Opel и Chevrolet пообещали казанским дилерам индивидуальный подход
Казанские дилеры, торговавшие уходящими Opel и Chevrolet, сейчас активно ведут переговоры с другими производителями о замене брендов. В то же время они констатируют, что товарных запасов марок автоконцерна GM хватит еще на полгода продаж, и успокаивают клиентов, что гарантия на бренды будет обеспечена на срок до 10 лет. В свою очередь, представители GM, как стало известно «Реальному времени», на закрытой встрече с дилерами пообещали им в течение трех месяцев решить вопрос с компенсацией убытков.
Три месяца на обсуждение
Первые встречи российских дилеров с представителями General Motors, которая объявила об уходе с российского рынка, начались в апреле. В одной из них принимали участие и казанские продавцы Opel и Chevrolet, в том числе и один из крупнейших игроков — «КАН Авто».
«Представители «КАН Авто» принимали участие во встрече дилеров с представителями General Motors. Но ни до каких окончательных результатов не договорились. Для каждого дилера будет индивидуальный поход. К каждому дилеру будут выезжать специалисты General Motors и рассматривать каждую ситуацию отдельно. Процесс обсуждения размеров убытков для каждого дилера будет завершен в течение трех месяцев», — рассказал «Реальному времени» Сергей Чернов, заместитель генерального директора «КАН Авто». — Безусловно, «КАН авто» будет требовать компенсацию от General Motors. Сумму уточнят те специалисты GM, которые будут выезжать на места. Объем компенсации зависит от объема инвестиций в автосалон, упущенной прибыли и многого другого».
В компании «ТТС» «Реальному времени» рассказали, что автомобили марки Opel есть в наличии в автосалонах сети и хватит их на полгода «как минимум». «Салон «ТТС» проводит распродажу склада автомобилей данной марки с большими скидками», — добавили в компании.
— Если говорить о дальнейших действиях, то автосалоны, где сейчас продают данные марки, с прекращением продаж закрываться не планируют. Эти бренды будут замещены другими — какими, пока неизвестно. Все будет зависеть от присутствия тех или иных брендов в городах, где есть наши представительства, — рассказали «Реальному времени» в «ТТС».
В GM заявили, что не комментируют взаимоотношения с дилерами. «Наши отношения с нашими бизнес-партнерами мы не публикуем. Все будет делаться в индивидуальном порядке в соответствие с законодательством РФ и с нашими существующими дилерскими соглашениями. С каждым дилером подписано индивидуальное дилерское соглашение, которое предусматривает разные ситуации и пути решения», — заявил «Реальному времени» Сергей Лепнухов, директор по связям с общественностью GM CIS.
«Сервисные центры продолжат функционировать в прежнем режиме»
«Реальное время» спросило ключевых автодилеров и аналитиков о последствиях ухода двух брендов для рынка.
Марсель Бадрутдинов — руководитель отдела продаж «Делфо-Авто»:
— Уход марки Opel с российского рынка пока никак не повлиял на работу салона, так как продажи продлятся до декабря текущего года. В наличии автомобили марки также есть, при необходимости можно доставить их со склада в Москве. Салон продолжит исполнять гарантийные обязательства перед владельцами автомобилей Opel и Chevrolet, и, несмотря на уход этих брендов с рынка, сервисные центры продолжат функционировать в прежнем режиме.
Объявление об уходе вызвало бешеный спрос, этому поспособствовала и скидка в 25%, которую предложила компания GM. Уведомление о прекращении сотрудничества от компании GM к нам не поступало. Opel планируется заместить другим брендом, но этот вопрос находится в стадии обсуждения.
На автомобильном рынке сейчас непростая ситуация, как и в других сферах. Падение спроса наблюдается с осени прошлого года, а сейчас произошел существенный спад. Это связано и с повышением стоимости автомобилей, и с понижением потребительских возможностей клиентов, и с увеличением процентной ставки.
Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН Авто»:
— Уход Opel с рынка повлиял на работу автоцентра сначала отрицательно, а затем положительно. Отрицательное влияние мы почувствовали, когда General Motors завысили цены до неимоверных высот. Но когда было объявлено об уходе с рынка, компания сделала обратный шаг и вернула цены до уровня предыдущего года, таким образом распродавая автомобили. Это, конечно же, подстегнуло покупательский интерес. Конечно, это ненадолго. По сути, сейчас идет распродажа остатков.
На данный момент в нашем центре автомобили Opel представлены в продаже. Также они остались и на московском складе. То есть все дело в контракте. Когда человек приходит, с ним заключается договор. Если автомобиля, который он хочет, нет в наличии, мы доставляем его в кратчайшие сроки из Москвы. Бренды General Motors занимали порядка 10-15% от общего процента продаж «КАН Авто».
Сейчас мы ведем переговоры со многими производителями, но сейчас пока рано говорить том, какие марки заменят ушедшие Opel и Chevrolet.
Что касается персонала, то будет производиться перераспределение штата. Как правило, это люди, в которых вложены достаточно большие средства по обучению, и сейчас терять этих специалистов смысла нет. Они будут перераспределены по другим салонам. Но в любом случае здесь будет какой-то другой бренд, который тоже необходимо будет продавать. Поэтому проблемы с персоналом — это лишь временные сложности.
Судя по покупательской активности за последний период, можно сказать, что Peugeot, Citroen не очень хорошо себя «чувствуют». Те бренды, которые готовы были уйти с рынка, Fiat и SsangYoung, они и ушли. Я думаю, что Opel и Chevrolet ушли с рынка по политическим причинам.
Кто еще покинет рынок, трудно прогнозировать. Рынок на сегодняшний день не достиг своего дна. Сейчас идет снижение покупательской активности, в основе которой глобальные экономические процессы, внутрироссийские экономические проблемы и неустойчивые курсы валют. Общие негативные прогнозы потребителей не дают им в полной мере вкладывать деньги в автомобили. В лидерах по продажам сейчас Lada, Kia, Hyundai, Renault.
«Средний размер скидки сейчас действительно составляет 25%»
Даниил Шкурыгин — руководитель отдела продаж автосалона «Р-Моторс»:
— На данный момент дилерский центр «Р-Моторс» работает в обычном режиме. У нас сбалансированный склад автомобилей марок Opel и Chevrolet в наличии, также по запросу клиента мы можем привезти практически любую комплектацию с центрального склада General Motors в Москве в кратчайшие сроки.
Несмотря на то, что многие клиенты задаются вопросом дальнейшего обслуживания автомобилей Opel и Chevrolet, поводов для беспокойства никаких нет. Компания General Motors в течение 10 лет будет нести гарантийные обязательства по обслуживанию автомобилей своих марок, а также организует поставку оригинальных запасных частей. Сертифицированные сервисные центры в РФ останутся в достаточном количестве, в том числе и наш дилерский центр «Р-Моторс». Тем не менее, минуя все опасения, связанные с обслуживанием автомобилей, интерес со стороны покупателей заметно возрос. Связано это прежде всего с теми акциями, которые запустил General Motors перед своим уходом с российского рынка. Средний размер скидки сейчас действительно составляет 25%. Также стоит обратить внимание и на то, что в связи со скорым прекращением производства количество автомобилей ограничено.
Компания «Р-Моторс» рассматривает для себя несколько вариантов развития. Безусловно, мы останемся на автомобильном рынке и дальше. Одно из направлений — продажа интересных для покупателей по цене и степени оснащенности автомобилей марки FAW, которую мы уже успешно запустили.
В связи с явными перспективами развития наша компания не планирует дальнейших оптимизаций и сокращений сотрудников. «Р-Моторс» — крупный федеральный холдинг, что позволяет нам быть пластичными и чувствовать себя комфортно даже в таких нестандартных ситуациях, как уход General Motors из России.
Авторынок РФ действительно ощущает падение продаж. По итогам первого квартала потери в среднем составили 25-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом некоторые бренды показали и существенный рост. В плюсе остаются производители, которые выпускают на рынок новые модели и формируют сбалансированный модельный ряд автомобилей по привлекательной цене.
«Проблемы у Opel и Chevrolet начались до решения об уходе»
Алексей Муханов — аналитик агентства «Автостат»:
— Проблемы с продажами Opel, как и Chevrolet, начались еще до решения об уходе брендов из России. В 2014 году было продано 123,3 тыс. Chevrolet и 65,4 тыс. новых Opel, что меньше итогов 2013 года на 29% и 19% соответственно. В Татарстане в 2014 году продажи Chevrolet упали на 31% до 5,7 тыс. автомобилей, а Opel — на 25% до 3,4 тыс. машин.
По итогам первого квартала текущего года Chevrolet реализовал всего 8,8 тыс. машин, что на 76% меньше аналогичного периода 2014 года. Продажи Opel сократились более чем на 80% до 3,3 тыс. автомобилей. В целом же российский рынок новых легковых автомобилей потерял примерно половину.
Уход из России негативно отразился на имидже концерна. Компания обещает выполнять гарантийные обязательства, но из-за закрытия дилерских центров у части владельцев все равно могут возникнуть трудности с доступностью сервиса. Также надо учесть, что, несмотря на объявленные скидки, модели Opel и Chevrolet не стали самыми выгодными предложениями на рынке. GM не раскрывает условия, на которых предполагается расторжение дилерских договоров. Однако можно ожидать, что позиции производителя и дилеров по данному вопросу будут отличаться.
Место GM займут конкуренты, в первую очередь корейские марки Kia и Hyundai. В целом в данной нише недостатка игроков не наблюдается. SsangYong на данный момент не планирует уходить с российского рынка, компания приостановила импорт автомобилей и машинокомплектов, а также пересмотрела производственные планы из-за большого товарного запаса. Проблемы могут возникнуть у Peugeot, Citroen, Ford, Honda и ряда других брендов, но пока ни одна компания не заявила о желании покинуть российский рынок.Мы ожидаем, что по итогам года продажи в России сократятся до 1,35 млн новых легковых автомобилей.
Александр Усков — старший менеджер по продажам автомобилей Opel и Chevrolet «КАН Авто»:
— Уход марки Opel положительно сказался на продажах. Как только было объявлено о выводе марки, покупатели стали чаще обращаться, и более того, они приходят с наличными, ни одного кредита за это время оформлено не было. Мы, в свою очередь, предлагаем хорошие скидки на автомобили данной марки. Говоря о наличии, то выбора по сравнению с началом месяца меньше. По комплектации все в наличии, по цветам есть ограничения.
Частичный выход с рынка марки SsangYong мало на что повлияло. Выбирали данную марку единицы, и то только модель Actyon. Что касается Opel и Chevrolet, то тут, скорее всего, корейский автопром прирастет, в частности Kia. Hyundai — в меньшей степени, потому что с рынка уходит модель Elantra: по цене она стала такой же, как i40, но при этом последняя собирается в России. Поэтому решили отдать предпочтение данной модели. То же самое происходит и с Mazda 3 — она также уходит с российского рынка.
Стоит отметить: сейчас ставка уменьшилась, а корейские автомобили стали дороже. Так, Opel сейчас предлагает такие цены, которые были до повышения, но процентная ставка стандартная — 17%.
В каких регионах продажи Opel и Chevrolet упали больше всего
OPEL
№ | Регион | январь-февраль'15 | январь-февраль'14 | изм., % |
1. | Москва | 439 | 2 317 | -81,1 |
2. | Московская область | 176 | 1 207 | -85,4 |
3. | Санкт-Петербург | 158 | 803 | -80,3 |
4. | Татарстан | 95 | 691 | -86,3 |
5. | Ростовская область | 95 | 304 | -68,8 |
6. | Краснодарский край | 81 | 482 | -83,2 |
7. | Пермский край | 56 | 262 | -78,6 |
8. | Нижегородская область | 51 | 289 | -82,4 |
9. | Ставропольский край | 42 | 83 | -49,4 |
10. | Тульская область | 40 | 226 | -82,3 |
11. | Воронежская область | 37 | 261 | -85,8 |
12. | Республика Башкортостан | 35 | 252 | -86,1 |
13. | Самарская область | 35 | 332 | -89,5 |
14. | Красноярский край | 30 | 108 | -72,2 |
15. | Новосибирская область | 30 | 58 | -48,3 |
16. | Кемеровская область | 28 | 103 | -72,8 |
17. | Вологодская область | 26 | 71 | -63,4 |
18. | Свердловская область | 23 | 495 | -95,4 |
19. | Калининградская область | 22 | 98 | -77,6 |
20. | Челябинская область | 22 | 241 | -90,9 |
21. | Рязанская область | 21 | 163 | -87,1 |
22. | Ханты-Мансийский АО | 19 | 155 | -87,7 |
23. | Белгородская область | 19 | 115 | -83,5 |
24. | Калужская область | 19 | 120 | -84,2 |
25. | Ярославская область | 18 | 116 | -84,5 |
ВСЕГО | 1 953 | 11 965 | -83,7 |
CHEVROLET
№ | Регион | январь-февраль'15 | январь-февраль'14 | изм., % |
1. | Москва | 584 | 2 789 | -79,1 |
2. | Московская область | 326 | 1 916 | -83,0 |
3. | Татарстан | 243 | 1 159 | -79,0 |
4. | Самарская область | 219 | 768 | -71,5 |
5. | Санкт-Петербург | 210 | 1 138 | -81,5 |
6. | Нижегородская область | 202 | 747 | -73,0 |
7. | Ростовская область | 180 | 692 | -74,0 |
8. | Республика Башкортостан | 170 | 829 | -79,5 |
9. | Ханты-Мансийский АО | 170 | 425 | -60,0 |
10. | Краснодарский край | 162 | 918 | -82,4 |
11. | Пермский край | 135 | 538 | -74,9 |
12. | Волгоградская область | 131 | 356 | -63,2 |
13. | Воронежская область | 121 | 487 | -75,2 |
14. | Свердловская область | 120 | 713 | -83,2 |
15. | Кемеровская область | 113 | 311 | -63,7 |
16. | Саратовская область | 108 | 416 | -74,0 |
17. | Оренбургская область | 100 | 434 | -77,0 |
18. | Алтайский край | 88 | 204 | -56,9 |
19. | Тамбовская область | 83 | 264 | -68,6 |
20. | Ставропольский край | 81 | 154 | -47,4 |
21. | Красноярский край | 81 | 284 | -71,5 |
22. | Тюменская область | 80 | 355 | -77,5 |
23. | Архангельская область | 77 | 199 | -61,3 |
24. | Пензенская область | 76 | 217 | -65,0 |
25. | Удмуртская Республика | 76 | 347 | -78,1 |
ВСЕГО | 5 661 | 23 593 | -76,0 |
Фото: orenburg.v-transport.ru, alpha-tec.ru, rgv.ru, kreditovik.ru, belgorod.drom.ru, offroadclub.ru, app.ikirov.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.