Новости раздела

Булгарские деньги: серебряный чекан, монетный кризис, подражательная валюта и богатый источник информации

О булгаро-татарской монетной системе IХ — начала ХV веков. Часть 2

Проректор Казанского института культуры, историк Рафаэль Валеев продолжает знакомить нас с денежной системой в Волжской Булгарии. В дополнение к предыдущей авторской колонке колумнист «Реального времени» отмечает, что найденные монеты представляют собой огромный кладезь информации: время выпуска, место хождения, имена правителей и др. Также по деньгам профессор определяет, насколько широки были торговые связи древних булгар.

От Средней Азии до славянских государств

Когда же начинается серебряный монетный чекан в Булгарии? В середине ХХ века в связи с недостаточной изученностью булгарских монет считалось, что их производство началось в 918 году. Во втором Неревском кладе куфических монет X века, найденном в 1956 году в Новгороде, содержались четыре монеты волжских булгар. Наиболее интересным в кладе является обломок дирхема с именем Джафар ибн Абдаллаха, то есть с мусульманским именем первого царя Булгарии Алмуша, сына Шилки. По мнению С. А. Яниной, эта монета представляет наиболее ранний тип булгарской чеканки и относится к 902—908 годам. Этот вывод приняли все исследователи-нумизматы СССР, Российской Федерации и мира. Следовательно, такой анализ позволил говорить о том, что с начала монетного серебряного чекана в Булгарском государстве прошло более 1100 лет.

И если мы отметили в 2005 году тысячелетний юбилей столицы Татарстана — города Казани, — то булгарский чекан свидетельствует о более древнем начале государственности и активном развитии городов, число которых как известно по археологическим памятникам, составляет более 190. Недаром скандинавские саги называют территорию Восточной Европы «гардарикой» — страной городов. Интересно и то, что древнерусский чекан начался после 988 года — официального принятия христианства на Руси, и известно более трех сотен златников (золотых) и сребренников (серебряных) монет, чеканенных от имени русских князей Владимира Святославича (980—1015) в Киеве, Ярослава Мудрого (1015—1054) в Новгороде и тмутараканского князя Олега (в христианстве Михаила, 70-е годы XI века). Если монеты первых двух князей имели общерусское значение, то монеты Михаила найдены только на территории Таманского полуострова.

Больше древнерусских монет не известно, и в XII—XIV веках наступает так называемый «безмонетный» период, и возобновление монетного чекана на Руси происходит в конце XIV века. Известно несколько монет, чеканенных в период правления Джафара ибн Абдаллаха. Р. Р. Фасмер, С. А. Янина к раннему этапу булгарского чекана относили также подражательные монеты с полностью пока не установленным титулом Барман (Барсал) и с неясным именем одного из сыновей Джафара. Монеты Микаила ибн Джафара знаменуют дальнейшее развитие чеканки монет у булгар. В кладах они составляют наибольшее количество. Они тоже подражают саманидским дирхемам, но более удачны. Некоторые из них имеют название Булгар, а остальные чеканенны с названиями наиболее крупных городов саманидского государства.

Возникает правомерный вопрос. Почему чеканились имена городов этого крупнейшего восточного среднеазиатского государства Х века? Есть несколько объяснений этому. Во-первых, с этим государством Волжская Булгария установила тесные торгово-экономические, политические, культурные и духовные связи в этот период. Как мы увидим позже, именно отсюда через Волжскую Булгарию в Восточную, Северную и западную Европу по Великому Волжскому пути проникали в Х веке тонны серебра в виде куфической монеты.

Во-вторых, ислам и мусульманская культура распространялись через это государство. В-третьих, в первой половине Х века Волжская Булгария находилась под протекторатом Хазарского каганата — мощного государственного образования Юго-Восточной Европы VII—X веков. Булгарский правитель был вынужден отдавать хазарскому кагану в заложники своего сына или дочь. А чекан могли осуществлять только суверенные правители. Поэтому Булгарскому государству приходилось действовать с оглядкой на Хазарского кагана и осуществлять дипломатические миссии.

Новые монеты — новые имена

Последующее развитие чеканки монет волжских булгар прослеживается на монетах Абдуллаха ибн Микаила, чеканенных в Булгаре в 336 году хиджры (947—948 годы), Талиба ибн Ахмеда, чеканенных в Суваре в 337 году хиджры (948—949) и 347 году хиджры (958—959), Мумина ибн Ахмеда, чеканенных в Суваре в 366 году хиджры (976—977), Мумина ибн ал-Хасана, чеканенных в 366 году хиджры (976—977) и одной монете, чеканенной в 980 году в Булгаре. Монет, чеканенных после 376 года хиджры (986—987) и 387 года хиджры, мы пока не имеем, и чекан в Булгарии заканчивается, а в XI—XII веках наступает «безмонетный» период, связанный с мировым серебряным кризисом этого времени.

Интересны еще два сюжета, связанных с булгарским монетным чеканом. Во многом благодаря монетам стали известны имена 11 булгарских правителей Х века и два города, где осуществлялась чеканка монет — Булгар и Сувар. Причем, в ХIХ веке известны были три хана, в первой четверти ХХ века — четыре, к концу 80-х годов ХХ века — десять правителей. А. Г. Мухамадиев, известный татарский ученый-нумизмат, называет следующих правителей — Абдуллах ибн Тегин, Джафар ибн Абдуллах, Насир ибн Ахмед, Эмир Биляр (Барман), Мечектай ибн Джафар, Микаче ибн Джафар, Абдулла ибн Микаче, Мубин ибн ал-Хасан. Правда монеты от имени Насир ибн Ахмеда чеканились в городе Суваре, но А. Г. Мухамадиев считает их подражанием саманидскому эмиру Насиру ибн Ахмеду. В 1999 году, благодаря работам А. А. Молчанова и Д. Г. Мухаметшина, стало известно еще одно имя булгарского эмира Волжской Булгарии Абд-ар-Рахмана ибн Мумина. В последние годы при раскопках Болгар было найдено еще несколько серебряных булгарских дирхемов Х века, так что исследования и новые находки нас ждут еще впереди.

«В последние годы при раскопках Болгар было найдено еще несколько серебряных булгарских дирхемов Х века, так что исследования и новые находки нас ждут еще впереди». Фото s-vfu.ru

Неписьменные летописи

Топография находок монет булгарской чеканки свидетельствует о тесных торговых связях Среднего Поволжья с другими областями Восточной Европы, Северной и Западной Европы. Булгарские дирхемы прочно и безболезненно влились в ту массу куфических дирхемов, которая была в обращении на территории Европы в X веке. Это подтверждается тем, что отдельных кладов булгарских монет не найдено.

Булгарские дирхемы, включившись в X веке в общий поток куфических дирхемов, участвовали в товарно-денежном обращении на территории Восточной, Северной и Западной Европы. Они обменивались на различные продукты. В этих условиях монеты теряли свойство денег и сами превращались в товар, являясь предметом купли-продажи.

На самой территории Булгарии монеты булгарской чеканки обнаружены в двух кладах куфических монет. Один из кладов был найден в селе Ст. Альметьево (ныне Чистопольский район РТ) в 1906 году и содержал 167 монет, из них два дирхема Волжской Булгарии с именем Мумина ибн ал-Хасана (младшая монета 984—985 годов). Второй клад найден у деревни Татарский Толкиш (Чистопольский район РТ) в 1907 году и содержал 957 монет, из них 3 монеты волжских булгар. Отдельные находки булгарских монет произошли в Камском Устье, Болгарах и ряде других мест.

Хотелось также отметить еще одно обстоятельство. От Х века не сохранилось ни одного письменного источника булгарского происхождения, известны только отдельные работы арабских и персидских географов и путешественников — Ибн Русте, Ибн Фадлана и др. Поэтому, именно благодаря находкам булгарских и серебряных монет, удалось установить не только имена этих эмиров, но и изучить также политическую, экономическую и культурную историю этого государства Евразии. Поэтому, думается, эту тему следует продолжить.

Рафаэль Валеев
Справка

Рафаэль Миргасимович Валеев — проректор по научной работе Казанского государственного института культуры, доктор исторических наук, профессор.

  • Образование: 1977 год — Казанский государственный университет (историк, преподаватель). 1990 год — аспирантура ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН (кандидат исторических наук).
  • 1976—1981 — архитектор производственной группы по охране памятников Министерства культуры РТ.
  • 1980—1982 — старший архитектор производственной группы по охране памятников Министерства культуры РТ.
  • 1982—1990 — начальник производственной группы по охране памятников Министерства культуры РТ.
  • 1990—1996 — директор Научно-производственного управления по охране и использованию памятников Министерства культуры РТ.
  • 1996—1997 — начальник Главного управления государственного контроля по охране и использованию памятников Министерства культуры РТ.
  • 1997—2001 — заместитель министра культуры РТ
  • 2001—2006 — первый заместитель министра культуры РТ
  • 2002—2004 — главный государственный советник I класса (Казань)
  • 2004—2007 — действительный государственный советник Республики Татарстан.
  • С 2007 года — проректор по научной работе, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств (КГИКИ).
  • Награды и звания: заслуженный работник культуры Республики Татарстан (1996), знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (1998), медаль МВД России «200 лет МВД России» (2002), медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), нагрудной знак Госкомстата России «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года» (2003), знак Министерства культуры РТ «За достижения в культуре» (2003), медаль «В память 1000-летия Казани» (2005).

Новости партнеров