Александр Мишарин: «Технологически построить ВСМ можно к 2020 году»
Ильдар Халиков пообещал, что на «стройке века» заработают татарстанские кирпичные и бетонные заводы, строители, сервисные компании
В Казани открылся третий в России информационный центр ВСМ, который должен информировать всех желающих о ходе реализации проекта, его технических и экономических характеристиках и других показателях. При этом сами строители и чиновники, собравшиеся на приуроченном к этому мероприятии, озвучивать эти показатели не стали, пообещав лишь, что строительство начнется в 2016 году, а закончится теоретически в 2020-м. Впрочем, как убедилась побывавшая на открытии центра корреспондент «Реального времени», глава ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин «бетонировать» договоренность по срокам не стал, подчеркнув, что на них влияют многие факторы.
Куплю облигации ВСМ, дорого
Накануне на станции «Казань-2», так называемом Северном вокзале, открылся третий в России после Нижнего Новгорода и Волгограда информационный центр ВСМ. На мероприятие приехали вице-президент ОАО «РЖД», глава ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин, замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов, а также китайская делегация с замглавы Госкомитета по развитию и реформам КНР Ху Цзуцай и премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков.
В холле Северного вокзала гостей встречал большой крытый стенд с экранами, с которых вещал без звука гендиректор РЖД Владимир Якунин. Здесь должны работать два человека и отвечать на все вопросы, связанные с созданием будущего российского «пассажирского БАМа»: о маршруте прохождения трассы, ее характеристиках и даже «о влиянии строительства ВСМ-2 на создание новых рабочих мест для населения Татарстана, развитие региона как туристического кластера, экономическое развитие региона, а также о сравнительном анализе влияния строительства ВСМ на развитие регионов прохождения трассы зарубежных стран».
«Создание информационных площадок в регионах прохождения трассы — это общепринятая мировая практика», — пояснила журналистам начальник информационно-аналитического управления ОАО «Скоростные магистрали» Ольга Терно. При этом, по ее словам, некоторые вопросы составляют коммерческую тайну, но по техническим вопросам сотрудники прошли обучение и будут давать консультации. «К нам обращались, можно ли сдать деньги на строительство ВСМ, выкупить облигации», — привела она пример работы в Нижнем Новгороде и Владимире.
Придерживались политики конфиденциальности и первые лица, приехавшие открывать центр. Так, на вопрос об экономическом эффекте ВСМ для Татарстана Халиков не назвал конкретных цифр, отметив лишь, что «в истории всегда подобные проекты были инициаторами экономического развития: строились новые заводы, предприятия». По его словам, в строительстве будет принимать участие и татарстанская промышленность, а именно кирпичные и бетонные заводы, строители, сервисные компании, что простимулирует развитие производства. «Ничего подобного, по крайней мере за последние сто лет, в России не строилось», — считает глава правительства.
В день рождения Ленина назовут проектировщика ВСМ
Мишарин объявил, что 22 апреля станут известны итоги конкурса на проектирование ВСМ. Однако назвать компании, уже подавшие заявки на конкурс, он отказался, сославшись на то, что основная масса заявок поступает «за 2 часа до конца». «По условиям конкурсной документации, первый этап проектирования заканчивается в марте следующего года, а все проектные работы — в сентябре этого года. То есть в следующем году сможем приступить к строительству. Это зависит от многих факторов, но технологически построить дорогу и запустить в эксплуатацию (участок Москва — Казань — прим. ред.) можно будет в 2020 году», — заявил Мишарин. Однако он воздержался от того, чтобы спрогнозировать реальные сроки окончания строительства.
Напомним, что общая смета строительства оценивается в 1,068 трлн рублей, из которых РЖД должны были вложить более 384 млрд рублей. Окупить проект власти страны рассчитывают через 18 лет. «Кроме средств РЖД главные средства — это средства государства, субсидии на этапе строительства, частные инвестиции, средства банков, госгарантии и средства фонда национального благосостояния. Сегодня у нас полностью сформирована финансовая модель, которая с учетом всех источников финансирования позволяет реализовать этот проект, в том числе с учетом тех предложений, которые нам дали китайские коллеги», — ответил Мишарин на вопрос журналистов о том, откуда РЖД будет изыскивать средства на строительство.
Известно, что в создании ВСМ принимает участие корпорация «Китайские железные дороги». Ранее в СМИ озвучивалась сумма китайских инвестиций, равная 300 млрд рублей, 250 из которых — кредиты китайских банков на 20 лет, остальные — взнос в уставный капитал специально созданной проектной компании, в которой китайцы хотят иметь долю в 50%. Однако Алексей Цыденов в разговоре с журналистами эту информацию не подтвердил, но и не опроверг. «Мы как раз сейчас над этим работаем. У китайской стороны есть конкретное предложение, и названы конкретные цифры», — заявил он, однако посчитал, что озвучивать их пока преждевременно, и пообещал, что об этом станет известно в ближайшее время.
В дальнейшем назовут «Москва — Казань — Пекин»
Несмотря на неясность некоторых прогнозов, власти Татарстана не теряют оптимизма относительно судьбы ВСМ. Так, Халиков выразил уверенность, что в дальнейшем эта дорога будет именоваться не «Москва — Казань», а «Москва — Казань — Пекин».
Идею построить первую в России высокоскоростную магистраль Москва — Казань озвучил президент России Владимир Путин в 2013 году. В более долгосрочной перспективе трасса должна быть протянута до Екатеринбурга, а в самых долгосрочных — до Пекина. Изначально проект хотели завершить к 2018 году, чтобы успеть к проведению в России чемпионата мира по футболу, однако этому помешало отсутствие финансирования, которое требуется в размере более триллиона рублей (на участок «Москва — Казань»). По линии ВСМ будут курсировать высокоскоростные поезда (со скоростями до 400 км/ч), а также ускоренные региональные поезда cо скоростью до 200 км/ч. Предполагается, что трасса длиной 770 км пройдет от Москвы до Казани через 7 регионов и с 15 остановками. Путь из Казани в Москву займет не более 3,5 часов, в Нижний Новгород — 1,5 часа.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.