Новости раздела

Карт-бланш для Нижнекамска: столице нефтехимии примерят статус территории опережающего развития

Накануне в Нижнекамске обсудили основные вопросы реализации концепции республиканского проекта «ИННОКАМ». На встречу перед началом министра экономики Артема Здунова пригласили представителей министерств, промышленных предприятий и руководство муниципальных образований, входящих в кластер. В ходе обсуждения вопроса, как привлечь федеральные финансы в Нижнекамск, от министра экономики поступило предложение — создать здесь, как и в соседних Набережных Челнах, территорию опережающего развития. Кроме того, как стало известно корреспонденту «Реального времени», шаги по развитию дорожной инфраструктуры для реализации «ИННОКАМа» уже сделаны, однако среди 79 мероприятий, обозначенных к реализации, есть те, которые и вовсе не решаются.

Особый статус

Открывая первое выездное совещание в рамках подписанного в июне распоряжения правительства РФ по поддержке кластера «ИННОКАМ» в Нижнекамске, Артем Здунов отметил, что настало время «перенести теоретическое обсуждение проектов будущего кластера в практическую плоскость». Задача, сегодня стоящая перед всеми министерствами, — разработать конкретные мероприятия, которые помогут войти во все возможные государственные программы, ведомства, фонды и государственные корпорации, в числе которых «РЖД», с расчетом на финансирование проектов, которые обеспечат работу «ИННОКАМа», какие заявки необходимо сделать и определить сроки.

По мнению министра экономики, у Татарстана в этом вопросе есть приоритет перед другими регионами. К примеру, в Томске будет инновационно-образовательный кластер, тогда как в республике направление инфрастурктурное, подразумевающее основные капитальные вложения.

Местом проведения практического совещания Нижнекамск был выбран не случайно: именно здесь, как подчеркнул Здунов, сосредоточена основная масса потребностей, которые станут движущей силой промышленного инновационного кластера.

Артем Здунов отметил, что настало время «перенести теоретическое обсуждение проектов будущего кластера «ИННОКАМ» в практическую плоскость». realnoevremya.ru/Максима Платонова

В активную фазу вступила работа с министерствами транспорта республики и России, и уже есть первые документы. Кроме того, вице-премьер Аркадий Дворкович, подписал очередной протокол по 14 научно-образовательным программам по созданию полигонов (в Нижнекамске инженерный центр будет базироваться в НХТИ) и образовательных центров, которым нужны немалые финансовые вложения. Поскольку инновационное развитие промышленности, сосредоточенное в Камском кластере, вне всякого сомнения, потребует большого количества высококлассных специалистов.

В свою очередь, мэр Нижнекамска отметил, что важной составляющей «ИННОКАМа» в Нижнекамском районе является развитие инженерной и транспортной инфраструктуры — это и мост через с. Соколка, и расширение дорог внутри города, и строительство автодорог, соединяющих трассы М7 и «Волга» с Набережными Челнами и Нижнекамском, это и строительство новых трамвайных путей для города, имеющего напряженную экологическую составляющую.

Еще одна долгоиграющая проблема Нижнекамска — красноключинская дамба, которая уже много лет находится в критическом состоянии и во время весенних паводков грозит прорывом. Цена вопроса по подсчетам, проведенным несколько лет назад — 600 млн руб. Сегодня стоимость реконструкции, безусловно, выросла. Получить эти средства власти города рассчитывают из фонда целевой федеральной программы.

Как признался Айдар Метшин, «никогда не думал, что мы будем иметь, как и города-миллионники, мегаполисы, проблемы с пропускной способностью дорог в час пик. Это, действительно, становится перегревом». Часть проблемы уже снята с повестки. Тут свою роль сыграла помощь промышленных гигантов. Так, «ТАИФ» и «Нижнекамскнефтехим» направили около 120 млн рублей в реконструкцию дорог, ведущих на промышленную зону. Но и это не решает проблему.

Более 40 миллиардов заложат в железную дорогу

Замминистра экономики Наталья Таркаева напомнила собравшимся, что концепция состоит из нескольких крупных блоков и 79 крупных мероприятий, обозначенных для реализации. Работа над несколькими первоочередными вопросами уже идет, отметила замминистра: с первым замминистра финансов РФ Андреем Ивановым уже обсудили аспекты дорожно-транспортной инфраструктуры «ИННОКАМа», с Дворковичем — реализацию раздела «Наука и инновации».

Помимо этого, специальным постановлением минэкономики РТ закрепило основные министерства за каждым из мероприятий. Отчет о выполненной ими работе был представлен на выездном совещании. Первым делом решили обсудить первый бок — инфраструктуру агломерации, поскольку, подчеркнула Таркаева, это самый готовый проект.

Основной частью его реализации станет строительство автодороги с мостовым переходом в районе Соколки, расширение железнодорожных путей для НКНХ, ТАИФ-НК, ТАНЕКО и КАМАЗ. Ответственный по этой части замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров отметил, что наиболее проработанным проектом на сегодняшний день является строительство двух путепроводов в районе станции «Предкомбинатская». Их строительство уже согласовано со всеми заинтересованными службами, получено заключение на проектную документацию от Главгосэкспертизы. Цена вопроса — более 500 млн рублей. Реализация проекта прорабатывается с «РЖД» и минтрансом России по определению источников финансирования. Ясного ответа, в чью инвестпрограмму попадет этот проект, пока нет, отметил Егоров.

Что касается мостового перехода в районе с. Соколка, соединяющегося с М7, то здесь уже имеется технико-экономическое обоснование. Строительство 89 км пути обойдется почти в 90 млрд руб. Первым этапом, на который нужен 21 млрд рублей, станет строительство моста через Каму. Вопрос прорабатывается в Москве с профильными компаниями и в Центре проектного финансирования. Реализовывать проект планируется на условиях государственно-частного партнерства, которое тоже в стадии подготовки.

Стоимость еще одного пункта — расширение пропускной способности железнодорожных путей Агрыз—Круглое Поле—Биклянь протяженностью 140 км — составит, по подсчетам, 30 млрд рублей, плюс электрификация путей — более 11 млрд рублей, но ее решено оставить на более поздний срок.

Пожалуй, самым проработанным на сегодняшний день объектом инфраструктуры является аэропорт «Бегишево». Как отметил Егоров, здесь все идет хорошо, в рамках целевой федеральной программы «Развитие транспортной системы России», выделено почти 800 млн рублей, из которых профинансировано порядка 50%. Полностью завершить работы на территории аэропорта планируется в 2017 году.

Следующий блок в проекте «ИННОКАМа» — передовая промышленность. И здесь с вопросами финансирования все сложно. Дело в том, что прямое финансирование от минпромторга РФ возможно лишь для предприятий оборонно-промышленного комплекса, в список которых не входят предприятия нефтехимии и нефтепереработки, сосредоточенные в Нижнекамске. Для них предусмотрено возмещение части затрат и субсидирование небольшой части НИОКРа.

Как подчеркнул замминистра промышленности и торговли республики Алмаз Хусаинов, для тех проектов, которые реализуются на территории «ИННОКАМа», в том числе и нижнекамских, существуют ограничения по объему инвестиций. К примеру, по олефиновому комплексу «Нижнекамскнефтехима» ограничения составляют до 10 млрд инвестиций. Тогда как на его возведение потребуется несколько сотен миллиардов инвестиций. Минпромторг Татарстана выходил с инициативой по снятию верхнего ограничения, однако и минфин и минпром России навстречу не идут. Такие же проблемы касаются и нефтеперерабатывающих компаний: они не могли попасть под субсидирование оборотных средств.

Однако попыток добиться инвестирования специнвестконтрактов от федерального центра минпромторг не прекращает, отметил Хусаинов. Как вариант, рассматриваются налоговые преференции.

ТОР и ОЭЗ для Нижнекамска

Новое изменение в законодательстве по развитию моногородов, когда инвестиционные проекты можно подавать на обеспечение инфраструктуры, теперь стало доступно и для Нижнекамска. Поэтому уже сейчас, подчеркнул глава минэкономики, нужны заявки, подкрепленные разрешительной документацией.

Помимо этого, Артем Здунов предложил городским властям новую инициативу, о которой говорили еще пару лет назад. «Мы можем создать здесь территорию опережающего развития. Если это вам необходимо, мы пойдем в Москву и будем этого статуса добиваться. И в первую очередь в этом должны быть заинтересованы малые и средние предприятия, так как ТОСЭР создается не для якорных предприятий, а тех, кто с ними связан менее чем на 50%»

«Это особенно важно для нас, — заметил Айдар Метшин — в условиях наличия в инфраструктуре экономики района лишь 18% МСБ и нам надо увеличивать эту долю. И точка приложения — это бизнес, который будет заниматься переработкой того основного сырья, которое выпускают наши промышленные предприятия». Но пока таких проектов и предложений от предпринимателей, которые помогли бы войти в программу ТОР, сегодня нет, так что в этом году Нижнекамск уже не сумеет получить новый статус».

Для проработки этого вопроса решено создать рабочую группу и подготовить проекты, которые позволят Нижнекамску стать территорией опережающего развития, и что немаловажно — создать новые рабочие места.

Еще одно нововведение ждет город в ближайшей перспективе, вопрос уже одобрен минфином России: одна из территорий ОЭЗ «Алабуга» расположится в Нижнекамске, что откроет новые возможности для НКНХ. Это сулит существенные возвраты по налогам, выплачиваемым в федеральный бюджет. Проработка эта вопроса также лежит на минпромторге и министерстве экономики РТ.

«Вы же не возражаете, чтобы еще одна экономическая зона была здесь?» — обратился Артем Здунов к мэру города. На что Айдар Метшин ответил: «Мы «за», у нас есть преимущества в этом и мы имеем базовые условия, хотя, может быть, пока без наличия промышленной площадки, но наличие якорных предприятий есть».

Большое совещание по проработке этого вопроса планируется на начало сентября и пройдет с участием президента Рустама Минниханова.

В стадии ожидания

Возвращаясь в реализации концепции «ИННОКАМ», собравшиеся обсудили еще два блока проекта: образование и экологию. Что касается первого, то создание образовательного центра предполагает шесть масштабных проектов при участии трех федеральных вузов: КФУ, НХТИ и филиала КАИ в Набережных Челнах и двух проектов на базе ссузов. Будут созданы центры по механообработке, лазерным технологиям, по автокомпонентам, энергоэффективности, а также инженерный центр. Аркадий Дворкович уже подписал протокол совещания, которое проходило в июне в «Иннополисе», где говорится, что министерству образования, минфину и минэкономразвития рассмотреть возможность включения в госпрограммы 14 мероприятий по образованию.

Если работа в этих направлениях идет, то проект по созданию испытательно-сертификационного центра для тестирования продукции, производимой на территории «ИННОКАМа» и создания новой в стадии затишья. Решение вопроса поручено «Нижнекамскнефтехиму» и АН РТ. Сроки определены — 2017—2018 годы, однако, отметил замгенерального директора НКНХ по корпоративной собственности и стратегическому развитию Игорь Ларионов, проблема в том, что академия до сих пор не определилась с организационными формами этого проекта.

На вопрос Здунова, с чем связана пробуксовка вопроса, представитель минобразования ответить не смог, но обещал донести суть проблемы до главы министерства образования Энгеля Фаттахова. Между тем теряется время и темп по созданию в Нижнекамске высшей школы, которая бы обеспечила промышленность высококвалифицированными кадрами.

Проекты, связанные с экологией, имеют два направления — это реконструкция моста Нижнекамского водохранилища и укрепительные работы по дамбе. Оба проекта пока не проработаны до конца, но как заметил замминистра экологии Рустем Камалов, министерство активно ищет пути их решения.

Ангелина Панченко

Новости партнеров