Новости раздела

Яков Геллер: «Если это не рейдерский захват, то непонятно, зачем рушить выстроенную инфраструктуру»

Глава Агентства по госзаказу РТ прокомментировал идею минэкономразвития РФ «ввести монополию на электронные торги» и отстранить татарстанскую площадку

Яков Геллер: «Если это не рейдерский захват, то непонятно, зачем рушить выстроенную инфраструктуру»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Заместитель министра экономического развития РФ Евгений Елин несколько дней назад выступил с неожиданной инициативой — вместо пяти электронных площадок для закупок государства оставить одну. Причем это может быть абсолютно новая площадка. В перспективе, по мнению Елина, она могла бы заменить собой и весь рынок — все 160 площадок. Об этом Елин рассказал газете «Ведомости». Инициатива пока обсуждается в рамках министерства, но ее готовы вынести на рассмотрение уже всего правительства РФ. Яков Геллер, основатель и бессменный глава Агентства по государственному заказу РТ — одной из пяти площадок, чью судьбу так резко решил поменять Елин, — специально для «Реального времени» прокомментировал ситуацию.

«Расширить-углубить» — это не аргументы»

— Яков Вениаминович, в газете «Ведомости» появилась статья о том, что минэкономразвития РФ хочет оставить только одну площадку для госзакупок. По вашей информации, есть уже какой-то подготовленный документ или проект документа?

— Проекта документа об этом нет. И на мой взгляд, это, мягко говоря, странно, когда министерство экономического развития заявляет, что монополия лучше, чем конкуренция, если ничего не исказили газетчики. Если идти по этому пути, то давайте оставим один банк, одну зубную поликлинику и вообще все то, что создает конкуренцию, давайте огосударствим. На самом деле, создана индустрия. Я всегда говорю, что в стране есть, по крайней мере, 12 достойных площадок: те пять, которые одобрены в качестве федеральных, и еще семь такого же высокого уровня. Это сложная инфраструктура, огромные средства вложены при участии государства, при участии банковских структур. Это люди, которые работают. Вместо того, чтобы установить единые правила… Я согласен, что правила должны быть едиными.

— Чем мотивирует такое решение в минэкономразвития?

— Если перечислить те аргументы, которые привел Евгений Иванович Елин в заметке, то они не выдерживают никакой критики (еще раз говорю, если не исказили). Усилить контроль, обеспечить прозрачность, «расширить-углубить» — это не аргументы. Не может заместитель министра экономического развития страны не знать, что одна площадка не облегчит поиск, потому что все публикуется на едином сайте zakupki.gov.ru. Одна площадка не облегчит контроль, потому что одинаковый контроль при помощи независимого регистратора, установленного сейчас на всех площадках, уже обеспечивают. Речь идет о сокращении сотен, если не тысяч, людей, которые заняты в этом бизнесе, о разрушении структуры.

Непонятны цели. Если только, боюсь предположить, это не рейдерский захват рынка в пользу одной с кем-то аффилированной структуры (боюсь предположить это), то все остальное непонятно.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Не может заместитель министра экономического развития не знать, что одна площадка не облегчит поиск, потому что все публикуется на едином сайте zakupki.gov.ru

«Боюсь предположить, что это может быть рейдерским захватом»

— Как отреагировали организаторы площадок на такое заявление?

— Реакция сообщества, конечно, резко отрицательная. Можете себе представить, что будет, если на этой электронной площадке зависнет сервер, например, или, как было однажды, уборщица в здании министерства экономического развития выдернула вилку из розетки подключенного сервера? Всякое может быть. Любая система должна иметь дублирование. А вот оставить одну площадку… Ради чего? Цель не обозначена в этом заявлении. А те аргументы, которые названы, они просто смехотворны и критики не выдерживают, потому что их нет, этих аргументов.

Еще раз повторю: боюсь предположить, что это может быть рейдерским захватом со стороны кого-то из субъектов рынка. Боюсь предположить, но с другой стороны, если это не рейдерский захват, то тогда непонятно, зачем рушить выстроенную инфраструктуру, нивелировать сотни миллионов рублей, вложенных в создание площадок (не только нашей и всех пяти)? Для чего это делать, я пока ответа не нахожу.

«В разгар такой ситуации, которая стоит на дворе, вдруг уничтожать рабочие места… Непонятно...»

— На онлайн-конференции у нас вы рассказывали, что идет процесс регулирования рынка, количество площадок будет сокращаться, и правительство заинтересовано в разумном сокращении количества игроков. Не об этом ли идет речь сейчас?

— Еще раз: есть пять площадок, которые отобрали для бюджетных закупок, и есть масса площадок, которые работают с коммерческими закупками. Эта масса площадок делится на две явные категории. Есть ответственные площадки, аппаратно-программные комплексы, а есть однодневки. Тезис был такой, что должен быть произведен отбор и площадок, работающих по 223-му закону, и должен быть сформирован такой пул. Мы говорили о двенадцати — на всю страну достаточно, но при этом не надо закрывать. Точно так, как с банками: если ты соответствуешь жестким критериям Центробанка, ты получаешь звание банка; если ты не соответствуешь, тебя этого звания Эльвира Сахибзадовна лишает. Но нельзя закрывать и ограничивать бизнес-проекты. Один из принципов экономики: что любая фирма должна иметь возможность войти в рынок, войти на ясно прописанных условиях.

Но сейчас, в разгар такой ситуации, которая стоит на дворе, вдруг уничтожать рабочие места, обрушивать инфраструктуру… Непонятно. Провести отбор достойных было бы понятно. Определить условия, при которых новые игроки могут входить в рынок, — понятно. Рынок этот безграничен. Сосредотачивать его в одних руках? Родилось ниоткуда, как гром среди ясного неба. Заместитель министра экономического развития фактически сказал: «Монополия лучше, чем конкуренция».

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Провести отбор достойных было бы понятно. Определить условия, при которых новые игроки могут входить в рынок, — понятно. Рынок этот безграничен. Сосредотачивать его в одних руках? Родилось ниоткуда, как гром среди ясного неба

— Вы как руководитель площадки, а также представители других площадок, пытались получить какие-то разъяснения в минэкономразвития?

— А мы не можем этого сделать. С нами никто не советуется. Там была фраза «я провел совещание». Была мысль спросить, кто были члены этого совещания? Кто они? Кто те люди, которые советовали выработать такую мысль? Кто был на этом совещании? Кто возражал? Какие аргументы были в пользу этого решения? Нас не собирали, наше мнение не спрашивали. Насколько я знаю, там не участвовала даже Федеральная антимонопольная служба или министерство связи. На самом деле, это такое частное мнение Евгения Ивановича Елина. Я пока расцениваю это так.

Дмитрий Семягин, фото Романа Хасаева
МероприятияOnline-конференции Геллер Яков Вениаминович

Новости партнеров