Минэкономики предложило начинающим предпринимателям сразиться за миллион в эфире ТВ
В дополнение к грантам, льготной аренде и консалтингу ведомство Артема Здунова поддержит предпринимательство его пропагандой
Министерство экономики РТ, КФУ и «Фабрика предпринимательства» запустили в минувшую субботу новый проект — реалити-шоу по созданию бизнеса. Победитель получит миллион рублей на развитие своего дела, которое откроет с помощью наставников на глазах у аудитории двух телеканалов — федерального WBC и татарстанского ТНВ. Как убедилась побывавшая на презентации проекта корреспондент «Реального времени», недостатка в желающих поучаствовать в шоу начинающих предпринимателях не будет — заявки на сегодняшний день подали свыше 800 человек. На финише останется не менее полусотни платящих налоги и обеспечивающих рабочие места предприятий.
50 готовых бизнесов
10 команд на протяжении 90 дней будут создавать и развивать свой бизнес-проект на глазах многомиллионной аудитории двух телеканалов. Организаторы их не называют, однако, по информации «Реального времени», речь идет о федеральном кабельном проекте World Business Channel и ведущем республиканском телеканале ТНВ. Показ реалити-шоу начнется в мае, запись первых выпусков идет уже сейчас.
О том, как это будет, организаторы реалити-шоу рассказали в ГТРК «Корстон» в минувшую субботу. Именно в этот день официально стартовал отбор проектов. Суть реалити-шоу состоит в том, что участники проекта за 3 месяца должны на глазах у зрителей создать свой бизнес с выручкой не менее 150 тыс. руб. в месяц. «Участники проекта будут создавать бизнес при поддержке экспертов и наставников, которые будут проводить для них мастер-классы и направлять их на пути создания бизнеса, а весь процесс будет транслироваться по телевидению», — уточняют в минэкономики РТ.
К слову, минэкономики выступило инициатором и заказчиком проекта, который позволит популяризировать самозанятость и предпринимательство среди молодежи и многомиллионной аудитории двух крупных телеканалов. Проект реализуется совместно с проектом «Фабрика предпринимательства» и Казанским (Приволжским) федеральным университетом. Как рассказал «Реальному времени» замминистра экономики РТ Рустем Сибгатуллин, 50 проектов с ежемесячной выручкой в 150 тыс. рублей — это лишь один из результатов проекта. «На этом примере мы хотим показать людям, что не надо бояться делать бизнес. И в итоге можем получить и сто, и тысячу новых бизнесов с рабочими местами, налогами и прочими атрибутами, необходимыми для развития экономики», — пояснил он.
800 заявок и преимущества бизнеса в России
Как заявил на стартовом отборе один из основателей «Фабрики предпринимательства», основатель компании «Булатов груп» (объединяет проекты РК «Туган авылым», ресторан «Якитория», Art coffee, «Изюм», караоке-клуб «Студио», сеть «Екосо» и др.) Айдар Булатов, всего на шоу поступило более 800 заявок от желающих поучаствовать в проекте. Действительно, площадка в «Корстоне», рассчитанная примерно на 150 человек, в субботу была забита до отказа: многим не хватило места, и люди стояли в несколько рядов. В основном это были молодые парни и девушки, судя по внешнему виду, большинство из них недавно поступили в вузы. Проявляли они и свойственный молодежи энтузиазм, участвовали в диалоге с ведущим, в роли которого выступал сам Булатов. А когда он спросил, сколько, по мнению аудитории, нужно средств на открытие собственного дела, большинство из них посчитали, что нисколько.
Чтобы поддержать молодежь, организаторы позвали на презентацию проекта уже состоявшихся бизнесменов, которые на «Фабрике предпринимательства» выступят в роли наставников. Они же будут курировать работы участников во время реалити-шоу. По словам наставников, делать бизнес в России намного легче и выгоднее, чем за рубежом. «Работать в России легче всего, потому что здесь самый низкий уровень налоговой нагрузки», — обратился к собравшимся совладелец компании Wok&Go Марат Багаутдинов. По его словам, американцы удивляются, когда слышат о том, сколько российские предприниматели платят государству. Сам Багаутдинов получил свой первый бизнес-опыт в 16 лет, продавая рефераты одноклассникам. К слову сказать, о том, что предпринимательская жилка у нынешних бизнесменов появилась еще в детстве, заявляли на презентации все «наставники»: кто-то вместе с друзьями за 2 рубля открывал тяжелые ворота во двор, чтобы машины могли проехать, кто-то продавал с балкона соседям бананы, когда оказывался запертым дома в одиночестве.
Среди собравшихся оказалось немало девушек. К ним и обратилась одна из наставниц, владелец компании «АИСТ тур» Альбина Ибрагимова. Она заявила, что делать бизнес должны именно женщины. «Женский бизнес существует, особенно в Татарстане. Мне все очень помогают», — сказала Ибрагимова. Зал засмеялся.
Организационные расходы — за минэкономики, а миллион — от инвесторов
Выступил перед аудиторией и проректор КФУ по экономике Марат Сафиуллин. «Я тоже первый раз на реалити-шоу, так что не судите строго», — пошутил он. Затем, уже всерьез, добавил, что проект даст практическое дополнение к теоретическим знаниям, которые студенты получают в университете. Это поможет университету и Татарстану активнее работать над «повышением международной конкурентоспособности».
Чтобы из 800 заявок отобрать потенциальных предпринимателей, организаторы шоу решили провести кастинг, своеобразный тест на креативность. Прообразом для задания послужил живший в 1975 году американец Гэри Дал. Он, наслушавшись жалоб своих друзей на хлопоты по уходу за домашними животными, стал продавать в магазинах булыжники в коробках с нарисованными на них глазами и заработал многомиллионное состояние на так называемых «питомцах для ленивых». «Эти питомцы могли выполнять команду «лежать», «спать» и «фас», если придать камню ускорение», — пошутил Булатов. Для участников реалити-шоу пропуском в телевизор станет рекламный ролик про точно такой же камень, который нужно подать так, чтобы его захотелось купить. Свои работы конкурсанты должны предъявить до 14 апреля.
Как рассказал «Реальному времени» Айдар Булатов, показ реалити-шоу на ТВ стартует в мае, а пока идет запись первой программы. Победитель получит 1 млн рублей на развитие бизнеса на безвозвратной основе. «Минэкономики финансирует программу проведения, но главный приз — миллион рублей — предоставят инвесторы», — пояснил он.
Бизнесмен добавляет, что несмотря на то, что много времени уходит на развитие «Фабрики», «Булатов групп» в кризис не закрыло ни одного заведения. «Возможно, это является для меня заменой, иногда мы наблюдаем уход в чиновники, в общественную жизнь, если есть какие-то проблемы в бизнесе. Но мы планируем развиваться и уже проходили кризис в 2008-2009 годах. Наши ожидания, что мы выйдем из него усилившимися», — говорит он. По мнению Булатова, пик кризиса татарстанский общепит уже почувствовал, и те, кто не мог продолжать деятельность, уже закрылись.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.