Новости раздела

Операция «Эвакуация»: от Порохового завода и Паратских мастерских до сгоревшего «Адмирала»

Кроме эвакуированных предприятий, огромную роль в мобилизационной военной экономике республики сыграли и местные предприятия — как действующие, так и построенные в годы войны. К слову, за 1941-1945 годы в строй в Татарстане было введено 22 (!) крупных промышленных предприятия: казанские заводы резиновых технических изделий, гаражного оборудования, Чистопольский часовой завод, Казанский нефтемаслозавод, механический завод, фабрика № 14, Свияжский мясокомбинат, ремонтно-подшипниковый завод. В связи с началом эксплуатации нефтяных месторождений в 1945 г. в республике было создано объединение «Татнефть».

Казанский пороховой завод № 40 им. В. И. Ленина

  • Год основания: 1788
  • Название до войны: завод № 40 им. В. И. Ленина
  • Название после эвакуации: Казанский пороховой завод № 40 им. В. И. Ленина
  • Выпуск: 103 000 тонн пороха
  • Руководитель в военное время: 1941-1942 гг. — А. Якушев, 1942-1944 гг. — В. Ивченков, 1944-1947 гг. — В. Мосин
  • Наши дни: В настоящее время Федеральное казенное предприятие «Казанский государственный казенный пороховой завод» выпускает пироксилиновые пороха и заряды практически ко всем видам вооружения, лаковые коллоксилины, пластифицированную нитроцеллюлозу, порошковую нитроцеллюлозу, охотничьи и спортивные пороха, лакокрасочные материалы. На предприятии осуществляется полный цикл разработки и изготовления зарядов: от получения нитроцеллюлозы и производства порохов до сборки и испытания метательных зарядов.

Слава Казанского порохового завода, как оплота обороны России, особенно ярко расцветала в годы многочисленных войн — в 1812 году, в Первой мировой войне и достигла своего апогея в годы ВОВ (1941-1945 гг.).

На протяжении своей истории казенный завод не раз менял название, но никогда не уступал ведущей роли в своей отрасли.

С началом Первой мировой войны Казанский пороховой завод стал развивать производства в полной мере, а в 1915 году решено было капитально переустроить завод, усилив его мощность до 480 000 пд пороха в год или 40 000 пд в месяц.

С этой целью в 1915-1916 годах рядом с существующим заводом построен был другой равномощный завод, пущенный в действие в начале 1917 года. Однако в августе того же года старый Казанский завод был разрушен до основания взрывами, происшедшими от пожара, возникшего на станции Пороховая и затем на Казанском артиллерийском складе. От взрывов пострадал и новый пороховой завод, но после ремонта он возобновил производство пороха и пироксилина.

В 1930-е годы на заводе № 40 имени Ленина, как он тогда назывался, был построен практически новый пороховой завод, в 4 раза превышающий по мощности тот, что был во время Первой мировой войны.

Казанский пороховой завод № 40 им. В. И. Ленина Наркомата боеприпасов СССР в начале войны, когда большинство пороховых заводов было вынуждено эвакуироваться на восток и осваиваться на новом месте, стал практически единственным, поставлявшим на фронт боеприпасы. Во время Великой Отечественной войны правительство обязало Казанский пороховой завод разработать новые ракетные заряды. С первых же дней военных действий все производство завода было переведено на военные рельсы. Был введен 12-часовой рабочий день в две смены, уехавших в рядах Красной армии мужчин заменили женщины и подростки. За время Великой Отечественной войны было изготовлено более 103 000 тонн пороха, в том числе порохов особой доставки за годы войны было использовано порядка 22 000 тонн. При заводе действовало особое техническое бюро (шарашка) ОТБ-40, где трудились заключенные инженеры: бывший директор Казанского порохового завода В. Шнегас, видные специалисты Н. Путимцев, Р. Фридлендер, А. Рябов и другие, которые за годы войны создали немало образцов новой техники. План ГКО 1941 года был выполнен на 137%, и в течение войны планы производства боеприпасов постоянно перевыполнялись. На заводе были разработаны и освоены пироксилиновые пороха к реактивным снарядам М-8 и М-13 для установок «Катюша», минометные заряды, пороха к новым системам зенитной и самоходной артиллерии и т. д. За военный период завод отправил на фронт более 4 миллиардов зарядов для полевой и морской артиллерии, самолетного вооружения, к винтовочным патронам.

До 30 процентов в объеме валового выпуска продукции составляли заряды для легендарных «Катюш». Для них пороховой завод отправил на фронт миллион зарядов.

За доблестный труд в годы войны завод был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Зеленодольский судостроительный завод

  • Год основания: 1895
  • Название до войны: Паратские судоремонтные мастерские, Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата, «Красный металлист»
  • Название после эвакуации: Судостроительный завод № 340 им. А. М. Горького
  • Выпуск: 77 бронекатеров
  • Наши дни: В настоящее время ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького позволяет производить поставку кораблей и судов в любые регионы бассейнов Черного, Каспийского, Балтийского, Белого морей по внутренним водным путям.

История возникновения завода связана с развитием судоходства на Волге. В конце XIX века в стране увеличивается потребность в строительстве новых заводов и мастерских по ремонту судов. По решению Министерства путей сообщения Казанского округа в удобном Паратском затоне, расположенном в 40 км от Казани, при пересечении Волги с Московско-Казанской железной дорогой, на земле, арендованной у крестьян села Кабачищи, в 1895 году основаны Паратские судоремонтные мастерские.

Главная цель их создания — ремонт технического флота: землечерпательных, землесосных снарядов и вспомогательных судов. В 1907 году построены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цеха, в которых работало 86 человек. К 1913 году судоремонтные мастерские стали хорошо организованным предприятием, имеющим возможность производить постройку судов, а также капитальный ремонт буксирных пароходов, барж и земснарядов до 100 единиц в зиму. В 1918 году после эвакуации в Паратск части Балтийского и Ижорского заводов судоремонтные мастерские преобразуются в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата. В годы гражданской войны завод был базой для ремонта судов Волжской флотилии: он переоборудовал пароходы и баржи в военные корабли и к маю 1919 года сдал более 110 судов. В 1922 году завод получает название «Красный металлист». В этот период, кроме судоремонта, он производит сельскохозяйственную технику: веялки, молотилки, мельничные постава, плуги, чугунное литье.

После реконструкции 1925-1930 гг. вводятся в строй стапельная площадка, плаз, компрессорная станция, судокорпусный, судокотельный, механический, деревообделочный и кузнечный цеха, что позволило перейти к выполнению обширной программы по судостроению. В 1932 году постановлением ЦИК ТАССР заводу присвоено имя Алексея Максимовича Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя. В 1934 году завод получил первый оборонный заказ на постройку новых для того времени военных кораблей — речных бронекатеров проектов 1124 и 1125: за 10 лет их было построено 154 единицы.

До 1941 года завод выпускал сухогрузные баржи грузоподъемностью 1 100-2 300 тонн, речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л. с. в количестве 35-40 единиц в год, а также паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы, причем все, начиная от проектирования судов и до выпуска готовых изделий, велось собственными силами.

Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны Советский Союз лишился всей своей судостроительной базы на юго-западе страны, включая завод № 300 в Киеве. Теперь все речное судостроение в европейской части Советского Союза оказалось сосредоточенным в бассейне реки Волга. При этом самый крупный судостроительный завод региона «Красное Сормово» в сентябре 1941 г. передали в Наркомат танковой промышленности со всеми вытекающими последствиями. Фактически строительство речных кораблей продолжали заводы № 340 в Зеленодольске, № 638 в Астрахани, № 341 в Рыбинске, № 343 в Гороховце и № 344 в Молотове, из которых только Зеленодольский завод имел опыт постройки боевых катеров.

Зеленодольский завод № 340 им. М. Горького Наркомата судостроительной промышленности СССР занимался строительством военных судов–охотников за подводными лодками, морских буксиров, бронекатеров, торпедных катеров. За годы войны завод № 340 из небольшого предприятия вырос в крупное с расширенной номенклатурой. В 1942 году на заводе была налажена технология работы с броней. К тому времени у заводской стенки скопилось 18 бронекатеров пр. 1124 и восемь — пр. 1125. В 1943 г. завод сдал флоту первые 22 катера пр. 1124, восемь — пр. 1125 и семь — пр. С-40. В 1944 г. еще 13 единиц пр. 1124, которые оказались последними бронекатерами этого завода за время войны. Всего за четыре года войны было произведено 77 бронекатеров.

Наряду с военными судами завод производил снаряды, зенитные установки, оборудование для аэросаней и т. п., за военный период ежемесячный выпуск снарядов вырос в 23 раза, всего же по состоянию на январь 1945 года было произведено 3,5 миллиона снарядов. Занимались на заводе и ремонтом боевых судов.

Приказом Наркомата судостроительной промышленности СССР от 7 июня 1943 г. коллективу рабочих, ИТР и служащих завода была объявлена благодарность за успешное выполнение оперативного фронтового задания по ремонту боевых катеров, участвовавших в операциях под Сталинградом. В 1943 году за успехи по выпуску боевой техники и боеприпасов завод награжден переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны. Построенные здесь бронекатера получили высокую оценку у моряков и после войны установлены на пьедесталы как памятники в Пинске, Измаиле, Мариуполе, Сталинграде.

В 1949 году на заводе впервые в стране внедряется поточно–позиционный метод постройки судов, что дало возможность ежегодно давать флоту по 25-35 кораблей.

В 1976 году был введен в эксплуатацию уникальный судостроительный комплекс «Волга» в составе двух стапельных цехов и незамерзающей док-камеры, который позволяет строить суда водоизмещением до 7 000 тонн с предварительной сборкой укрупненных блоков весом до 400 тонн и проводить круглогодичные швартовные испытания заказов.

За годы своей истории заводом построено свыше 1 500 морских и речных кораблей и судов, в том числе около 600 военных. Среди них малые противолодочные корабли проектов 122б, 201, 201М, 204, корабли связи и вспомогательного флота типа «Звук», десантные штурмовые катера на воздушной подушке «Скат», плавсредства для танков, большая серия противолодочных кораблей «Альбатрос», а также сторожевые корабли для ВМС Германии, Кубы, Югославии, Алжира, Ливии.

Казанский завод «Серп и Молот» (ныне сгоревший ТК «Адмирал»)

  • Год основания: 1851
  • Название после эвакуации: «Серп и Молот»
  • Наши дни: Предприятие изготавливало конвейеры различного типа, в том числе литейные тележечные, пластинчатые стационарные общего назначения типа БВ, пластинчатые с настилом «закрытый шарнир», скребковые с открытыми скребками, питатели пластинчатые легкого типа, используемые в различных отраслях промышленности, в том числе при строительстве мусороперерабатывающих комплексов. Завод «Серп и Молот» — единственное предприятие в России, изготавливающее оборудование грузовых подвесных канатных дорог (ГПКД) по разрешению Ростехнадзора РФ.

Казанский завод подъемно-транспортного оборудования «Серп и Молот» Наркомата тяжелого машиностроения СССР с первых дней войны начал производство боеприпасов. Завод выпускал корпуса мин калибра 37 мм, 50 мм, 82 мм, стабилизаторы для 82 мм мин, взрыватели. Не всегда завод работал ритмично: план мая 1942 года по выпуску корпусов 50 мм мин был недовыполнен на 5 тысяч штук. Причины были типичны для всех заводов — нехватка оборудования, электроэнергии, квалифицированной рабочей силы. Однако положение стабилизировалось. Так, например, план 1944 года производства корпусов 82 мм мин был перевыполнен на 9 960 штук, за четыре месяца 1945 года было произведено 85 500 корпусов 82 мм мин, из них 5 500 штук сверх плана. Кроме всего прочего, завод «Серп и Молот» освоил выпуск металлорежущих станков. С сентября 1942 года именно это предприятие получило задание партии и правительства производить центрифуги для обогащения урана (поэтому одним из первых объектов для бомбежки ракетами Фау-2 в планах гитлеровского командования была именно Казань).

Казанский кетгутный завод (ОАО «Татхимфармпрепараты»)

  • Год основания: 1931
  • Название до войны: Химико-фармацевтическая фабрика, кетгутный завод
  • Название после эвакуации: Казанский кетгутный завод
  • Наши дни: В настоящее время ОАО «Татхимфармпрепараты» существует в виде общества, которое имеет в своем составе два современных завода: химико-фармацевтический и завод шовно-хирургических материалов. Общество обладает высоким научно-техническим потенциалом и располагает производственными мощностями, позволяющими ежегодно выпускать более 111 наименований готовых лекарственных средств в виде таблеток, настоек, мазей, сиропов, растворов и паст 30 фармакологических групп.

История ОАО «Татхимфармпрепараты» берет свое начало от фирмы, созданной в конце XIX века русским подданным, магистром фармации Фердинандом Грахе. Вначале она выпускала искусственные минеральные воды, квасы, лимонад, сидр. С годами ассортимент товаров фирмы Грахе расширялся.

Она стала выпускать и фармацевтические препараты. В 1931 году на базе производственных организаций Татарского отделения Аптекоуправления организована химико-фармацевтическая фабрика. Одновременно в Казани построен единственный в стране кетгутный завод, производящий шовно-хирургический материал. В 1941 году на заводе был организован специальный химический цех, где выпускались жизненно необходимые для госпиталя препараты уротропина для инъекций, хлористого кальция кристаллического, применяемых при лечении тяжелых заболеваний, сернокислого бария для рентгеновских исследований, лимоннокислого натрия, необходимого для консервирования крови. Потребовалось изменить номенклатуру выпускаемой продукции и освоить ряд новых технологических процессов.

Усовершенствование таблеточных машин с целью увеличения выпуска продукции привело к росту производительности каждой машины более чем на 30%. Выпущены сернокислый барий, хлороформ для наркоза. Создание бинтомотального станка позволило участку перевязочных материалов выпускать вдвое больше продукции. Организованы первые фронтовые бригады.

1941 год — создание специальной экспериментальной лаборатории. Завод прекратил выпуск желатиновых капсул, облаток крахмальных, различных настоев, масел, спиртов. Вместо них по заказам Санитарного управления Красной армии было расширено производство перевязочных средств, увеличен выпуск мазей от обморожения и ожогов, таблеток шиповника и препаратов для дезинфекции.

Спасителями воинов называли врачи и сами раненые работников Казанского кетгутного завода. Это было единственное в стране предприятие, выпускавшее живительные кетгутные нити для зашивания ран.

Казанский кетгутный завод с начала войны стал самым востребованным предприятием страны. Он единственный выпускал шовные нити для хирургических операций. Необходимые научные разработки были закончены как раз к началу военных действий. Производство кетгута в годы войны увеличилось более чем в пять раз. Это помогло спасти жизни многим тысячам раненых на фронте воинам, вернуть их в боевой строй и к труду в мирной жизни.

Основные производства ввели уже в 1941 году. Тогда же выпустили и первую партию экранов для рентгеновских установок. А в 1942-м казанские фармацевты запустили еще несколько производств. В том числе по выпуску серно-кислого бария, хлорэтила и стрептоцида. 29 февраля 1943 года Ленинградский завод им. Ломоносова объединили с Казанским химфармзаводом. Специалисты предприятия Л. Холкин и Э. Чернявский создали бинтомотальный станок, и участок перевязочных материалов стал выпускать вдвое больше продукции. А всего за два года войны объем производства по химическим препаратам был увеличен на… 880%.

В годы войны тут наладили производство многих важнейших препаратов: нитроглицерина, сахарина, синестрола. А взамен глюкозы на фронт отправлялись ампулы с инвертированным сахаром. В 1943 году начали выпускать и фосфат — зубной цемент. В цехах работали почти одни женщины. В 1944 году разработана технология производства новогаленовых препаратов адонилена, адонизида, сердечных препаратов из трав. В 1946 году большую группу работников завода наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Казанская фабрика кинопленки (ПО «Тасма» имени В. В. Куйбышева)

  • Год основания: 1933
  • Название до войны: Фабрика кинопленки № 8
  • Название после эвакуации: Фабрика кинопленки им. Куйбышева
  • Наши дни: В настоящее время группа компаний «Тасма» занимается производством и продажей радиографических технических пленок, медицинских рентгеновских пленок, прочих фоторегистрирующих материалов, химических реактивов и принадлежностей.

Во время первой пятилетки ввиду возрастающего спроса на кинопленку, который не могли удовлетворить построенные фабрики в Шостке (Фабрика кинопленки № 3) и Переславле-Залесском (фабрика кинопленки № 5), по решению ВСНХ СССР в 1931 году началось проектирование третьей в Советском Союзе фабрики кинопленки. Местом строительства была определена Казань. В 1933 году в городе началось возведение Фабрики киноплёнки № 8 с планируемой мощностью 222 млн погонных метров пленки в год. В 1935 году на ней были получены первые образцы пленок. В том же году фабрике присвоили имя В. В. Куйбышева, который подписал в 1933 году Постановление СНК СССР о ее строительстве. 26 апреля 1936 года здесь была выпущена первая кинопозитивная партия пленки, на которой был напечатан художественный фильм «Мы из Кронштадта». В 1940 году, помимо выпуска пленки, на фабрике начато производство коллоксилина, который являлся сырьем для всех кинопленочных фабрик страны.

Во время Великой Отечественной войны казанская фабрика оставалась единственной действующей в отрасли, несмотря на то, что монтажные работы по ее полному пуску еще не были завершены. На территории фабрики были размещены четыре эвакуированных предприятия. Для срочного освоения производства аэрофотопленок на фабрику № 8 была направлена бригада специалистов фабрики № 5 во главе с профессором К. В. Чибисовым. Здесь начала действовать эмульсионно-технологическая лаборатория всесоюзного Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ).

В августе 1941 года на фабрике была выпущена первая партия аэрофотопленок, а до конца года было освоено производство еще двух сортов аэропленок и высокочувствительного кинонегатива СЧС-1 («Светочувствительная, Советская, тип-1»). Весной 1942 года было также освоено производство аэрофотобумаги. В том же году на фабрике начали выпуск незапотевающих пленок. В 1943 году коллективами фабрик № 5 и № 8 совместно с сотрудниками НИКФИ была разработана и внедрена в производство новая высокочувствительная аэропленка «Тип-6».

Доля фоторазведки в общей воздушной разведке возросла с 10% в 1941 году до 87% к концу войны. За годы Отечественной войны аэрофоторазведкой была снята площадь в 6 500 000 км² (для сравнения, площадь всей Европы составляет около 10 000 000 км²). За поставку значительного количества кинопленок, аэрофотопленок, фотобумаги для нужд фронта в 1944 году коллектив фабрики был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденами и медалями были награждены 25 работников фабрики № 5 и 26 работников фабрики № 8. Кроме того, за разработку высокочувствительных фотоматериалов для воздушной разведки ряду сотрудников НИКФИ была присуждена Сталинская премия 1946 года за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы.

В послевоенное время на фабрике осваивается выпуск фототехнических пленок для издательской деятельности (с 1948 года), радиографических технических (с 1949 года), цветных пленок (с 1950 года). При содействии казанского филиала НИКФИ качество цветных кинопленок непрерывно улучшалось. На них снято множество советских кинофильмов.

Во время Великой Отечественной войны казанская фабрика была единственной действующей в отрасли, на нее лег весь груз ответственности за обеспечение страны кинофотопродукцией. Для нужд фронта поставлялось значительное количество кинопленок, аэрофотопленок, фотобумаги. В 1944 году Фабрика кинопленки №8 была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Большие военные заказы также получили заводы искусственной кожи, пишущих машин. Меховой комбинат начал производство шапок-ушанок, рукавиц, унтов, шлемофонов для воинов. Много продукции дала фронту легкая промышленность республики. Эта отрасль дала фронту около 200 наименований вещевого снаряжения и обмундирования для бойцов Красной армии. За годы Великой Отечественной войны было пошито около одного миллиона шинелей, полтора миллиона плащ-палаток. Труженики нашей легкой промышленности за каждый рабочий день одевали полк и обували дивизию. Одежды и обуви, изготовленной в Татарской АССР, было бы достаточно, чтобы снабдить трехмиллионную армию.

Часть 9. Операция «Эвакуация»: 2-й Московский часовой завод — Чистопольский часовой завод «Восток»

Часть 8. Операция «Эвакуация»: Гомельская обувная фабрика «Труд» — Обувная фабрика «Спартак»

Часть 7. Операция «Эвакуация»: Казанский электротехнический завод и КОМЗ

Часть 6. Операция «Эвакуация»: Московский завод № 230 Наркомата авиационной промышленности СССР — Казанский завод «Электроприбор»

Часть 5. Операция «Эвакуация»: Воронежский моторостроительный завод № 16 — ОАО «КМПО»

Часть 4. Операция «Эвакуация»: Ленинградский авиационный завод № 387 — КВЗ

Часть 3. Операция «Эвакуация»: Московский завод №22 — КАПО им. Горбунова

Часть 2. Операция «Эвакуация»: подвиг татарстанских гвардейцев тыла

Часть 1. Операция «Эвакуация»: как спасали промышленность СССР в первые месяцы войны

Альберт Бикбов, Фаиль Гатаулин по материалам Главного архивного управления РТ

Новости партнеров