Новости раздела

ВСМ Москва — Казань притормозили из-за нехватки денег и недоработанного проекта?

Данные об отправке на доработку проекта магистрали разнятся, тем не менее появились очевидные проблемы в его дальнейшей реализации

ВСМ Москва — Казань притормозили из-за нехватки денег и недоработанного проекта?
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

По данным СМИ, реализация проекта ВСМ Москва — Казань приостановлена, а сам проект отправлен на доработку. Эксперты, близко знакомые с ситуацией, эту информацию не подтверждают, но отмечают, что такой ход событий обсуждался неоднократно. Сейчас есть серьезные вопросы к источникам финансирования, а также вообще к целесообразности такой мегастройки в условиях кризиса. Кроме того, до сих пор под сомнение ставится правильность трассировки дороги.

Дорабатывать или не дорабатывать?

Сегодня в СМИ появилась информация, что правительство РФ отправило на доработку финансовую и организационно-правовую модель высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Об этом, в частности, сообщила газета «Коммерсант», которой удалось ознакомиться с письмом заместителя директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства Руслана Заливацкого. По мнению аппарата правительства, необходимо «повторно обеспечить качественную доработку» представленных моделей.

Других подтверждений этой информации пока нет. Ответ «Реальному времени» от ОАО «Скоростные магистрали» к моменту публикации материала не поступил. Эксперты же о приостановке проекта пока не слышали.

— Я вчера как раз присутствовал на конгрессе железнодорожных строителей, на секции ВСМ, — рассказал «Реальному времени» Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. — Там не правительство, а госэкспертиза, скорее всего [отправила]. Вчера я слушал выступление их президента (ОАО «Скоростные магистрали» — прим. ред.), и этих слов не было. Я сидел на этой панели, сам там выступал. Эта информация не соответствует тому, что я вчера слышал от первых лиц этого проекта. На самом деле, это переписка не очень высокого уровня…

Михаил Блинкин информацию о доработке проекта не подтвердил. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Однако вопрос о пересмотре проекта действительно ранее обсуждался: «Конкретно того, что они отправили, я этого не слышал, а то, что об этом все время идет дискуссия — я это знаю», пояснил Александр Дембич, заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ.

Где взять пассажиров для ВСМ?

По данным «Коммерсанта», есть главный риск — это объем пассажиропотока, на который в том числе влияет стоимость билета.

— Сейчас из Казани в Москву идет 2-3 поезда, — рассуждает в беседе с корреспондентом «Реального времени» Тахир Давлетшин, один из активных участников дискуссии о ВСМ Москва — Казань. — Самолетом и железной дорогой отправляется примерно одинаковое количество людей из Казани ежедневно — по 2 тысячи человек. Самолетами — по всему миру. Поездами — 1,5 тысячи приходится на московское направление. Но для ВСМ речь еще должна идти о платежеспособном пассажире. Билеты в плацкартные вагоны раскупаются за неделю, а то и за месяц, а купе — по полвагона пустые.

В то же время Александр Дембич считает, что пока действительно нет острой необходимости в такой магистрали: «В ближайшие 3-5 лет и при нынешних темпах развития экономики мы бы спокойно обошлись, конечно, и без ВСМ. Но, вообще, в России с ее большими расстояниями развитие скоростного железнодорожного транспорта просто необходимо. Во всех больших странах это явление обязательно существует и прогрессирует». По его мнению, пассажиропоток может существенно возрасти.

— Насчет пассажиропотока я не очень согласен, — рассуждает градостроитель. — Если сегодня посмотреть, насколько загружены рейсы железнодорожного транспорта обычного Казань — Москва, то видно, что у нас практически нет свободных мест в поездах. Довольно плотно работает и аэропорт. Хотя аэропорт на таких расстояниях, на самом деле, не очень удобен, потому что там время подлета чуть больше часа, и это гораздо больше, чем время прибытия в аэропорт, посадки, выхода в Москве — это занимает гораздо больше времени, чем сам момент перелета. Вообще, считается, что авиационное плечо эффективно тогда, когда время полета больше двух часов. Думаю, что цифра в 4,7 млн человек на сегодня чуть завышена — она могла быть где-то в районе 3-х, но через некоторое время она бы возросла, причем значительно. Это ведь очень сильно зависит от экономических процессов в стране. Если у нас будет долговременная стагнация, то этот поток, конечно, вряд ли будет возрастать. Все зависит от интенсивности и эффективности деловой жизни в стране.

Где взять деньги на ВСМ?

Вторая проблема — это финансирование проекта.

— Еще в 2013 году объявили сумму в 1 трлн 68 млрд рублей, — напоминает Тахир Давлетшин. — В том же году «Ernst & Young», аудиторская компания, посчитала, что затраты составят не меньше 1,6 трлн рублей. А с этого времени курс доллара скакнул в 2 раза. Сумму, конечно, подкорректировали до 1,2 трлн рублей, но уложиться в нее нельзя.

По его мнению, на бюджетные средства и собственные источники РЖД сейчас можно построить дорогу от Москвы до Владимира в течение ближайших 5 лет. При этом отработать все проблемы ВСМ, далее можно будет вести квалифицированные переговоры с инвесторами.

Общая актуализированная стоимость проекта 1,2 трлн руб., из которых 613,5 млрд руб. — инфраструктура первой фазы, 501,4 млрд руб. — второй фазы, 84,6 млрд руб. — закупка подвижного состава. В 2017-2019 годах государство планировало потратить на ВСМ 4,4 млрд руб., однако потом отказалось от существенных объемов средств, оставив лишь 94 млн руб. Недостающую сумму должно дать ОАО «РЖД». Инвестором должен выступить Китай, уже подтвердивший готовность внести 52 млрд руб. в акционерный капитал первой фазы проекта, $1 млрд — второй фазы, а также предоставить долговое финансирование в объеме 400 млрд руб. Есть и конкурирующий проект, предложенный Германией: консорциум «Немецкая инициатива» (НИ) готов взять на себя второй участок ВСМ. Однако пока ни с одним инвестором точных договоренностей о поступлении средств нет.

— Денег нет, — уверен Тахир Давлетшин. — Фонд национального благосостояния кончается. А других инвесторов тоже нет. Любой инвестор ждет возвращения инвестиций, а в случае с трассой Казань — Москва никому никакой выгоды от этого не видится: ни китайским, ни нашим инвесторам, ни РЖД.

Схожего мнения придерживается и Александр Дембич: «Думаю, что, государство пытается минимизировать свои риски в этом проекте, потому что, как вы знаете, у нас с экономикой не все в порядке, а это очень затратный проект, и отдачи от него не будет в очень далекой перспективе. Не могу сказать, готовы ли китайцы сейчас выполнить свои обещания, потому что, насколько мне известно, у них сейчас тоже не все в порядке с экономикой».

Посмотреть полный размер

Где пройдет ВСМ?

Наконец, в письме предлагается внимательнее изучить трассировку проекта на территории Москвы, но есть и проблема с трассировкой в Казани. «Со стороны целого ряда специалистов в области транспорта и градостроительства и экологов вообще идут большие протесты по выбору трассы. Это сильно влияющий на окружающую среду объект, по пути следования которого надо делать коридор безопасности, а поскольку он идет непосредственно через город, то, конечно, есть очень много противников этого дела. Большинство предлагает все-таки вынести трассу ВСМ за пределы города с северным обходом, чтобы не создавать такую непреодолимую трассу ВСМ, отсекающую значительную часть города. Возможно, это тоже повлияло, потому что эти протесты были довольно упорными, многочисленными».

Автор и один из активных сторонников выноса ВСМ за пределы города Тахир Давлетшин уверен, что ныне рассматриваемый проект вообще «сырой»: «Выбрали трассу фактически без научных исследований, без согласования с экологами, градостроителями. Трассу от Нижнего Новгорода до Набережных Челнов рисовал «Томгипротранс», который проектирует мосты на севере. Такие большие проекты нельзя делать наскоком».

— Такая большая дорога не должна заходить в большие города, — уверен Давлетшин. — Нижний Новгород, например, решил проблему очень квалифицированно: на Московский вокзал города будут приходить поезда только формирования Нижнего Новгорода, а транзитные будут проходить мимо города — в 19 километрах от центра. Тот проект, что я предлагаю — трасса за Сухой рекой, предусматривает ее прохождение в 12 километрах от центра Казани.

Александр Черемнов рассказал, что трасса все-таки пройдет через зону леса у Лебяжьего. realnoevremya.ru/Марии Горожаниновой

Вопрос по Казани уже решен?

По словам Давлетшина, сейчас есть однозначное понимание того, как трасса будет проходить от Владимира до Нижнего Новгорода. Другие участки — еще должны обсуждаться. Имеющийся проект, по версии Давлетшина, проводится Минтрансом РТ. Он должен был обсуждаться еще летом этого года. Однако фактически никакого обсуждения не было.

Активисты-экологи, опасаясь за судьбу лесопарковой зоны «Лебяжье», ранее направили письмо в Совет по правам человека при президенте РФ. После этого на специально собранном совещании СПЧ рекомендовало исключить вариант прохождения высокоскоростной железнодорожной магистрали через городской лес «Лебяжье». Однако в личной беседе с корреспондентом «Реального времени» заместитель начальника Горьковской железной дороги по Казанскому территориальному управлению филиала ОАО «РЖД» Александр Черемнов рассказал, что трасса все-таки пройдет через зону леса.

— Сейчас проходка может незначительно меняться вправо, влево, — отметил Черемнов. — Я знаю, что основная трасса уже утверждена, но все уточнения до метра, миллиметра будут уже после того, как будет готов проект. Предпроектные работы уже готовы, и сейчас идет проектирование.

В Миндортрансе РТ возможность пересмотра проекта комментировать не стали: «Я не могу комментировать решение правительства РФ, — сказала Наиля Клевлеева, пресс-секретарь ведомства. — Миндортранс РТ не занимается вопросами финансирования, развития, проектирования ВСМ — есть ОАО «Скоростные магистрали». Прошу направить свои вопросы к ним.

Ответ ОАО «Скоростные магистрали» пока не получен.

Дмитрий Семягин, Лина Саримова

Новости партнеров