Новости раздела

Шаймиев о «пакете Яровой»: «Госдума приняла его в угаре предвыборной борьбы»

«Реальное время» представляет стенограмму выступления госсоветника РТ об антитеррористическом пакете

Сегодня первым на заседании татарстанского парламента выступил госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. Он высказался о нашумевшем антитеррористическом пакете от депутата Ирины Яровой. А именно о поправках в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», куда предлагается ввести отдельную главу «Миссионерская деятельность».

Фарид Мухаметшин начал с того, что предложил рассмотреть внесение изменений в повестку дня от депутатов. Следом он предоставил слово государственному советнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Первый президент Татарстана решил выступить по нашумевшему антитеррористическому пакету от депутата Ирины Яровой.

— Как известно, 24 июня Государственная дума РФ приняла во втором и третьем чтениях антитеррористический пакет. Безусловно, нельзя не согласиться со многими принципиальными пунктами поправок, но в то же время [сомнения] вызывает у депутатов Госдумы глава о миссионерской деятельности. Законопроект принят, но при этом 147 депутатов Госдумы голосовали против.

«24 июня Государственная дума РФ приняла во втором и третьем чтениях антитеррористический пакет. Безусловно, нельзя не согласиться со многими принципиальными пунктами поправок, но в то же время [сомнения] вызывает у депутатов Госдумы глава о миссионерской деятельности». Фото kommersant.ru

Сейчас поступает очень много вопросов от верующих, представителей конфессиональных организаций, требуется большое уточнение. В законе есть неточности или [положения], требующие уточнения в законодательном порядке. Законопроект принят в спешке, он оказался резонансным, об этом уже в обществе заговорили.

Миссионерской деятельностью отныне могут заниматься только зарегистрированные организации и группы — это молитвы и мероприятия, связанные с религиозными обрядами. При этом такая деятельность вне специальных предназначенных для того помещений запрещена, за нарушение — штраф 2 млн рублей. Каким-то конфессиям это подходит, но как провести у себя дома, например, ифтар (разговение — прим. ред.)? Без молитвы он не сопровождается. Кто-то должен это проконтролировать? Или никах (мусульманское бракосочетание — прим. ред.)? Или поминание (видимо, имеется в виду собрание по усопшим «три дня», «семь дней» и т. п. — прим. ред.)? Да, там в законе сказано, как бы храмы религиозные и кладбища. Неоднократный намаз читается. У других конфессий свои обряды есть.

Закон принят в спешке. Что бы я предложил? Завтра этот закон будут рассматривать на предмет одобрения, неодобрения Совета Федерации. Я бы попросил поручить нашим представителям в Совфеде выступить с предложением воздержаться от одобрения. Это не говорит [о том], что закон надо отменить. Придет срок. [А пока] в угаре предвыборной борьбы Госдума приняла. Новый состав рассмотрит — это будет по закону. Я считаю, что наши представители должны высказать позицию нашего Госсовета.

После завершения выступления Шаймиева спикер татарстанского парламента Фарид Мухаметшин пообещал, что поставит на протокольное голосование поручение членам Совфеда от Татарстана Олегу Морозову и Ильдусу Ахметзянову донести позицию нашего парламента, высказанную госсоветником.

«Мы обсудим сейчас это предложение. Коллеги, действительно очень резонансный получился законопроект, который не только в медийном пространстве, но и в обществе очень активно обсуждается. В целом поддерживая такое направление, мы конечно тоже насторожились на то, что ряд норм этого закона будет противоречить реалиям жизни, — заявил Мухаметшин. — Не будет возражений? Решение принимается. Я бы попросил аппарат сейчас стенограмму Шаймиева взять и подготовить срочно информацию, под которой я подпишусь, направить нашим сенаторам немедленно сегодня, чтобы они наше протокольное поручение выполнили и предложили рассмотреть внесение изменений в повестку дня от депутатов».

Лина Саримова
Справка

«Пакет Яровой» — это законопроекты и поправки, которые были внесены депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Пакет включает в себя ряд новых уголовных статей, среди которых «недоносительство» и «оправдание терроризма в соцсетях». Законопроекты обязывают операторов мобильной связи хранить записи телефонных разговоров и SMS, что потребует от компаний миллиардных расходов на содержание базы данных, ведущие операторы уже жаловались, что принятие поправок вынудит их нести огромные убытки.

Более того, закон обязывает мессенджеры по требованию правоохранительных органов расшифровывать личные сообщения граждан. Также законопроект ужесточает регулирование религиозной сферы поправками «о миссионерстве». Невзирая на критику общества и участников рынка, «пакет Яровой» был принят Госдумой.

В закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» предлагается ввести отдельную главу «Миссионерская деятельность». В ней говорится о «распространении веры и религиозных убеждений вне культовых зданий и сооружений», проповеднической деятельности, в том числе через интернет, а также о сборе пожертвований.

Теперь любой миссионер — и российский, и иностранный — должен иметь при себе разрешение или договор религиозной организации, которую он представляет.

Согласно поправкам в закон 125-ФЗ, термины «богослужение» и «миссионерская деятельность» различаются. Первое допускается совершать в жилых помещениях, второе — запрещается. Впрочем, на данный момент неясно, как правоохранительные органы будут различать эти термины, поскольку «миссионерская деятельность», согласно новым поправкам, включает в себя «публичное совершение богослужений».

по материалам федеральных СМИ

Новости партнеров