Экзам Губайдуллин, ЦИК: «Кандидаты между собой иногда выясняют отношения…»
Видеокамер для участков хватит одной столице РТ, но только на 70 из 416 УИКов они будут работать онлайн
Экзам Губайдуллин, глава ЦИК РТ, предупредил аполитичных татарстанцев, что даже в случае прихода на участки лишь одного процента избирателей, выборы будут считаться состоявшимися. Кроме того, на его пресс-конференции выяснилось, как Австрию и Испанию «прикрепили» к Нижнекамску и Альметьевску, можно ли агитировать при помощи памятника Мусе Джалилю, и почему видеокамеры на этот раз установят только в Казани.
«Даже если один процент избирателей будет участвовать в выборах, выборы будут считаться состоявшимися»
На сегодняшней пресс-конференции в ИА «Татар-информ», посвященной промежуточным итогам выборной кампании—2016 (за 23 дня до выборов в Госдуму РФ), председатель Центризбиркома РТ Экзам Губайдуллин рассказал, что всего в РТ определено 2812 участковых избирательных комиссий (УИК) и 65 территориальных избирательных комиссий (ТИК), на шесть из которых возложены полномочия комиссий окружных. На 1 июля зарегистрировано 2,9 млн избирателей. Порога явки на этот раз нет.
— Даже если 1% избирателей будет участвовать в выборах, выборы будут считаться состоявшимися, — заявил Экзам Губайдуллин. — В республике такого не случится! — с уверенностью добавил он.
Так как выборы проходят по смешанной системе с 2003 года (по партийным спискам и одномандатным округам), нагрузка на комиссии, по словам Губайдуллина, возрастает в разы. Нагрузку увеличивает и то, что изменения в выборное законодательство вносят каждый раз. Это, по словам председателя Центризбиркома, объясняется тем, что «мы в стадии строительства правового государства».
Говоря о необходимости и важности высокой явки избирателей на выборы, Губайдуллин выразил сожаление, что сами кандидаты в депутаты и политические партии отчего-то не показывают особенной активности в информировании наблюдателей:
— Честно говоря, активность наших партий и депутатов проявляются по-разному… Не все работают активно, сами видите. Задача информирования о выборах стоит же и перед кандидатами в депутаты, и партиями, от уровня агитации, программ, проектов которых многое зависит. Люди же приходят на выборы, зная кандидатов, изучая их, поддерживая того или иного кандидата. От их работы будет зависеть, за кого отдаст голос избиратель.
Как Австрию, Испанию, Венгрию и Финляндию прикрепили к Альметьевску и Нижнекамску
Не обошлось без изменений и в этом году. Напомним, что, во-первых, отныне политические партии либо кандидаты в депутаты по одномандатным округам могут назначить не более двух кандидатов в УИК (раньше ограничений не было). Во-вторых, у наблюдателей на выборах появится право вести фото- и видеосъемку помещений УИК (раньше подобного права тоже не было). Впрочем, есть и ограничения: вести съемку позволят только с того места, какое будет указано председателем УИК, что в конечном счете может позволить нечистым на руку членам комиссий устраивать выборные «карусели». Однако удалить наблюдателя при этом члены комиссии будут не вправе. Так, если члена участковой комиссии можно при случае отстранить немедленно, то наблюдателя можно удалить только в случае нарушения избирательного законодательства — т.е. только после установления этого факта «в судебном порядке». Кроме того, представителям СМИ разрешат вести фото- и видеосъемку, но для этого им необходимо будет пройти аккредитацию в Центризбиркоме РТ.
Наконец, татарстанцы, находящиеся за рубежом, также могут сделать свой выбор, разумеется, по открепительным удостоверениям (их пока выдано не более 1300): так, Австрию, Испанию, Венгрию и Финляндию прикрепили к ТИКам Альметьевска и Нижнекамска. Всего ТИКи будут находиться в 147 зарубежных странах. Установят урны даже в казанском аэропорту (опять же только для тех, у кого будут открепительные талоны), а пребывающим на автовокзалы и железнодорожные вокзалы покажут близлежащие УИК, где они также могут проголосовать. УИКи будут установлены и в больницах. Четыре участка в РТ установят в СИЗО.
Можно ли использовать в агитации памятник Мусе Джалилю?
В настоящий момент в РТ 4 зарегистрировано 3 кандидата-одномандатника и 14 политических партий. Агитационный период уже начался. С этого года, отметил Губайдуллин, и члены партий, и одномандатники обязаны участвовать в теледебатах. Из новшеств, касающихся кандидатов в депутаты, помимо обязанности участия в теледебатах, стоит отметить и запрет использования в агитации не только известных персон (в т.ч., например, фото Владимира Путина или Рустама Минниханова), но даже членов своих семей. Губайдуллин вынужден был, отвечая на вопросы журналистов, прокомментировать ситуацию с партией «Парнас», которая на своих агитационных материалах изобразила памятник Мусе Джалилю — об этом поступила жалоба почему-то в мэрию Казани (а не в Центризбирком):
— Мы запрос по поводу использования памятника Мусе Джалилю в агитации послали в ЦИК РФ. Но известно, что изображения Сталина и Ленина сегодня используются коммунистами, и это использование ЦИК посчитал правильным. Возможно, с памятником получится то же самое? Но у меня нет ясного ответа по памятнику пока. Хочу услышать ответ от ЦИК РФ. Мне кажется, должны быть правила игры. Таких памятников у нас много. Это же не единичный случай. Но пока не хочу распространяться, — заявил председатель Центризбиркома РТ.
По закону также запрещено размещать агитацию на культовых зданиях, государственных и муниципальных учреждениях. Но в одном из районов, по информации «Яблока», в Нижнем Услоне баннер «Единой России» повесили прямо на здании администрации, рассказали Губайдуллину журналисты. Недавно то же «Яблоко» заподозрило партию власти в нарушении закона, обнаружив ее бюллетени в холле елабужского райсовета — в ЕР тогда заявили о «провокации» — Губайдуллин, по-видимому, именно этот факт имел в виду, рассказав, что пока поступила лишь одна жалоба по Елабужскому району, и «уже разобрались». Нижнеуслонскому казусу председатель Центризбиркома искренне удивился:
— Первый раз от вас слышу! На культовых зданиях, госучреждениях и муниципальных учреждениях никаких агитационных материалов не должно быть! Я обязательно разберусь! — пообещал он.
Впрочем, судя по всему, даже сам Губайдуллин не знает всех нюансов нового законодательства. Так, на вопрос журналиста «Республики Татарстан», на страницах которой одна из партий собирается разместить агитацию, используя огромный герб Татарстана, можно ли, собственно, так поступать, председатель Центризбиркома лишь предположил, что герб будет считаться «использованием административных ресурсов», и поделился своим мнением, как надо агитировать избирателя:
— Надо каждому кандидату использовать не флаги, гимны, а свой потенциал. У него должна своя программа быть. Общий язык с избирателем он должен найти. Сказать, что он будет делать, если его изберут депутатом, в течение пяти лет. Ну ладно, герб будет у него стоять или персона видная [на баннерах, афишах и др. агитационных материалах, — прим.ред.] — ничего ему это не даст. Правильно сделали, что ввели эти ограничения! — в сердцах воскликнул он.
«Кандидаты между собой иногда выясняют отношения…»
Губайдуллин также заверил, что его комиссия старается всем создать равные условия для агитации и выборов — уже определены места и помещения для размещения агитационных материалов и места для публичных мероприятий. В каждом городе и деревне любой кандидат или представитель партии может подать заявку и организовать встречи и совещания.
— Агитационный период, думаю, пройдет нормально, хотя без споров никакие выборы не обходятся, особенно между партиями и кандидатами. Кандидаты между собой иногда выясняют отношения… У нас сформирована рабочая группа по информационным спорам в Центризбиркоме РТ. Туда войдут эксперты, представители СМИ, — заявил Губайдуллин, пообещав разрешать все конфликты с выездом на места.
Бюллетени для одномандатников окрасили в зеленый
Форму бюллетеня пока готовят, но уже известно, что они размером А4 (примерно 21 на 60 см). Бюллетени будут двух видов: один для выборов по партийным спискам — белого цвета, другой для выборов по одномандатным округам — «зеленоватого цвета».
Экзам Губайдуллин особо остановился на вопросах борьбы с мошенничеством на выборах. Наблюдателей на них, пообещал он, будет не меньше, чем в прошлом году (тогда на участках РТ было около 8,5 тыс. членов комиссий с правом совещательного голоса и более 8 тыс. наблюдателей).
— Приблизительно на каждом участке могут быть назначены семь наблюдателей от кандидатов в депутаты и 14 наблюдателей от партий. Плюс члены комиссии с совещательным голосом. Получается уже около 40 человек. Плюс представители СМИ. И это только один участок! Плюс партии могут назначить до 1000 доверенных лиц, а кандидаты в депутаты до 20 лиц по своему округу. Плюс международные наблюдатели — из США и Финляндии уже приехали в РТ. На днях будет известно, кто приедет еще, и сколько их будет, — рассказал он.
Татарстан без видеонаблюдения
Одним из методов борьбы с фальсификацией на выборах, как известно, с недавнего времени стало видеонаблюдение. На сентябрьских выборах оно тоже будет, но, в соответствии с решением правительства РФ, обязательно его устанавливать только в городах с населением более 1 млн человек. В итоге камеры установят в РТ только в Казани на 416 участках. И, увы, только на 70—75 участках камеры будут работать в режиме онлайн. Остальные — в режиме записи. На каждом участке будут работать по две камеры: одна камера контролирует урны, другая — дает «общее обозрение». Работать они будут вплоть до окончания подсчета голосов.
Губайдуллин объяснил факт работы камер онлайн только на 70 участках дороговизной установки: «Это очень дорогое удовольствие — установка камер с онлайн-видео». При этом, что удивительно, будучи уверенным в том, что «удовольствие дорогое», сколько выделено из бюджетов РФ и РТ на установку камер, Экзам Губайдуллин пока не знает… Знает лишь, что монтажом камер уже занимается «Ростелеком».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.