Новости раздела

Русский хлеб уберут комбайны с татаро-американскими движками Сергея Когогина

Несмотря на двукратное падение производства, на «Камминз Кама», рассчитывая на заказы сельхозпроизводителей, запустили линию по сборке нового двигателя

Русский хлеб уберут комбайны с татаро-американскими движками Сергея Когогина
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

В Набережных Челнах на совместном российско-американском предприятии «Камминз Кама», созданном еще 11 лет назад по инициативе автогиганта и корпорации Cummins Inc., запустили новую сборочную линию двигателей Cummins серии L. Как узнал корреспондент газеты «Реальное время», побывав на открытии и пообщавшись с топ-менеджерами как СП, так и американского концерна, производство нового двигателя, как и старого, зависит и будет зависеть от успешности продаж самого КАМАЗа. Несмотря на максимальную мощность производства двигателей в 35 тыс. штук в год, пик пришелся на 2012 год, когда собрали 12 тыс. двигателей. План на 2017 год — всего 6,5 тыс. моторов.

Почему сибиряки избегают американских двигателей

Совместное предприятие КАМАЗа и Cummins Inc., открытое в 2006 году, имеет производственные мощности на территории промзоны Набережных Челнов площадью 14,5 тыс. кв. м. Здесь производят четырех- и шестицилиндровые двигатели «Камминз» серии ISB и QSB. А теперь появилась и еще одна серия. Как отмечается в пресс-релизе, серия ISLe соединит «преимущества легкого и компактного мотора с конструкционной прочностью тяжелых двигателей, обеспечит высокие технические характеристики при выполнении высоких экологических требований». Так, при массе чуть более 700 кг, этот двигатель можно применять на грузовых автомобилях и средних тягачах, эксплуатируемых в российских условиях. Семейство двигателей серии L «уже нашло свое применение на тяжелых грузовиках и шасси «КАМАЗ-6520», спецтехнике производства ОАО «РИАТ», а локализованную версию в перспективе установят на сельскохозяйственную и внедорожную технику таких российских производителей как комбайны «Ростсельмаш», бульдозеры «Четра». Таким образом, с марта 2017 года СП «Камминз Кама» расширит свою продуктовую линейку, запустив сборку двигателей с рабочим объемом 8,9 л мощностью до 400 л.с.

Как рассказали перед открытием линии представители «Камминз Кама», в настоящее время основной «клиент» — это грузовики ПАО «КАМАЗ». Перед входом в цеха как раз и стояли те «КАМАЗы», где российско-американские двигатели любой покупатель может установить: среди них «КАМАЗ-4308-R4», «КАМАЗ-65802», «КАМАЗ-65116», «КАМАЗ-65115», «КАМАЗ-6520-К4», «КАМАЗ-65117» и кран-манипулятор 658600. Впрочем, учитывая электронную начинку двигателей и «американскую капризность» (а также порой невысокое качество российского топлива), в Сибири клиенты предпочитают закупать грузовики с российскими двигателями, собранными на заводе двигателей КАМАЗа.

При этом большая часть двигателей Cummins все равно производится для нужд автогиганта, а следовательно, объемы производства СП в первую очередь зависят от объема производства и реализации КАМАЗа. Напомним, что в прошлом году на автогиганте реализовали 34,5 тыс. грузовиков, что на 21% больше, чем в 2015 году. Кроме того, что любопытно, сам КАМАЗ также намеревается летом 2017 года собрать опытные образцы нового двигателя Р6 («Евро-5»), а к концу года и опытную партию числом более 200 моторов. Массовое производство новых двигателей на КАМАЗе планируют с 2019 года — объемом 12 тыс. штук в год.

Однако, как рассказал корреспонденту газеты «Реальное время» директор пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, до сих пор, кроме самого автогиганта, двигатели производства СП «Камминз Кама» покупал еще и, например, «Ростсельмаш». Афанасьев также заверил, что никакой конкуренции между заводом двигателей КАМАЗ и «Камминз Кама» не будет в силу «разносторонности потребителя». При этом на 70% челнинских грузовиков по желанию клиентов ставят именно камазовские двигатели.

«Камминз Кама» работает лишь на 1/6 своей мощности — объем производства с 2012 года упал почти в 2 раза

Замгендиректора ПАО «КАМАЗ» по развитию Ирек Гумеров заверил, что сегодня двигатели Cummins используют на всей линейке автогиганта полной массы от 12 до 100 тонн.

— И в такой трудный момент нашей экономики, когда динамика, мягко говоря, не такая сильная по развитию, мы все-таки делаем такой шаг: инвестируем в создание нового двигателя, — заявил топ-менеджер КАМАЗа.

Гендиректор ЗАО «Камминз Кама» Алексей Поляков отметил, что новый двигатель «покроет самый массовый мощностной диапазон — от 140 до 400 лошадиных сил». Максимальная загрузка челнинского конвейера СП в настоящий момент составляет 35 тыс. двигателей в год.

Впрочем, как позднее выяснил корреспондент газеты «Реальное время» у начальника цеха сборки двигателей Виктора Киплокса, пиковая загрузка предприятия пришлась на 2014 год, когда было отгружено 12 тыс. двигателей. А план на 2017 год, рассказали нам, всего 6,5 тыс. двигателей (заказы на 2 тыс. двигателей уже пришли). Таким образом, СП работает практически лишь на 1/6 максимальной мощности, а объем производства за 3 года упал почти в 2 раза…

Литейные заготовки из Бразилии: камазовское литье ждет одобрения американских инженеров

Что касается локализации, то пока она не будет касаться нового двигателя. «Мы ставим планку в 3 тыс. двигателей в год, когда целесообразно начинать разговоры про глубокую локализацию производства», — признался Алексей Поляков. То есть локализация будет прямо зависеть от успешности его продаж и установки на грузовиках и сельхозтехники. По двигателям серии B уровень локализации сегодня превышает 60% (локализовано изготовление блока цилиндров, головок блока, коленчатых валов). В 2017 году в компании завершают проект локализации поршня и картерного маховика.

Что интересно, как рассказал во время экскурсии по СП начальник одного из цехов Рафаэль Шайдуллин, в настоящий момент «Камминз Кама» работает с литейными заготовками… из Бразилии. «Чем же плохи двигатели литейного завода КАМАЗ?» — поинтересовались мы. «Бразильские считаются одними из лучших литейных заготовок. Камазовские литейные заготовки пока находятся на этапе одобрения. Но в любом случае мы перейдем на камазовские заготовки, этого требует программа локализации», — пообещал он.

«За 30 лет было много изменений в отношениях стран, а наши отношения с КАМАЗом оставались стабильными»

Запускал новую линию вице-президент Cummins Inc. Стив Чапмэн, прибывший на челнинскую землю прямиком из США. По его словам, в мае этого года он будет отмечать 30-летний юбилей своего первого приезда в Набережные Челны, на КАМАЗ. Сияя от восторга, американец вспоминал, что еще 30 лет назад он уже обсуждал с представителями КАМАЗа возможность передачи технологий производства американских двигателей и даже производства двигателей серии L в рамках совместного предприятия.

— Но это была еще предыдущая конструкция, прежняя разработка двигателя серии L. Она была совершенно иная, — поспешил уточнить Чапмэн. — Мы с КАМАЗом продолжали все это время вести переговоры и в течение 20 лет выработали концепцию СП, договор о котором был подписан в 2006 году (с распределением уставного капитала 50 на 50). Но для меня сегодня интересно и удивительно, что мы наконец запускаем производство этого двигателя в рамках СП «КАММИНЗ Камминз Кама». Мы производим двигатели серий B и L по всему миру. Двигатели серии L используют такие производители, как Paccard и DAF.

Как признался позднее в ответ на вопрос корреспондента газеты «Реальное время» Стив Чапмэн, продажи двигателей самого концерна Cummins идут в последние два года «достаточно стабильно, учитывая нестабильность, существующую на мировых рынках»:

— Нам все-таки удалось сохранить и объемы продаж, и уровень рентабельности, — заявил нам топ-менеджер американского концерна. — Что касается СП «Камминз Кама», то наши продажи шли в русле тех продаж, которые осуществляет ПАО «КАМАЗ» на автомобильном рынке. Мы надеемся, что сможем и дальше работать на успех КАМАЗа.

На наш вопрос, не сказалось ли как-либо на бизнесе Cummins и КАМАЗа охлаждение отношений двух государств, Чапмэн дипломатично заметил:

— Мы относимся с глубоким уважением как к России, так и к КАМАЗу. Как вы знаете, я работаю здесь 30 лет. И за 30 лет было много изменений в отношениях между двумя странами. А наши отношения с КАМАЗом оставались стабильными и даже развивались. И я надеюсь, что так будет продолжаться и в дальнейшем!

В самом СП рассказали, что сегодня на его площадках работает 230 человек и «этим количеством можно собирать до 12 тыс. двигателей в год» (с учетом плана в 6,5 тыс. двигателей — количество персонала явно избыточно). Кроме того, с запуском нового двигателя себестоимость всего производства, как ожидают, будет снижаться, по расчетам самой компании, запуск новой линии позволит увеличить прибыль на 1,2 млн долларов. Заказы на двигатель серии L уже есть: сегодня в СП собирают первую партию на 10 двигателей. Восемь из них пойдут на «Ростсельмаш» (на комбайны). Два двигателя — на РИАТ. В 2018 году ожидают заказ от «Ростсельмаша» на 2,5 тыс. двигателей в год, 500 двигателей — на «РИАТ», и еще 500, возможно, на КАМАЗ.

1/32
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
Сергей Афанасьев, фото и видео автора
Справка

В производственную программу «Камминз Кама» входят два семейства двигателей. Львиную долю, порядка 80%, составляют рядные «шестерки» Cummins ISBe 6.7 мощностью до 300 л.с. Эти агрегаты успешно применяются на средних и тяжелых грузовиках «КАМАЗ» и на автобусах «НЕФАЗ». Остальной объем выпуска приходится на дизельные «четверки» Cummins ISBe 4.5, представленные в диапазоне мощности от 140 до 185 л.с. Оба семейства двигателей предлагаются в вариантах как четвертого, так и пятого экологического класса («Евро-4» и «Евро-5»). СП также развивает производство перспективных промышленных модификаций своей продукции для обеспечения потребностей ведущих российских производителей дорожно-строительной, промышленной и сельскохозяйственной техники. Двигатели серии QSB 6.7 Tier 3 построены на единой платформе с широко применяемым на автомобильной технике ISBe 6.7.

Новости партнеров