Генерал ФСБ о задержании Улюкаева: «Распечатали коробочку — сейчас будут вытаскивать по одной и закуривать»
Член Совета по внешней и оборонной политике РФ Александр Михайлов считает, что с коррупцией в России надо бороться, как со свиным гриппом
Задержание на взятке в $2 млн министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева может ударить по сложившейся системе коррупционных «откатов» и привести к масштабным проверкам происхождения имущества чиновников высокого ранга. Таким мнением с читателями «Реального времени» поделился генерал-майор ФСБ запаса, член Совета по внешней и оборонной политике РФ и экс-руководитель управления правительственной информации аппарата правительства РФ Александр Михайлов.
«Видно, решили показать, кто в доме хозяин»
— Александр Георгиевич, скажите, какой была ваша первая реакция на новость о возможной посадке министра?
— Я считаю, что просто распечатали коробочку, как с сигаретами — сейчас будут вытаскивать по одной и закуривать. Просто так это задержание провести не могли. Наверняка доложили верховному главнокомандующему, и тот, оценив все материалы, кивнул головой. Разработка продолжалась не одну неделю, и не сомневаюсь, что Путин был в курсе.
Теоретически можно было сделать немножко по-другому, как с Сердюковым — сначала отправить в отставку, потом подсуетиться. Так было в 1996 году, когда под арестом по материалам московского управления ФСБ оказался бывший и.о. генпрокурора РФ Ильюшенко. Очень серьезная была тема: сначала был вброс в СМИ, затем реализация, но до суда дело Ильюшенко не дошло (обвинялся в злоупотреблении и получении взятки в рамках дела о продаже за рубеж 25 млн тонн нефти за 2,7 млрд рублей фирмой «Балкар-Трейдинг», в 2001 году дело прекратили — прим. ред.). В свое время был арестован и замглавы Минэкономразвития РФ Роман Панов (в 2015-м он признан виновным в причастности к хищению 39,5 млн рублей, выделенных на подготовку саммита АТЭС-2012 во Владивостоке — прим. ред.)
Но здесь решили время не тянуть, не убирать по-тихому. Видно, хотели показать, кто в доме хозяин. Хотя об этом сложно говорить, не имея полной информации.
Тут еще очень важна тенденция. Задержания губернатора Кировской области Никиты Белых и губернатора Коми Вячеслава Гайзера тоже были громкими, но ни тот, ни другой не осуществляли государственную политику, они были лишь региональными лидерами.
«На самого Улюкаева, думаю, после ареста еще больше посыплется»
— Если версия Следкома верна, и именно коррупционная оценка со стороны Минэкономразвития позволила «Роснефти» провести сделку по приватизации госпакета «Башнефти», то стоит ли ожидать пересмотра итогов приватизации и других компаний?
— С приватизацией было много различного рода криминальных историй. Обо всех них нам никто не расскажет. Но даже по ощущениям от происходящего понятно — элементы коррупционной составляющей просто на поверхности лежат. И, конечно, теперь, когда распечатали коробку, когда технология появилась, здесь, как это часто бывает, начинают возникать сомнения.
Я думаю, что, если сейчас дело повернется таким образом, со многими будут разбираться серьезно. И даже не по части взяток, а по части появления у них определенного имущества, которое на законные доходы не купишь.
На самого Улюкаева, думаю, после ареста еще больше посыплется. Появится большое количество других эпизодов, о которых люди, ставшие заложниками коррупционных схем, раньше молчали. О приватизации как таковой тут речь не идет. Мы должны рассматривать исключительно вопросы коррупционной составляющей, когда мы задерживаем преступника и показываем тех, кто пострадал от его действий.
«На самого Улюкаева, думаю, после ареста еще больше посыплется. Появится большое количество других эпизодов, о которых люди, ставшие заложниками коррупционных схем, раньше молчали». Фото kremlin.ru
«Надо «заземлять» людей по полной программе»
— При назначениях на должности судей, прокуроров, крупных чиновников претендентов серьезно проверяют по разным аспектам. Почему же система не срабатывает?
— Деформация личности начинается не обязательно до прихода на должность. Очень часто деформация взглядов и поведенческая деформация получают развитие в период нахождения у власти. Когда человек начинает ощущать безнаказанность, близость к вышестоящему начальству и полную неприкасаемость! За десять лет человек может вообще в морального урода превратиться. И тут вопрос не в качестве проверки, а в наличии иммунитета к таким вещам. Не случайно наши внутренние оппозиционеры делают акценты на поведенческих манерах во власти.
Никакая «прививка» [от жадности] тут не нужна. Надо бороться с этим, как со свиным гриппом, — «заземлять» людей по полной программе, с конфискацией имущества, чтобы лишить этих благ и возможности пользоваться «социальными лифтами начальника» еще и близких родственников, детей и внуков. В свое время все было проще и честнее. Человек имел право на шесть соток и домик условно 4 на 6, и если вдруг появлялся дом побольше, приходил ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности — прим. ред.) и начинал считать кирпичики, из которых домик построен. А после обсчета спрашивал — откуда деньги? Может, клад нашел или бабушка в Филадельфии умерла? Все было просто, никаких пещер Аладдина, как у Захарченко. Хотя он-то, скорее, персонаж фейковый, а за ним должны такие же улюкаевы стоять.
«Звание генерала МВД оценивали в миллион долларов»
У нас ведь появилась определенная поведенческая калька, когда система откатов за бюджетный счет — и президент всерьез говорит об этих вещах — приобрела узаконенный на неформальном уровне характер. Не случайна и сумма $2 млн — не такая большая, она говорит только о стабильности таких доходов. В свое время звание генерала в системе МВД оценивали в миллион долларов — никто на взятке никого не ловил, но цена была на слуху.
«Сегодняшнее задержание Улюкаева является предпосылкой для того, чтобы все, что есть в сейфах у политической элиты и неэлиты, — вываливать и оценивать». Фото tumix.ru
— Но ведь с посадкой Улюкаева система откатов не встанет?
— Все зависит от эффекта этого задержания. Если он будет ошеломительным и вызовет слишком бурную реакцию, — наверное, как минимум, паузу выдержат. А если это будет одобрено со всей пролетарской ненавистью, то можно ждать волну новых разоблачений. Ведь сколько, например, было скандалов с несчастными дорогими часами, которые фотографы «неожиданно» обнаруживали на руках у разных особ. Журналисты спрашивали — откуда, но никаких доследственных проверок не проводилось.
А ведь курс давно взят. Президент сказал: «Хватит кошмарить бизнес». За это введена уголовная ответственность. Но чтобы этот курс реализовать, нужна технология, как это делать. И сегодняшнее задержание Улюкаева является предпосылкой для того, чтобы все, что есть в сейфах у политической элиты и неэлиты, — вываливать и оценивать, как это согласуется с доходами госслужащих.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Александр Георгиевич Михайлов
- Родился 27 октября 1950 года в Москве.
- Генерал-майор ФСБ запаса, генерал-лейтенант милиции в отставке, генерал-лейтенант полиции.
- Член Совета по внешней и оборонной политике РФ, помощник депутата Госдумы РФ — генерала армии Н.Д.Ковалева (директор ФСБ 1996—1998 гг.).
- Окончил Московский электромеханический техникум им. Мосгорисполкома в 1969 г., факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова — в 1977 г., прошел службу в Советской Армии (1969—1971).
- 1971—1974 — старший техник на московском радиозаводе.
- С 1974 г. служил в органах государственной безопасности на оперативных должностях; занимал руководящие должности, в том числе в пятом управлении КГБ СССР (политическая контрразведка); в 1989 г. назначен руководителем первой в СССР пресс-службы в органах госбезопасности; 1993—1996 гг. — начальник центра общественных связей Федеральной службы безопасности РФ; 1996—1998 — первый заместитель начальника Информационно-аналитического управления Департамента анализа, прогноза и стратегического планирования ФСБ РФ.
- Май 1998—май 1999 — начальник Управления информации МВД РФ.
- Май—октябрь 1999 г. — руководитель Управления правительственной информации Аппарата правительства РФ.
- С октября 1999 г. занимал должность руководителя Российского информационного центра.
- В июле 2003 г. был назначен заместителем председателя созданного указом президента России Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (позднее — ФСКН).
- В октябре 2008 г. вышел в отставку.
- Проректор независимого института политических технологий «Русская школа РR»; член Академии российской словесности.
- Сопредседатель президиума Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами.
- Член Союза писателей России; автор ряда книг детективного жанра и публикаций научного характера.
- Кавалер золотого почетного знака «Общественное признание» (2003); лауреат премии им. Константина Симонова, Аркадия Кашко, лауреат премии им. Ю.В.Андропова (с вручением золотой медали) за выдающийся вклад в обеспечении безопасности РФ (2002); награжден орденом Державина, медалями Шолохова, Сергея Есенина; награжден орденом «Дмитрия Донского» Русской православной церкви.