Новости раздела

Жалуйтесь на здоровье: Роспотребнадзор примет потребителя только после письменной претензии к продавцу

Татарстанцы чаще всего жалуются на «Много мебели», ростовщиков и продавцов «допов» при покупке ОСАГО

Порядка 8 тысяч жалоб получил Роспотребнадзор Татарстана за 2016 год — это в 10 раз больше, чем 10 лет назад. Если раньше жаловались на санитарное состояние объектов, то сейчас на нарушение прав потребителей. Самые активные жалобщики живут в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах и… в Спасском районе. Подробнее — в материале «Реального времени».

Кошмары закончились?

Слишком часто стали жаловаться потребители на нарушение своих прав, зачастую злоупотребляя своим правом «быть всегда правым». Иначе не объяснишь изменения, вступившие в силу с 1 января. Если раньше для проведения проверки Роспотребнадзору было достаточно заявления, то теперь «кошмарить» малый бизнес можно только после соблюдения определенного регламента со стороны потребителя. Он должен обратиться с письменной претензией к продавцу товаров или услуг, если в ответ ему было отказано или обращение осталось без рассмотрения, то только тогда можно жаловаться в Роспотребнадзор.

— Мы направляли предложение по ужесточению мер к недобросовестным продавцам, но политика государства направлена на защиту бизнеса. Это верное направление, так как недобросовестных предпринимателей — единицы, и к ним применяются другие меры воздействия, — говорит заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Татарстану Марина Трофимова.

Марина Трофимова: «Мы направляли предложение по ужесточению мер к недобросовестным продавцам, но политика государства направлена на защиту бизнеса». Фото tatar-inform.ru

К новшеству покупатели готовы, считают в Роспотребнадзоре. Покупатели сейчас вполне грамотные. В интернете огромное количество образцов заявлений, которые помогут постоять за себя. Количество жалоб в органы хоть и растет, но простых среди них становится меньше, в основном помощи просят в сложных случаях, где требуется экспертное мнение.

«Много мебели» — много жалоб

Более 8 000 человек в 2016 году пожаловались на предпринимателей, которые продают некачественные товары и услуги. Самые частые жалобы на товары, приобретенные по образцам или каталогам — мебель, окна, двери — когда после оплаты покупателю привозят совсем не то или не привозят вовсе. Рекордсмен по жалобам — компания «Много мебели».

— Под этом брендом работает несколько ИП в разных районах и городах. В прошлом году более 100 обращений получили по поводу предпринимателя Попова, мебель доставлялась через три месяца и не та, которую покупал потребитель, — говорит Марина Трофимова.

На предпринимателя только за 2016 год наложили 36 штрафов, но это его не остановило. Сумма наказания 1 000 рублей — мизер, если учесть обороты торговли. В итоге Роспотребнадзор подал иск в суд на ликвидацию ИП. Дело будет рассматривать один из районных судов Самарской области, поскольку предприниматель зарегистрирован на территории этого региона.

За массажер — 20 тысяч

На втором месте по жалобам товары из интернета. В этом случае наказать виновника сложнее.

— Потребитель, получая товар, понимает, что он не соответствует ожидаемым требованиям. И мы не всегда можем оказать должную помощь, так как нет информации о продавце и изготовителе. Один из примеров — казанец купил массажер за 20 тысяч рублей, который, как оказалось, не обладает уникальными свойствами, заявленными в описании товара. А продавец после покупки исчез, — говорит начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции Татарстана Розалия Арсланова.

Огромное количество жалоб приходит на деятельность микрофинансовых компаний. Потребители через Роспотребнадзор хотят вернуть деньги за навязанные страховки при оформлении кредита или «допы» при покупке ОСАГО.

Суды удовлетворяют 95% исков обманутых потребителей

Позиции потребитель всегда прав придерживаются в судах. В 95% случаев решение выносится в пользу потребителей. Ответчик возвращает деньги, уплаченные за товар ли услуги, выплачивает моральный вред и штраф в пользу истца.

Розалия Арсланова: «Потребитель, получая товар, понимает, что он не соответствует ожидаемым требованиям. И мы не всегда можем оказать должную помощь, так как нет информации о продавце и изготовителе». Фото tatar-inform.ru

Роспотребнадзор в суде может выступить как третье лицо, которое привлекают с целью дать заключение по той или иной ситуации. Может быть автором иска, если потребитель обратился к ним с жалобой и помочь в решении конкретной проблемы, а может подать иск в защиту неопределенного количества лиц. Такие иски удовлетворяются в 97% случаев.

— Не все пострадавшие обращаются с жалобами на недобросовестные действия предпринимателей. И в этом случае, если кто-то захочет восстановить нарушенные права, он может обратиться в суд, но уже будет самостоятельно собирать доказательства на неправомерные действия предпринимателя, — говорит Розалия Арсланова.

В 2016 году Роспотребнадзор 450 раз участвовал в процессах и помог вернуть 14,5 млн рублей.

Дарья Турцева

Новости партнеров