Новости раздела

Ильдар Халиков о методике управления талантами в Татарстане: «Потрачено, наверное, много сил и времени, но...»

Ильдар Халиков о методике управления талантами в Татарстане: «Потрачено, наверное, много сил и времени, но...»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Сегодня на заседании Кабинета министров РТ были озвучены промежуточные итоги реализации госпрограммы «Стратегическое управление талантами РТ», направленной на поиск и поддержку талантливой молодежи. Как выяснилось, программа существует уже два года, но несмотря на ее ежегодное финансирование в 100 млн рублей, успехов пока немного. Премьер-министр республики Ильдар Халиков, выслушав доклады, признался, что так и не увидел, каких результатов достигла республика. С предложениями участников программы, а также с ее промежуточными итогами ознакомился и корреспондент «Реального времени».

Творчество в прагматических целях

Госпрограмму «Стратегическое управление талантами РТ на 2015—2020 годы» запустили два года назад с целью раннего выявления и сопровождения юных дарований среди студентов и школьников.

Министр образования РТ Энгель Фаттахов сразу дал понять, что программа носит практическое применение. С ее помощью вроде как пытаются направить интеллектуальный и творческий потенциал молодежи на социально-экономическое развитие. Также Фаттахов подчеркнул, что концепция программы разработана с учетом лучших международных практик, а ее ежегодное бюджетное финансирование составляет 100 млн рублей.

Пока нашлось 6000 «вундеркиндов»

Прозвучало, что информация о местных талантах (олимпиадниках и победителях конкурсов) хранится в специальной базе данных, которая содержит в себе информацию о более чем шести тысячах перспективных татарстанцах. Однако сопредседатель научно-экспертного совета госпрограммы Сергей Гиль обратил внимание участников заседания на то, что не стоит делать основную ставку именно на победителей олимпиад.

— Первый ключевой KPI, который возникает по отношению к талантам — это сколько молодых людей выстроили свои образовательные и профессиональные траектории внутри российской экономики, а не то, сколько молодых людей достигли победы в олимпиадах и конкурсах. В банке данных талантливой молодежи РТ ежегодно появляется около 1 700 детей, победивших в конкурсных олимпиадах, в основном это олимпиады предметные, в которых не хватает содержания, востребованного сейчас у компаний, — заметил Гиль.

С позицией Гиля согласился Ильдар Халиков.

— Я согласен, что ни в коем случае нельзя ориентироваться только на победителей олимпиад, потому что в конечном итоге речь идет о талантах в совершенно разных направлениях, и в конечном итоге наша цель — это молодые люди, которые смогут реализовать свои профессиональные навыки в любой сфере, — высказался премьер-министр.

Перекос на олимпиадников

С основным докладом о ходе реализации программы выступил Энгель Фаттахов, который отчитался о разработке нормативно-правовой базы, сформированном сообществе наставников, которые должны курировать молодых людей, а также о проведении многочисленных олимпиад, игр, выставок и летних школ.

С более углубленным докладом о ходе реализации программы в районах РТ выступил проректор по научной работе Казанского инновационного университета им. Тимирясова Игорь Бикеев. Спикер оценил работу как «удовлетворительную» и заметил, что во многих районах республики основной упор делается именно на олимпиадников, что, по его мнению, не совсем правильно, так как это может создать определенный перекос. Бикеев указал, что муниципалитетам следует «подтянуть» организацию работы тьюторов (наставников) с детьми, а также привлечь к реализации программы родительские сообщества.

Также на заседании присутствовали представители организаций и предприятий, участвующих в реализации госпрограммы по поддержке одаренной молодежи — это «Татнефть», «ТАИФ», «КАМАЗ» и многие другие. Своим опытом на встрече поделился заместитель генерального директора «КАМАЗ» по управлению персоналом Александр Ушенин.

— Анализ работы проводился в восьми предприятиях РТ, в том числе на двух предприятиях ОЭЗ «Алабуга». Большая часть предприятий проинформирована о реализации программы, кроме того, они являются партнерами программы. В то же время резиденты ОАЭ «Алабуга» в меньшей степени осведомлены о реализации программы. Сейчас с ними прорабатываются механизмы применения данных материалов, — отчитался Ушенин. — Предприятия выступают непосредственными заказчиками талантливых специалистов. Отличительным примером выступают КВЗ и «Татнефть», которые начинают сопровождение молодых ребят еще со школы.

У приглашенных спикеров была возможность внести свои предложения по усовершенствованию программы, которые в основном сводились к необходимости разработки такой базовой вещи, как регламент и методика выявления и сопровождения талантливой молодежи, что вызвало негодование у премьер-министра РТ Ильдара Халикова.

— Цель — разработка большого количества методологий, изучение опытов, внедрение предприятий, но это никак не может быть целью. Это тоже необходимо, но если мы почти за час работы слова «методология», «мероприятия», «программы» произнесли уже более сотни раз, но ни разу не показали, что лучше и что хуже между одним районом и другим районом, одним предприятием и другим, за исключением, может быть, выступления Александра Михайловича (Ушенина — прим. ред.) — он производственник, ему деваться некуда — мозг у него производственный, то мы вряд ли далеко продвинемся, — высказался Халиков.

«Мы пока не увидели, достигли мы какого-то результата или нет»

Во время заседания премьер-министр несколько раз выступал с критическими замечаниями в адрес спикеров. К примеру, негодование Ильдара Халикова вызвали не совсем четкие формулировки, использованные в докладе министра образования и науки РТ.

— Первично в докладе у министра образования, конечно, должно было быть четкое понимание того, какие были взяты качественные индикаторы, как они прошли, за какой период, и нормально их четко рейтинговать надо. Когда мы не конкретизируем, не переводим свою работу в количественную и качественную оценку, мы не получим тот результат, который есть. Здесь много представителей предприятий. Трудно представить, чтобы «Татнефть» или «ПОЗИС» свою ежедневную работу оценивали так: «А цех номер 25 вчера работал значительно лучше, чем цех номер 24». У них четкое и ясное понимание в рублях, килограммах, в добыче нефти, в затратах на электроэнергию и так далее, — высказался премьер-министр.

Продолжая мысль, Халиков заметил, что если не изменить подход, то талантливые ребята, участвующие в программе, будут введены в заблуждение: «Мы здесь не только осуществляем разрыв, но и обманываем, вводим в заблуждение тех ребят, которые участвуют в нашей программе». Вместе с тем премьер критично высказался о существующем методическом пособии госпрограммы.

— Я посмотрел здесь методички. Потрачено, наверное, много сил и времени, наверное, кто-то их прочитал, написанное таким вот мелким текстом… Но поверьте, мы не сможем добиться результата, если у нас не будет четкого и ясного понимания того, что сделать и к какому результату прийти. Я не говорю, что это плохой документ, но мы пока не увидели, достигли мы какого-то результата или нет. Это основной доклад всегда должен содержать. Минобразованию необходимо критерии определить и по ним четко работать. Замечу, что независимо от тех замечаний и той критики, которая у меня прозвучала, программа очень важная и нужная, — резюмировал Халиков.

Лина Саримова

Новости партнеров