Закрывайте жалюзи: крупные игроки рынка готовы продаться
Покупателя ищут владельцы одного из старейших производителей в Казани, а эксперты полагают, что масштабному бизнесу стало сложно выживать на «околостроительном» рынке
В Казани на продажу выставлено крупное производство жалюзи — с 20-летней историей и филиалами в трех республиках. Описание и телефон указывают на компанию «Стелл», хотя автор объявления отрицает, что это она. Участники рынка отмечают, что многие владельцы крупных компаний из «околостроительных» отраслей сейчас заинтересованы в продаже бизнеса. В кризис объемы заказов падают и проще выжить оказывается мелким игрокам.
Продам бизнес из-за «переезда в другую страну»
На сайте объявлений «Авито» появилось сообщение о продаже некой производственной компании за 180 млн рублей. Текст в описании достаточно короткий: «Продам готовый бизнес, производство, сотрудники, наработанная база клиентов, оборот в 120—150 млн руб., рентабельность 10—20%. Филиалы в трех республиках, планируемое развитие по РФ. Раскрученный бренд с 20 летним стажем. Активы: производственная база, станки, оборудование, товарные запасы. Продаю в связи с переездом в другую страну», — говорится в сообщении.
На фотографии, размещенной в объявлении, показан станок для обработки карнизов жалюзи PR-3000. Это фото можно найти на сайтах продавцов оборудования. А номер телефона, указанный продавцом на Avito, на других досках объявлений значится как номер компании «Стелл».
Автор объявления — некий Алексей, в телефонном разговоре с корреспондентом «Реального времени» подтвердил, что он работает в компании «Стелл» и является одним из трех собственников продаваемого производства. Однако информацию о продаже компании «Стелл» он опроверг: «Кто вам сказал, что это «Стелл»? Это не «Стелл», но назвать продаваемое предприятие отказался.
Так «Стелл» или не «Стелл»?
Продавцов жалюзи в Казани множество. По запросу «жалюзи» система «2ГИС» выдает 217 предложений в столице РТ и соседнем Зеленодольске. Примерно половина из них предлагает те самые горизонтальные жалюзи, станок для которых продемонстрирован в объявлении. Кроме того, серьезную конкуренцию составляют супермаркеты DIY — большие магазины строительных и хозяйственных материалов, которые предлагают дешевые стандартные решения.
— Это малоемкое производство, которое не требует дорогостоящего оборудования, и производить можно буквально в домашних условиях, — поясняет Марат Бикмуллин, татарстанский бизнесмен, совладелец компании «Мирокон». — Любой человек с капиталом от 100 тысяч рублей может начать дело.
Однако крупных производителей в Казани, специализирующихся именно на жалюзи, да еще и с 20 летним стажем и раскрученным брендом, можно пересчитать по пальцам. Компания «Стелл» входит в их число. Кроме «Стелла» можно назвать еще компанию «Атланта», основанную в 1996 году. Однако последняя работает только в Татарстане, а не в трех регионах. Представители «Атланты» неофициально продажу бизнеса также опровергли.
Производство «Стелл», согласно информации с официального сайта, было основано в 1997 году (20-летняя история, как и в объявлении). Под брендом «Мастер солнца» компания представлена в четырех городах трех республик (как и указано в объявлении на «Авито»): Казани, Набережных Челнах, Чебоксарах, Йошкар-Оле.
Основным юрлицом компании сейчас является ООО «Мастер Стелл». Согласно данным системы «Спарк-Интерфакс», его генеральный директор и единственный учредитель — Алексей Викторович Эсселевич. Также Алексей Эсселевич является одним из трех соучредителей ООО «Мастер солнца». Кроме него в бизнесе в равных долях участвуют Вячеслав Викторович Куликов и Тимур Абдулхалитович Фаттахутдинов. Судя по «Спарку», другого бизнеса у Эсселевича нет: еще три компании, две из которых, видимо, имели отношение к «Стеллу», ранее были официально закрыты.
В кризис «динозавры» вымирают?
Сейчас «Стелл» продает жалюзи, рольставни, ручные и автоматические ворота, окна, двери, входные группы, натяжные потолки, шторы, карнизы, кондиционеры, алюминиевые конструкции, оборудование для парковок, москитные сетки. Правда, обороты компании официально ниже, чем у той, которая значится в объявлении. В 2015 году выручка ООО «Мастер Стелл» составила 45 млн рублей, а декларируемая прибыль — 400 тысяч. Отображенные в отчетности показатели ООО «Мастер солнца» гораздо хуже: выручка в 2015 году составила всего 3,4 млн рублей, а убыток 3,5 млн.
Для рынка жалюзи декларируемый «Стеллом» оборот не выглядит скромным. Для сравнения, согласно данным «Спарк-Интерфакс», годовая выручка той же «Атланты» в 2015 году составила 35 млн рублей при прибыли в 1,9 млн. Интересно, что представители «Атланты» неофициально также готовы обсуждать предложения инвесторов.
Как отмечают участники рынка, опубликованное объявление говорит не о частной ситуации, а о проблемах отрасли в целом. Складывается парадоксальная ситуация, когда мелким игрокам выжить гораздо легче. Так, по мнению Марата Бикмуллина, многие крупные компании в смежных со строительством отраслях подумывают о продажах.
— Сейчас на строительном рынке есть снижение объема заказов ввиду кризиса, ввиду того, что люди придерживаются сберегательной позиции: предпочитают сберегать, чем, например, ставить новые окна. Это снижение бьет по тем, у кого крупное производство, кто вложился в бизнес, кому надо лизинг гасить, зарплату выплачивать (под большое производство ведь нужно и большое количество персонала — продажники, конструкторы, замерщики, монтажники). А подходящих объемов заказов нет, поэтому такие производства испытывают проблемы во времена спадов. А также налоги: любой крупный производитель всегда заметен. К нему приходит налоговая, постоянные проверки. А «мелочь» — незаметны: нет заказов — они могут перетерпеть, условно — поработать у себя на огороде. Помните, крупные динозавры вымерли, а мелкие млекопитающие выжили. Сейчас происходит примерно то же самое на этом рынке: «крупняк» испытывает проблемы и постоянный прессинг со стороны проверяющих органов. Мы все это испытываем на себе. А мелкие производители приспосабливаются. Поэтому многие стараются избавиться от крупных производств и перейти в разряд «млекопитающих».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.