Новости раздела

Контракты не пахнут: КАИ не пускал чистить сортиры без лицензии ФСБ

«Грязная работа»: как получение коммерческой взятки в 500 тыс. рублей раскрыло схему получения 23-миллионного тендера на уборку казанского вуза

Частное постановление в адрес прокурора РТ и руководителя СУ СКР по РТ вынес Вахитовский райсуд Казани по итогам рассмотрения дела о коммерческом подкупе на 500 тыс. рублей. Как выяснила корреспондент «Реального времени», значительная часть выявленных в уголовном процессе нарушений законодательства касается проведения тендера КНИТУ-КАИ им. Туполева на 23 млн рублей. Более того, суд пришел к выводу: к совершению преступления привели нарушения со стороны лиц, ответственных за проведение аукциона, в совокупности с неправомерным поведением… потерпевшего.

Вместо реального срока — штраф

Гендиректор казанского ООО «Гранд Альянс» Тимур Хабибуллин был задержан полицией 27 ноября — после получения 500 тыс. рублей от представителя фирмы «АРС-Клининг». По версии следствия, эти деньги 29-летний Хабибуллин вместе со своим 39-летним знакомым Маратом Хусаиновым вымогал у «АРС-Клининга», угрожая тем, что добьется признания недействительными результатов аукциона КНИТУ-КАИ. По итогам аукциона аукционная комиссия забраковала заявку ООО «Гранд Альянс», а годовой контракт на 23 млн 75 тыс. 136 рублей был заключен с ООО «АРС-Клининг».

Направляя это дело в суд, Следком по РТ сообщал: обвиняемые Хабибуллин и Хусаинов полностью признали вину. Однако в суде оба заявили о невиновности. Судебное разбирательство продолжалось с февраля по июнь. В ходе прений представитель гособвинения запросил для каждого из подсудимых 6 лет колонии со штрафом 10 млн рублей, защита требовала их оправдать.

Частное постановление в адрес прокурора РТ и руководителя СУ СКР по РТ вынес Вахитовский райсуд Казани по итогам рассмотрения дела о коммерческом подкупе на 500 тыс. рублей. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Суд счел, что хоть получение незаконного вознаграждения имело место, доказательств вымогательства нет. В результате Хабибуллин был приговорен к 3 годам лишения свободы условно с таким же испытательным сроком и со штрафом в размере «взятки». Такой же штраф в 500 тыс. рублей должен выплатить Хусаинов, признанный виновным в пособничестве коммерческому подкупу и наказанный 2 годами 10 месяцами лишения свободы условно. Приговор в силу пока не вступил — его оспорили обе стороны. В прокуратуре Вахитовского района его сочли слишком мягким. А вот адвокаты подсудимых, напротив, считают, что следствию не удалось представить доказательств вины. «Да, в материалах есть видеозапись передачи денег моему подзащитному. Но эта запись сделана с камер, установленных в его же кабинете! Разве стал бы он взятку брать таким образом?!», — говорит адвокат Хабибуллина Шамиль Валеев.

«Не лезь, здесь все свои»

Самыми интересными, на взгляд корреспондентов «Реального времени», в этой криминальной истории оказались обстоятельства, о которых рассказывали суду подсудимые и потерпевший Аркадий Гимранов — замдиректора ООО «АРС-Клининг». Госзаказ КАИ с начальной ценой 23 191 092 рубля был размещен на электронной площадке zakazrf.ru в начале июня прошлого года. За эти деньги вуз планировал заключить годовой контракт на уборку помещений. «АРС-Клининг» претендовал на победу, однако получил от организатора аукциона начальника хозуправления КАИ Аделя Матросова информацию о схожих амбициях «Гранд Альянса», а вслед за этим и телефон гендиректора фирмы-конкурента Хабибуллина, — раскрыл суду эту «кухню» Гимранов, отметив, что именно Матросов организовал ему встречу с Хабибуллиным. Любопытно, что следователям этот же потерпевший рассказал другую историю — мол, инициаторами встреч были те, кто вымогал у него деньги.

Сам подсудимый Хабибуллин в ходе процесса объяснял, что твердо решил участвовать в тендере КАИ после расчетов своего менеджера о возможной прибыли в 11 с лишним миллионов (50% цены контракта), позвонил ответственному сотруднику вуза Матросову и услышал от него: «Не лезь, здесь все свои». Через пару дней, по словам Хабибуллина, Матросов сам пригласил его на разговор и объяснил, что смысла подавать заявку нет: от фирмы-исполнителя требуется лицензия ФСБ, а у «Гранд Альянса» ее нет, да и без содействия КАИ ее не получишь. Хабибуллин не поверил и отправил своего подчиненного на консультацию в УФСБ по РТ и узнал, что лицензия с допусками в режимные объекты для уборки сортиров и кабинетов КАИ не нужна. Далее, по словам Хабибуллина, Матросов позвал его на встречу с Гимрановым, а на встрече прозвучало предложение возместить «Гранд Альянсу» расходы на аукцион в 150—250 тыс. рублей.

Хабибуллин рассказал, что решил участвовать, и 26 июня цена контракта, предложенная его фирмой, оказалась самой низкой. Однако эту выгодную для вуза заявку забраковали в связи с отсутствием той самой лицензии ФСБ. Проигравший подал жалобу в УФАС, по итогам которой вузу пришлось исключить необоснованное требование лицензии из техзадания и провести тендер повторно. В этот раз на 23 бюджетных миллиона претендовали уже пять фирм, но три, включая «Гранд Альянс», опять отклонили. Остались ООО «АРС-Клининг» и фирма супруги Гимранова ООО «УК «Ворлд клин», так что борьбы между ними не было: одна фирма уступила другой в цене всего 1 копейку, — все это вспоминал в суде обвиняемый.

Победа в арбитраже с уголовными последствиями

По словам Хабибуллина, он вновь обратился в УФАС по РТ. Но 11 августа 2015 года УФАС признал его жалобу необоснованной, сославшись на то, что основанием для отвода «Гранд Альянса» стало несоответствие техзаданию: в заявке фирмы не был указан четкий объем канистры для кислотного растворителя и страна-производитель мусорных мешков, которые планируется использовать для наведения чистоты в КАИ. Хабибуллин пошел в Арбитражный суд РТ, и в результате 28 октября 2015 года решение УФАС по РТ по жалобе «Гранд Альянса» было признано недействительным. Суд посчитал, что требование указания страны-производителя мешков вообще не должно включаться в техзадание, а параметры емкости химреагентов не влияют на качество оказываемых услуг.

УФАС настаивала на своей правоте и подала жалобу в Апелляционный арбитражный суд. Однако еще до ее рассмотрения Тимур Хабибуллин был задержан. На первом допросе он рассказывал, что Гимранов сам предложил ему 500 тыс. рублей, чтобы он прекратил оспаривать результат аукциона, и в итоге, после переговоров с Хусаиновым, принес эти деньги к нему в офис. На том ноябрьском допросе Хабибуллин говорил, что согласился на получение денег из-за финансовых трудностей: хотел оплатить аренду офиса и кредиты. А вот в суде он от этих показаний наотрез отказался, заявил о провокации со стороны Гимранова с целью убрать конкурента. Подсудимый уверял, что взял деньги в качестве оплаты услуг субподряда, выполнение которых ему было предложено со стороны выигравшей тендер фирмы.

Хабибуллин пошел в Арбитражный суд РТ, и в результате 28 октября 2015 года решение УФАС по РТ по жалобе «Гранд Альянса» было признано недействительным. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Подсудимый Хусаинов давать показания в суде отказался, вину не признал, пояснив, что в деятельности фирмы своего знакомого Хабибуллина никакого участия не принимал, денег у Гимранова не вымогал, но был свидетелем их разговора о тендере. Хусаинов сообщил, что в ходе предварительного следствия оговорил себя и Хабибуллина только для того, чтобы не попасть в СИЗО, а вернуться домой к трем малолетним детям. По словам подсудимого, он является отцом-одиночкой, мать детей лишена родительских прав. При постановлении приговора суд обратил внимание на то, что декабрьские признания Хусаинова, Хабибуллина о вымогательстве практически дословно повторяли показания потерпевшего. И на то, что уже через 3 дня после такого признания Хабибуллин был освобожден под домашний арест, хотя срок его реального ареста истекал лишь через 3 недели.

Контракт продолжает исполняться

Еще интересней тот факт, что пока шло предварительное и судебное следствие, недействительным решение УФАС по РТ успели признать Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд и ФАС ПО (постановление от 3.03.2016). А стало быть УФАС по РТ была обязана пересмотреть жалобу гендиректора «Гранд Альянса» и принять решение о законности либо незаконности проведенного в КАИ тендера.

Вот только вчера в пресс-центре вуза «Реальному времени» официально сообщили: «Решением суда контракт, заключенный с ООО «АРС-Клининг» по итогам аукциона, не признан недействительным. В связи с этим он продолжает исполняться, но близится к завершению». При этом претензий к исполнителю у заказчика за год не возникало. На вопрос «Реального времени»: «Привлекался ли организатор торгов Матросов к дисциплинарной ответственности?», — в вузе ответили: «Первая редакция документации об аукционе была обжалована в УФАС по РТ, в результате чего сотрудник КНИТУ-КАИ был привлечен к дисциплинарной ответственности».

Что же из себя представляет скандальный контракт на клининг в казанском вузе, для которого арбитражные суды не указ? Согласно техзаданию, с 15 августа 2015 года до 14 августа 2016 года поставщик услуг берется проводить работы по санитарному содержанию внутренних помещений КНИТУ-КАИ. Это семь общежитий вуза и шесть административно-учебных корпусов, включая одну новостройку. Общая площадь объектов клининга — 96,6 тыс. кв. м. В перечне услуг — ежедневная комплексная уборка с 5 до 8 утра с мытьем полов, чисткой зеркал, удалением пыли с решеток, мониторов, стендов, подоконников, чисткой ковров, мытьем туалетных комнат и сантехники, чисткой урн с заменой мешка, выносом мусора. В общем, вроде бы ничего, требующего лицензии ФСБ. Примечательно, что утреннюю уборку в главном корпусе и еще в двух административных зданиях вуза требуется проводить шесть дней в неделю, а в остальных зданиях только пять.

Помимо комплексной предусмотрена ежедневная поддерживающая влажная уборка с дезинфицирующими средствами в кабинетах (один раз в день), коридорах, на лестницах (не менее 3 раз в день) и в санузлах (раз в два часа) с регулярным пополнением последних туалетной бумагой, мылом, освежителями — «расходники» предоставляются заказчиком. Также ежемесячно по требованию заказчика в выходные и праздники может быть проведена генеральная уборка с чисткой плинтусов, порогов и углов парогенератором, с мытьем дверей, глубокой чисткой пола, нанесением на пол нескольких слоев защитной эмульсии, его полировкой и химчисткой ковров. Окна в КАИ обязаны вымыть дважды в год изнутри и лишь раз снаружи. В последнем случае заказчик требует специалистов с допуском к работам на высоте.

В среднем каждый день уборки в вузе обошелся бюджету в 63,2 тыс. рублей (включая выходные), а каждый квадратный метр — в 65 копеек в день. При этом на поддержание красоты в главном здании КАИ на Карла Маркса, 10 (площадь 14,7 тыс. кв. м) ежедневно расходуется 9,6 тыс. рублей, а в общежитии на Большой Красной, 18 (3,4 тыс. кв. м) — 2,2 тыс. рублей. В месяц затраты на те же здания составляют 289 и 68 тыс. рублей, а в год — 3,5 млн рублей и 816 тыс. рублей, соответственно.

Уборка Академии дешевле общаги

Для сравнения: тот же «АРС-Клининг» в феврале заключил контракт на уборку здания Академии наук Татарстана (3,9 тыс. кв. м) за 484 тыс. рублей сроком на 11 месяцев. И его уборка обойдется бюджету почти в 44 тыс., что дешевле таких же услуг в меньшей по площади общаге КАИ. Отметим, что аналогичный тендер на уборку КАИ заключал в 2014 году за 20 млн на уборку помещений в 11 зданиях (95,1 тыс. кв. м). Тогда победителем стало ООО «УК «Примекс», гендиректор Елена Российская. Вряд ли стоит удивляться, что учредителем и владельцем ООО «АРС-Клининг» — нынешнего подрядчика вуза — является Степан Российский, ранее руководивший той же компанией.

Кстати, ООО «УК «Примекс» Российских упоминалось в связи с уголовным делом руководителя департамента АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов» Арамиса Гараева, который был осужден в год водного ЧМ за откат в 2 млн рублей от представителя конкурирующей фирмы за победу на электронном аукционе за право убирать спортобъекты.

В общем, как ни крути, проведение казанских тендеров по клинингу — дело не менее грязное, чем сама уборка. К такому выводу, похоже, пришел и Вахитовский райсуд, указав на грубые нарушения законодательства о госзакупках в своем частном постановлении. В частности, суд отметил разглашение конфиденциальных сведений членом аукционной комиссии Матросовым, желание потерпевшего отговорить конкурента от участия и привлечение к торгам аффилированной фирмы. «Данные обстоятельства не были установлены органами предварительного следствия либо были умышленно искажены, что свидетельствует о недобросовестном отношении лиц к своим профессиональным обязанностям. Результаты аукциона были признаны арбитражными судами незаконными, виновные лица при этом ответственности не понесли», — констатировала судья Лилия Галимова.

О результатах рассмотрения частного постановления прокурором РТ и руководителем СУ СКР по РТ станет известно в течение месяца.

Ирина Плотникова, Максим Матвеев

Новости партнеров