Новости раздела

Гастроли «Современника» начались с истории любви

Вчера на сцене ТГАТ им. Г. Камала начались гастроли московского театра «Современник». Первым спектаклем, который увидели казанцы, был «Три товарища» по культовому роману Ремарка. На спектакле побывала корреспондент «Реального времени».

«Это не малые гастроли»

«Современник», на спектаклях которого выросло не одно поколение зрителей, впервые гастролирует в Казани. Старшее поколение казанских театралов помнит времена, когда, чтобы попасть в зал этого театра, надо было выстоять ночь в очереди. Что, впрочем, не гарантировало покупку билетов.

В принципе, нечто похожее происходило и перед гастролями театра в Казани. Ночами за билетами не стояли, но на все спектакли они разошлись в мгновенье ока. Цены по казанским меркам были немаленькие: от четырех с половиной тысяч до пятисот рублей. Те, что за пятьсот, — это последний ряд балкона.

«Современник» привез в Казань четыре спектакля: «Три товарища» по роману Ремарка, чеховский «Вишневый сад», «Двое на качелях» Гибсона и грибоедовское «Горе от ума». Все спектакли, кроме комедии Грибоедова, будут показываться по два раза.

Художественный руководитель «Современника» Галина Волчек, чье эксклюзивное интервью наше издание опубликовало вчера, в Казань не приехала. Руководство театра представляет его директор Игорь Попов и ведущий актер труппы Сергей Гармаш. Именно они перед началом первого гастрольного спектакля пообщались с прессой.

«Спектакль «Три товарища» расположился на сцене камаловского театра достаточно хорошо, он у нас немаленький, для него нужно достаточно большое театральное пространство, с этим у нас проблем не было», — рассказал Сергей Гармаш.

По словам директора театра Игоря Попова, «Современник» благодарен правительству Татарстана и мэрии Казани, которые помогли организовать гастроли. Корреспондент «Реального времени» поинтересовалась: «Поскольку малые гастроли «Современника» проходят хорошо, можно ли рассчитывать, что театр приедет в Казань на большие гастроли?».

«Я бы не назвал эти гастроли малыми, по нынешним временам, если посмотреть финансовую составляющую, это большие гастроли: мы представляем здесь четыре спектакля из репертуара театра, в общей сложности в Казань приезжают двести человек. Если будет зрительский интерес и благосклонность руководства Татарстана, мы с удовольствием приедем. Если мы будем нужны зрителям Татарстана, мы обязательно устроим гастроли не раз», — ответил директор «Современника».

Можно сказать, что на пресс-подходе официальная часть и завершилась. К счастью, не было утомительно-обязательных речей, и спектакль, которого так ждал переполненный до отказа зал, где были заняты даже ступеньки возле сцены, начался.

«Нас все время обманывали!»

Галина Волчек не любит слово «инсценировка». Она предпочитает говорить о театральном прочтении. Если исходить из этого термина, роман Ремарка прочитан ею, постановщиком спектакля, тщательно и подробно, внимательно и вдумчиво. Не просто прочитан — мастерски переложен на адекватный театральный язык.

Удивительно, что «Три товарища» были поставлены только в 1999 году. Пик популярности романов Ремарка в России пришелся на период «оттепели», на то время, когда «Современник» начинался и они были на одной волне. Но, наверное, судьбе так было угодно, чтобы роман Ремарка замкнул на театральной афише двадцатый век.

Время бывает так причудливо, и постановка, которой уже семнадцать лет, возможно, именно сейчас будет переживать новый пик своей актуальности. Можно предположить, что к «обманутым поколениям», пережившим Афганистан и чеченские войны, прибавятся донбасские добровольцы, которые вслед за героем «Трех товарищей» смогут горько воскликнуть: «Нас все время обманывали!».

Германия тридцатых годов прошлого века, с одной стороны, еще не успевшая оправиться от Первой мировой, с другой — уже марширующая по улицам с факелами и вскидывающая руку в известном приветствии. И среди всего этого — любовь Патриции (Светлана Иванова) и Роберта (Александр Хованский). Счастливая любовь и обреченная.

И эта главная линия спектакля переплетается с еще несколькими, которые, кажется, не имеют к ней отношения, но тем не менее они творят тот мир, в котором встречаются и расстаются главные герои. Обреченность Патриции сквозит в каждом слове, в каждом жесте. Любовь не спасает — она только оттягивает трагический финал.

Трое фронтовых друзей — Роберт, Отто (Сергей Юшкевич) и Готфрид (Сергей Гирин), — выстоявшие на Первой мировой, выжившие в годы безвременья, конечно же, окажутся нежизнеспособны в новой Германии. Хотя им хотелось самую малость. «Жить, просто жить», — говорит Патриция.

Финал спектакля — метафора. Герои в верном друге-автомобиле поднимаются к небу, словно улетают. Вырываются из мира, в котором невозможно жить. Просто жить. И подсознательно ждешь, что вот-вот услышишь чеховское «мы отдохнем». Ремарк становится очень русским. Наверное, потому, что потерянные, преданные поколения везде, во все времена одинаковы.

Татьяна Мамаева, фото: пресс-служба театра
Мероприятия

Новости партнеров