Как амбиции перевесили традиции: Россия побеждает в «матче жизни» и выходит в полуфинал Кубка мира
Против лома нет приема? Если нет второго лома. На что надеяться подопечным Олега Знарка в полуфинале против «кленовой машины» — сборной Канады
За два дня до этой игры воинственных заявлений из финского штаба по поводу исхода битвы против сборной России было предостаточно. Высказывались все — от полевых игроков до тренера Лаури Марьямяки. После того, как шведы не выиграли «янгстеров» в основное время и превратили своих соседей в туристов, пыл северян немного поутих. Но все равно, хлопнуть дверью молодая и талантливая сборная Суоми очень хотела. Традиция побеждать россиян в решающих матчах в 2016-м у них была налажена — от финала молодежного ЧМ до полуфинала ЧМ взрослого. Оставался вопрос: что перевесит — финские традиции или российские амбиции? Ведь дальнейшая турнирная судьба команды Олега Знарка находилась в ее собственных руках.
В отсутствии Дацюка Знарок решил опереться на сыгранные связки
Оказалось, что у Павла Дацюка не микротравма, а повреждение, которое не позволит ему принять участие в матче с финнами. Эта несомненная потеря вызвала естественные перестановки в составе звеньев нападения. Чтобы заменить Дацюка, Знарок восстановил в ударном звене с Тарасенко вашингтонскую связку Овечкин — Кузнецов, опробованную в выставочных матчах против чехов, а потом разбитую. К еще одной сыгранной связке из второго сочетания Малкин — Кулемин главный тренер поставил Панарина. Таким образом, предматчевое предсказание комментатора Сергея Гимаева о том, что Артемий выйдет со своими партнерами по СКА Шипачевым и Дадоновым, не оправдалось. Питерские «армейцы» составили звено № 4 вместе с «армейцем» московским Телегиным, а связка «молний» из «Тампы» Кучеров — Наместников составила трио с Анисимовым.
Сборная России очень активно начала матч, и к 5-й минуте Туукка Раск уже трижды серьезно вступал в игру. Финны ответили интересной трехходовкой, но последнюю передачу, которая могла стать голевой, прервал Орлов, своевременно положив клюшку на лед. К середине периода соперники «подняли голову», и Бобровский только своевременным перемещением из угла в угол сохранил ворота в неприкосновенности после броска Койву. А на 11-й минуте курьезнейшая шайба после отскока от лицевого борта едва не проскочила в сетку под ловушкой российского голкипера.
Угроза пропустить становилась все более явной, но во время удаления Маркова финнам ничего серьезного в нашей зоне создать не удалось. Но и россияне, возобновив действия впятером, концовку периода откровенно скомкали. Команда, которой по статусу победа нужна была, как воздух, играла скованно, разрозненно, а в довершение еще и Овечкин задрался с соперником и оставил своих партнеров в меньшинстве. И вот этот розыгрыш лишнего хоккеисты Суоми едва не реализовали — один Лайне мог несколько раз заставить капитулировать Бобровского, но тот был безупречен. Перерыв наступил для подопечных Знарка вовремя. Без того, чтобы коренным образом пересмотреть свое отношение к делу, им и близко нельзя было рассчитывать на выход в плей-офф.
Гранлунд разбудил «спящих гигантов»
Второй период мы начали в большинстве, но удаление Корпикоски не реализовали: броски Овечкина и Тарасенко были блокированы, и шайба оба раза покидала пределы площадки. Потом опять начались знакомые по двум первым матчам причуды защитников, и на 23-й минуте Гранлунд, которому любезно оставили шайбу в нашей зоне, без помех расстреливал Бобровского.
И вот только тогда наши хоккеисты поняли, что «так жить нельзя», проснулись, прибавили в скорости, и первое звено провело изящную комбинацию. В ней приняли участие все трое нападающих: Кузнецов создал трафик и смутил своими перемещениями Раска, а Овечкин и Тарасенко устроили тонкий перепас и «блюзмен» открыл счет, забросив свою вторую на турнире шайбу. Очень здорово, что выстрелили наши дуплетом, не дав возможности сопернику пережить случившееся, и забили второй гол. На этот раз отличились хоккеисты четвертого звена — Шипачев сделал пас, а Телегин продавил защитника и завез шайбу мимо Раска в угол ворот.
Сразу же вспомнилось, что такой дуплет в исполнении наших игроков в Торонто мы уже видели: первую ответную и вторую шайбы в ворота североамериканцев, заброшенные Наместниковым и Кучеровым, разделило немногим более минуты, а все четыре российских гола уложились в 6 минут.
Просыпаться наши стали и персонально — впервые на этом Кубке мира стал заметен Малкин, больше всех критикуемый за бесцветные действия в предыдущих играх. Забегая вперед отмечу, что в заключительном периоде действующий обладатель Кубка Стэнли сделал то, чего от него здесь многие уже и не ждали — забросил шайбу в результате индивидуальных действий. Ну а лучшими в этом периоде (а, может быть, и во всем матче) были хоккеисты звена Шипачева. Ничего удивительного в этом, впрочем, нет: в Континентальной хоккейной лиге, в отличие от Национальной, сезон уже месяц как начался, и лучшие представители КХЛ по определению не должны на этом этапе уступать (а кое в чем обязаны и превосходить) позднее вкатывающихся в хоккейный год представителей НХЛ (если тех, конечно, зовут не Сидни Кросби или Джонатан Тейвс).
После того, как матч перевалил за экватор, финны активизировались, но все равно, делали все — отбирали шайбу, переходили в нападение, завершали комбинации броскам — как-то механически, без страсти и блеска в глазах. Что ни говори, а отсутствие турнирной мотивации — аргумент, который далеко не всегда может перевесить чисто спортивный интерес и чувство собственного достоинства. Я произнесу даже кощунственную для себя, назвавшего последний чемпионат мира «чемпионатом уставших людей», вещь: московский полуфинал того турнира Россия — Финляндия смотрелся на порядок интереснее отчетного матча (но ведь и мотивация там была запредельной с обеих сторон).
Какие приемы против лома?
По мере того, как третий период после гола Малкина стал превращаться в формальность, все чаще появлялись мысли о том, что наша сборная сможет (и сможет ли вообще) противопоставить безусловному фавориту Кубка мира — канадцам — в полуфинале, который состоится в ночь с субботы на воскресенье. Видно, что, несмотря на отдельные всплески и проявления настоящего класса, игра сборной Олега Знарка далека от совершенства. Мы очень тяжело вкатываемся в каждый матч, пика своей активности достигая только ближе к середине (а во встрече со шведами и вообще в самом конце) встречи, а против родоначальников хоккея такая «временная фора» сопернику, который способен задавить в самом дебюте, может стать роковой.
Россияне не всегда в ладу с игровой дисциплиной, а сами реализацию большинства пока отладить не могут, но это общая беда всех участников турнира. Не блещет надежностью и наша оборона, слава богу, хоть Бобровский поймал кураж и действует практически безошибочно. Но вообще я за нашу защиту боюсь — игроков уровня Гончара или Каспарайтиса (да хотя бы того же Андрея Маркова в лучшие годы) в ней не видно. Большинство — от Марченко до Орлова перспективны, но противостоять канадской машине надо уже здесь и сейчас.
Вопрос и в том, не станет ли тренерский штаб в очередной раз перекраивать звенья? Сегодня опора на клубные связки себя проявила — из «процесса» в определенной степени выпадало только звено Анисимова, но его невзрачную игру вполне компенсировала активность других сочетаний. С другой стороны, дополнительным аргументом российской команды может стать непредсказуемость ее нападающих: что ждать от каждого канадского мастера атаки все знают, а вот кто выстрелит в следующем игровом отрезке у команды Знарка — обладатель Кубка Колдера Панарин или вроде бы еще вчера скромный отечественный работяга Телегин — это из области terra incognita.
Против лома нет приема? Если нет второго лома
В любом случае, рассуждать можно бесконечно, но, как ни тривиально звучит, все рассудит игра. В любом случае, на этом турнире от матча к матчу сборная наша игру улучшала и промежуточную программу выполнила, с чем ее следует поздравить. Конечно, лучше было бы встретиться с Канадой в финале, тогда и за поражение россиян никто не упрекал бы — до решающих матчей на кубках мира мы еще не доходили. Но если уж сложилось так, то, как говорится (и поется) Let it Be! В футболе в таком случае говорят: «Поле ровное, а мяч круглый». В хоккее (не совсем уверен), по аналогии: «Лед скользкий, а шайба из каучука». Вот только одно знаю точно: правило «против лома нет приема» не всегда срабатывает. Есть еще и «встречный» лом… С полуфиналом тебя, страна!
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Россия — Финляндия — 3:0 (0:0, 2:0, 1:0)
- 1:0 — 24 Тарасенко (Овечкин)
- 2:0 — 26 Телегин (Шипачев)
- 3:0 — 44 Малкин (Емелин)