Новости раздела

Фотолетопись: «Вставай, страна огромная!»

Фотолетопись: «Вставай, страна огромная!»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

В Галерее современного искусства вчера открылся новый этап фотолетописи страны. На этот раз коллекция, прибывшая из международного Дома фотографии, посвящена самому, пожалуй, трагическому периоду — Великой Отечественной войне. Подробнее в репортаже «Реального времени».

Иди и смотри

Лица людей на фотографии, которая открывает экспозицию, пожалуй, даже не испуганные — они, скорее, удивленные. Москвичи воскресным днем 22 июня 1941 года слушают на улице голос Левитана, доносящийся из репродукторов. Главный диктор СССР читает правительственное сообщение о начале войны с Германией. Объектив фотокамеры застал их врасплох. Очевидно, фотограф тоже случайно оказался в эти минуты на московской улице с фотоаппаратом. Случай стал историей.

Таких историй в экспозиции множество. Они наглядны до холодного ужаса, до желания зажмурить глаза и никогда больше ничего подобного не видеть. Понятно, что в коллекции, приехавшей в Казань из собрания международного Дома фотографии, нет ни одного постановочного кадра, только репортажные. То есть — чистая правда, все так, как и было. Вторую мировую снимали тысячи фотографов из 72 стран, такова статистика. Но по результатам вышло, что именно советские фотокорреспонденты смогли составить самую пронзительную летопись.

В Галерее современного искусства экспозиция выстроена в хронологическом порядке. От воскресенья 22 июня 1941 года до практически финального военного кадра — водружения знамени над Рейхстагом. Правда, перед ним будет еще несколько послевоенных кадров фотолетопись Нюрнбергского процесса с удивительно спокойными лицами Геринга и Риббентропа. Спокойствие обреченных. Атмосфера военных лет в зале воссоздана с помощью расположенной рядом коллекции военных плакатов и песен тех лет. Так под «Катюшу» и проходит перед глазами череда будней войны.

«Я только раз видала рукопашный…»

Трудно понять, как наши фотографы ухитрялись делать снимки прямо на поле боя, прямо во время налетов и марш-бросков, во время рукопашных схваток. Жаль, на выставке нет статистики, сколько наших фотокорреспондентов не вернулось с войны, да и есть ли такая статистика вообще. Любопытный факт: например, у кинооператоров было принято во время боя снимать хронику вдвоем. Это было нужно для того: если один оператор погибал, второй мог доставить в тыл отснятый материал. Фотокорреспонденты же работали в одиночку.

Сто фотографий в Галерее современного искусства — это беспристрастная и безмолвная летопись самой жестокой войны прошлого века. Вот москвичи уходят на фронт прямо с парада на Красной площади — немцы в это время были в 11 километрах от окраин Москвы и в 30 километрах от стен Кремля. Вот весы, и на них кусочек хлеба — блокадные 125 граммов. Хорошо, что фотограф догадался снять их — фантазии не хватит представить этот крошечный паек, на котором держались ленинградцы.

Еще один страшный снимок — боец освободил свой родной город, встретил сестер, в этот момент их и снял фотокорреспондент, сделавший пометку на снимке, что родителей в этой семье больше нет — расстреляли немцы. Есть фотографии, которые сейчас воспринимаются как сюрреалистические. Например, небольшая площадь в Сталинграде, разрушенные, горящие дома, а в середине площади скульптура — веселый хоровод детей. Эти веселящиеся дети каким-то чудом уцелели.

Есть снимки, которые, несомненно, были использованы обвинителями на Нюрнбергском процессе — печь в концлагере, изможденные фигуры узников, которые больше были похожи на тени. Один снимок вообще непонятным образом попал в коллекцию — публичная казнь в одном из советских городов. Кто мог ее снять — загадка.

Чем ближе к весне 45-го, тем радостнее и спокойнее становятся снимки. Одна из финальных точек — ялтинская конференция, конференция победителей, где совсем не пафосные, а скорее усталые Сталин, Рузвельт и Черчилль.

«Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа», — написал один из погибших поэтов-фронтовиков. Свою часть трудной работы выполнили и фронтовые корреспонденты, оставив бесценные свидетельства. Снимать в самом пекле для этого мало одного мужества, нужно высококлассное мастерство, чтобы сделать зачастую один-единственный снимок, потому что на второй уже не хватит времени. Было ли им страшно? «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», — поверим Юлии Друниной, прошедшей фронт.

1/31
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова
Мероприятия

Новости партнеров