Урбанистам поставили задачу убрать транспортный коллапс на Компрессорном
Накануне в Казани открылась международная летняя школа «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Компрессорный». Перед участниками стоит задача разработать план развития весьма сложной территории, на которую уже не один год жалуются из-за пробок, которые там неминуемо образуются и утром, и вечером. Корреспондент «Реального времени» побывал на открытии школы и узнал, как сейчас власти пытаются справиться с проблемой, а ко всему прочему выяснил, что в Казани все-таки нашли деньги на новые трамваи и строительство второй ветки метро.
Мобильность как важный фактор конкуренции между городами
Накануне в Казанской ратуше состоялось открытие международной летней школы «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Компрессорный», в ходе которой три проектные группы должны будут проработать свои варианты реконструкции транспортно-пересадочного узла. Мероприятие организовано в рамках Программы развития ООН/Глобального экологического фонда и минтранса России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России» совместно с мэрией города и проходит не первый раз — до этого оно проводилось в Калининграде.
Модератором церемонии открытия и нескольких вводных сессий был заслуженный архитектор и заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич. Представившись тем, кто его не знает, профессор предложил первым выступить с приветственным словом вице-меру Казани Рустаму Нигматуллину.
— Сегодня мобильность населения — это один из важнейших показателей качества жизни в любом мегаполисе. Мощный фактор в конкурентной борьбе между городами — это обеспечение комфортного движения в городе, борьба с пробками, профилактика, улучшение экологической ситуации вследствие снижения автомобильных выбросов и всего того, что несет с собой транспорт. Это задачи, которые были, есть и будут в приоритетах городской политики, — задал тон обсуждению чиновник.
Нигматуллин напомнил, что в Казани с 2006 года сформирована единая концепция развития городского транспорта, в рамках которой ведется работа по трем направлениям: развитие уличной дорожной сети, развитие городского пассажирского транспорта и организация транспортного движения. Одним из проблемных участков в связи с растущей автомобилизацией населения он назвал транспортно-пересадочный узел «Компрессорный». Заметим, что транспортного коллапса там боятся уже достаточно давно — жители Дербышек и Советского района уже не раз жаловались на пробки и просили местные власти решить насущную проблему.
Ректор КГАСУ Рашит Низамов отметил, что строительство ТПУ — для человечества уже этап пройденный, и сейчас остается, учитывая богатый опыт, изучить и дать свои решения поставленных задач.
Свое слово сказал и приглашенный гость из Москвы — профессор, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин, который в Казани в последнее время бывает с регулярной частотой. До этого он активно принимал участие в научных мероприятиях КГАСУ, где также выступал в качестве приглашенного эксперта.
По словам Блинкина, Казань сейчас у него «строго на первом месте» среди тех городов, где он регулярно бывает. «Потому что здесь я за последние два года шестой раз. Это много. График тяжелый, трудно выбираться, а мне здесь интересно. У меня здесь есть с кем поспорить, с кем поговорить, что-то новое увидеть. Потом, выступая в другом городе, я буду говорить: а когда я был в Казани… А дальше идет рассказ», — рассказал Блинкин.
После него от имени Программы развития ООН присутствующих поприветствовала Римма Филиппова, заместитель менеджера проекта Программы развития ООН/Глобального экологического фонда — минтранса России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России». Спикер рассказала, что в Казани они работают 3,5 года, а в рамках сегодняшней Летней школы присутствуют представители Германии, Сербии, Казахстана и российских городов.
Цель — не только удачно, но и бюджетно
После завершения официальной части работа пошла уже в рамках сессий, каждую из которых можно назвать вводным этапом, в рамках которого участникам летней школы рассказывали об объекте, транспортной ситуации в Казани и опыте устранения транспортных коллапсов.
Председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков рассказал, что маршрутная сеть города состоит из 61 автобусного маршрута, на котором эксплуатируется 840 машин, 11 троллейбусных маршрутов с 207 троллейбусами, шести трамвайных маршрутов на 107 трамваев. Ну и одна линия метрополитена с 14 составами электропоездов. В текущем году планируется приобрести еще 12 новых трамваев и 25 троллейбусов. Напомним, чуть больше месяца назад «Реальное время» писало о том, что закупка трамваев была приостановлена в связи с нехваткой финансирования. Тогда глава МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов заявил нашему корреспонденту, что речь идет о «технических причинах».
Абдулхаков, в свою очередь, на перечислении количества подвижного состава не остановился и рассказал присутствующим, что в Казани общественный транспорт «говорит» на трех языках — русском, татарском и английском, что в городе внедрена система безналичной оплаты и так далее.
Возвращаясь к главной теме Летней школы, он рассказал, что ТПУ «Компрессорный» является въездными воротами в город, где постоянно наблюдаются транспортные заторы. Заканчивая свое выступление, Абдулхаков понадеялся, что представленные варианты развития территории будут не только удачными, но и бюджетными.
А Компрессорный узел сам по себе действительно является непростым участком: на одном участке проходит железная дорога, трамвайные пути, вниз уходит основное транспортное кольцо, в округе множество учебных и медицинских учреждений, торговых и офисных объектов, а дальше — ЖК «Дербышки» и одноименный поселок. Александр Дембич в своем выступлении заметил, что эта территория — одна из самых напряженных на данный момент.
Планируется, что в будущем в районе станции Бирюли пройдет пересечение Сибирской ветки железной дороги с транспортным коридором Европа — Западный Китай.
— На самом деле он [транспортный коридор] уже строится на территории Татарстана, и один из его участков уже подошел к Казани: с юго-восточной стороны он дошел до поселка Шали и, по сути дела, уже приближается к черте города. То есть рано или поздно этот коридор, по-видимому, здесь появится и тогда этот перекресток станет еще более важным, — рассказал Дембич.
Запрет поворота налево и ремонт дорог как выход
Начальник отдела по благоустройству и работе с жилыми массивами Советского района Денис Воробьев подхватил эстафету и рассказал о том, что сейчас делается для решения вопроса с постоянными заторами на Компрессорном.
— Для решения данного вопроса в ближайшее время планируется изменение организации дорожного движения. Это запрет поворота налево на Сибирском тракте, а желающим попасть в направлении Дербышек предложим вариант через прилегающие улицы Кирпичникова и 8 Марта.
По словам Воробьева, еще одна проблема заключалась в неудовлетворительном состоянии проезжей части на участке по улицам Арбузова и Академика Сахарова.
— В настоящее время благодаря президенту там проводятся работы. Что, соответственно, на данный момент поможет разрядить этот участок.
Третья проблема — два остановочных пункта на опасных участках, где за 2 года было совершено 8 наездов на пешеходов. Соответственно, необходимо создать комфортные условия для передвижения пешеходов.
Уже на сессии вопросов большое внимание было направлено на Абдулхакова: интересовала реалистичность планов по строительству второй ветки метро, показатели по загрузке общественного транспорта в районе Компрессорного (на это он ответил, что в день станция генерирует порядка 14 тысяч человек). А вот по поводу метро чиновник пояснил, что сейчас пересматривают некоторые моменты генерального плана.
— Вторая линия метро была проложена именно так, как она представлена сегодня на слайде. Но есть определенные сомнения, и на тему необходимости вести ее через станцию Компрессорную в том числе. И если по итогам работы будут какие-то результаты и на эту тему — мы будем очень благодарны. Но реалистичность этого прогноза заложена генеральным планом к 2030 году.
Егор Котов из Высшей школы урбанистики уточнил, что, помимо генплана, который не подразумевает выделение средств на строительство метрополитена, заложено ли это в бюджет?
— Однозначно все капитальное строительство заложено только в республиканском бюджете, в городском бюджете этой статьи расходов вообще нет, чтобы понимать. А если вы в курсе, программа строительства метрополитена в федеральном центре в настоящее время вообще исключена. Поэтому недавно министр строительства и архитектуры РТ сказал о том, что на следующий год из республиканского бюджета будет выделен 1 млрд рублей на строительство метро. Действительно, сумма не такая большая, но тем не менее есть четкое понимание, что мы будем строить четыре станции метро: «Фучика», «10 микрорайон», «Ломжинская», «Сахарова» — эти четыре станции уже вне сомнения. По миллиарду, по два, но республиканский бюджет выделять будет и будет добиваться софинансирования из федерального бюджета, — ответил Абдулхаков.
По плану, в рамках Международной летней школы с 23 по 25 августа пройдет работа в мастерских с выездами на обсуждаемый участок, а в пятницу, 29 августа, состоится закрытие с участием мэра города Ильсура Метшина, главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой и заместителя генерального директора ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы» Александра Колонтая. Тогда участники школы представят свои проекты, а экспертный совет подведет итоги мероприятия.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.