Новости раздела

Хождение по мукам в МФЦ: как получить выписку из Росреестра и не превратиться в «ждуна»

Корреспондент «Реального времени» на себе и своей семье испытал, как работает новая экстерриториальная система подачи документов «в одно окно»

С 2017 года в Казани и Татарстане появилось благо для всех жителей (в чем нас убеждали официальные пресс-релизы): экстерриториальный принцип работы с Росреестром и кадастровой палатой. То есть для всей бумажной волокиты с недвижимостью больше не надо ехать на Кулагина и Авангардную, а можно все оформить в любом из многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Корреспондент «Реального времени» решил прочувствовать всю прелесть новой системы на себе, благо для этого подвернулся хороший повод. Что обращение за простой выпиской из Росреестра может превратиться в квест, на тот момент нельзя было даже представить.

Локация первая: телефон, или «Найди, куда пойти»

Квест начался утром 20 февраля, в понедельник. Задача мне предстояла простая: получить выписку из Росреестра, чтобы удостовериться, что на моей квартире нет обременения. Дело не хитрое — не подача документов на регистрацию — и требует лишь заполнения заявления и оплаты пошлины. Чего проще? Конечно, можно было съездить в сам филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РТ, но терять время не хотелось.

Я был уверен, что из большого списка офисов МФЦ обязательно подберу что-то близко расположенное или к дому, или к работе. На сайте МФЦ указано, что в Казани для работы с физлицами имеется четыре филиала (по администрациям районов). У каждого из них есть допофисы: «Зареченский» — филиал и три допофиса, «Ново-Савиновский» — филиал и два допофиса, «Приволжский» — филиал и два допофиса, «Южный» — филиал и три допофиса. То есть 14 офисов. Как раз не так далеко от редакции находится офис на Вишневского, 10.

Хотя вся информация о нем была указана на сайте, решил проверить, позвонив по телефону. Тут-то и возникла первая проблема: ни по номеру допофиса, ни по номеру Приволжского филиала, к которому он приписан, никто не отвечал. Дело близилось к обеду. Поняв после нескольких попыток в разное время, что попросту трачу время, я позвонил на горячую линию МФЦ. Благо она работает.

Но здесь проявилась вторая проблема. Дело в том, что с этого года введены единый реестр недвижимости и единая учетно-регистрационная система, которые и позволяют работать МФЦ с данными. Разработка системы велась не один день, однако ее внедрение затянулось. Сейчас получить данные удаленно из Росреестра фактически невозможно. Как объяснили на горячей линии, именно поэтому ни в одном из допофисов получить выписку нельзя, а нужно ехать в один из четырех филиалов или на улицу Кулагина. Количество путей решения проблемы резко сократилось. При этом выяснился и еще один неприятный момент: если обратиться непосредственно в Кадастровую палату, то работа должна занять три рабочих дня с момента подачи заявления, а если в МФЦ — пять-семь.

Локация вторая: МФЦ, или «Попробуй попади»

Из четырех филиалов ни один не расположен в центре города. Так что мне было уже не принципиально — идти в МФЦ или ехать в саму палату, но я решил опробовать систему до конца. Ново-Савиновский филиал находился совсем близко от работы моей жены, поэтому я полагал, что ей не составит труда в свой обеденный перерыв быстро оформить заявление.

На месте супругу ждал неприятный сюрприз: не она одна решила пожертвовать обедом ради семейного блага. Талончик системы электронной очереди оповещал, что ей предстоит ждать, пока свои проблемы решат еще 20 человек. Из разговоров в очереди стало ясно, что в другое время положение не лучше. Стойко дождавшись своей очереди, жена довольно быстро оформила заявление на выписку, после чего операционист МФЦ дала платежку на оплату пошлины. Сотрудница сообщила, что без нее заявление в работу не пойдет. Он порекомендовала тут же принести бумагу обратно, не вставая опять в очередь.

Локация третья: касса, или «Попробуй оплати»

Обрадованная быстрым оформлением бумаг и подгоняемая утекающим временем обеда, моя жена отправилась к терминалу оплаты госуслуг, который, опять же, к счастью, работал, но вот оплатить именно эти услуги в нем оказалось невозможно.

Соседи из очереди подсказали второй вариант оплаты — через кассу находящегося рядом АКИБАНКА. Но в кассе ждал сюрприз номер два: кассир попросила предоставить для оформления платежа в 400 рублей не только паспорт, но и ИНН, а также СНИЛС. На вопрос «зачем?», был получен резонный ответ, который не оставлял шансов для оспаривания: «Так нужно»! Конечно же, ни того, ни другого документа у супруги не оказалось, вспомнить она смогла лишь номер ИНН, что кассира не удовлетворило. К тому моменту время обеда давно прошло, поэтому квест было решено продолжить на следующий день.

Локация четвертая: снова МФЦ, или «Попробуй вернуть платежку операционисту»

Во вторник, 21 февраля, в свой очередной обеденный перерыв, заранее оплатив пошлину, моя супруга с заветной квитанцией снова пошла в МФЦ. Однако операционист, принимавшая документы накануне, в этот день не работала. Надавив на жалость в очереди, жена попыталась обратиться в другие окна, но платежку брать никто не хотел. Все отправляли девушку опять к бездушному терминалу за новым талончиком, в конец очереди. В общем, ситуация складывалась, как у Шарика из Простоквашино: «А теперь ты еще полдня за ним бегать будешь, чтоб фотографию отдать».

В этот день очередь двигалась заметно медленнее, так что за время обеда не прошло и половины клиентов МФЦ, получивших талончики раньше. Благо в этот день филиал работал до 19.00, и супруга решила попытать счастья после работы. Прибежав в офис МФЦ вечером, в 17.40, она обнаружила, что запись в очередь уже завершена (за 1 час 20 минут до закрытия) из-за большого потока клиентов.

Занести платежку удалось только на третий день 22 февраля, приехав в офис МФЦ, который в этот день открылся в 8.00, к началу работы.

Ни шагу назад

Только 22 февраля, после того, как удалось передать платежку, заявление на получение выписки было отдано в работу. Срок получения выписки был определен на 3 марта, то есть через 8 рабочих и 12 календарных дней после подачи заявления.

Чтобы понять, насколько нормальна эта ситуация для МФЦ Казани, я позвонил на круглосуточную горячую линию самого Росреестра. Сотрудник контакт-центра был очень удивлен описанной ситуацией и сообщил, что операционисты МФЦ не имеют права требовать возврата квитанции об оплате пошлины и должны принимать документы в работу сразу, без квитанции. Однако МФЦ Росреестру не подчиняется, так как подконтрольно местным властям, и подействовать на его сотрудников там не могут. Мне порекомендовали позвонить начальнику филиала и оставить жалобу. Звонок начальнику филиала ни к чему не привел: дозвониться до сотрудников Ново-Савиновского филиала оказалось так же тяжело, как и до Приволжского.

На вопрос, могу ли я ускорить процесс получения выписки, в Кадастровой палате мне порекомендовали поехать в сам татарстанский филиал на Кулагина. Правда, пошлину, придется заплатить заново, так как оплата услуг МФЦ и услуг Росреестра происходит по разным реквизитам. Зато я могу там же на Кулагина оформить возврат пошлины, уплаченной в МФЦ, написав еще одно заявление и подождав еще несколько дней.

Новая категория «ждунов» в МФЦ

Многофункциональные центры госуслуг, работающие по принципу одного окна, создавались для облегчения жизни людям. Они были призваны помочь людям сэкономить время и силы, максимально упростить сложные бюрократические процедуры. А на деле система только усугубила бюрократию и увеличила срок ожидания даже самых простых выписок, превращая людей в «ждунов».

За комментариями о сложившейся ситуации «Реальное время» обратилось в приемную руководителя Государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РТ». Там наши вопросы переадресовали в татарстанский филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра». Виктория Сафонова, пресс-секретарь учреждения, пояснила, что о некоторых проблемах в работе новой системы известно, а также пообещала подготовить подробный комментарий по ситуации. Позиция ведомства будет изложена в следующем материале после получения официального ответа.

Дмитрий Семягин

Новости партнеров