ним можно быстро получить кредит). А главное, могут стать участниками льготной программы кредитования «6,5%», по которой кредитная ставка составляет 9% годовых (к слову, гарантийный фонд РТ получил на эти цели 4 млрд рублей). Правда, представители региональных банков неофициально заметили, что эти бизнес-планы написаны под федеральные стандарты платежеспособности. «А у нас — свои», — заметила представитель одного из крупных банков РТ. По их словам, пока практики выдачи кредитов по шаблонным бизнес-планам нет.

Всего Браверман получил 27 вопросов и, наверное, что-то возьмет на вооружение.

Фото prav.tatarstan.ru

Новости партнеров