Новости раздела

«Сирота казанская»: татарстанские алиментщики задолжали почти 3 млрд рублей

На прошедшем накануне заседании Комитета Госсовета РТ по социальной политике всплыла довольно серьезная проблема для нашей республики — неудовлетворительная работа социальных приютов для детей. Как выяснилось, организация летнего отдыха для их воспитанников оборачивается срезом финансирования для министерств, местные психологи не способны оказывать детям столь необходимую помощь, а хваленые кружки и клубы, о которых регулярно отчитываются приюты, зачастую существуют только на бумаге.

Социальные приюты РТ заполнены дошколятами из неблагополучных семей

Вчерашнее заседание вышло довольно эмоциональным по очевидной причине — основной вопрос повестки дня, на который спикеры потратили почти два часа, оказался поистине щекотливым — члены комитета обсуждали работу социальных приютов в РТ. Согласно данным министерства труда и занятости РТ, всего в республике функционирует 18 социальных приютов на 618 мест, из которых на 1 июня 2016 года занято 569 мест несовершеннолетними детьми.

Как сообщила заместитель министра труда РТ Юлия Андреева, в основном приюты заполнены детьми дошкольного возраста (более 50%), а основная категория детей (54%) — это дети, которые проживают в семьях, находящихся в социально-опасном положении.

— Уровень детского неблагополучия в нашей республике относительно невысок: всего в Татарстане проживает более 77 тыс. несовершеннолетних, а удельный вес безнадзорных детей в их общем количестве в 2015 году составил 0,34%. По состоянию на 1 июня 2016 года эта цифра составила 0,32%, а по прогнозам, данный индикатор может дорасти до 0,39%, — поделилась общими сведениями Андреева.

Однако главный вопрос заключается в том, как в нашей республике работают с этим процентом детей.

Побеги воспитанников и жадные спортивные школы

В своем докладе Андреева обозначила ряд проблем в сфере обеспечения необходимых условий для социальных сирот. В первую очередь минтруд РТ сталкивается с ненадлежащим надзором за детьми в учреждениях начального и среднего профессионального образования — было зафиксировано несколько побегов: три в Казани и один в Аксубаевском районе. По словам Андреевой, учителя попросту не контролируют детей.

Также для социальных сирот стараются организовывать дополнительное образование (к примеру, посещение спортивных школ), однако иногда встречаются учреждения, которые не хотят предоставлять свои услуги бесплатно.

В то же время «со скрипом» протекает процесс включения детей в трудовую занятость. В июне 2016 года через центр занятости было трудоустроено только 8 воспитанников из Набережных Челнов, Бугульмы и Мензелинска. Остальные районы в этом процессе пока не участвуют. Заместитель председателя Комитета ГС РТ по социальной политике Татьяна Воропаева рекомендовала серьезно заняться этим вопросом.

«Мне стыдно, что они участвуют в организации питания детей»

К слову, обширный список проблем озвучила именно Воропаева, которая в течение двух лет наблюдала за работой республиканских социальных приютов.

— Документация, личные дела воспитанников — я бы сказала с полной ответственностью, что они оформлены безобразно. Часть в папках, часть в компьютерах — я подумала, что они просто на сегодняшний день в таком состоянии, но я попросила архивные дела и увидела, что они находятся в аналогичном состоянии. Убедительно всех прошу поправить это дело, чтобы не было такого безобразия, — высказалась заместитель председателя комитета.

Также, по словам Татьяны Воропаевой, очень слабым местом остается работа психологов, которых зачастую привлекают из школ или социальных центров.

— Они постоянно не наблюдают за детьми, они отрывочно проводят все тестирования, и нет общей картины, которая бы действительно складывалась по ребенку: вот таким он пришел, и через такое-то время он достиг того-то. Тесты и прочие срезы, которые проводятся, не анализируются, заключения по итогам не фиксируются — непонятно, идет ли реабилитация вообще, — возмутилась Воропаева. — Также в планах всегда очень много воспитательной работы, клубов, кружков, но когда просишь дать план хотя бы одного клуба, то его не найдешь. Извините меня, несите ответственность за то, что вы в планах пишете.

Помимо прочего, спикер посоветовала руководителям приютов проследить, когда в последний раз их медработники проходили переподготовку. По словам спикера, некоторые не знают элементарных вещей, за что ей становится стыдно.

— И мне стыдно, что они участвуют, в том числе, в организации питания детей. Я даже не говорю о диетическом питании, которого нигде нет. Также вам необходимо обратить внимание на то, чтобы четко было обозначено, что сотрудники питаются в отведенном месте, отведенными продуктами или оплачивают питание. К сожалению, я вынуждена констатировать… Вы знаете, о чем я, — туманно намекнула Татьяна Воропаева.

Завершая свою эмоциональную речь, спикер заметила, что в республиканских социальных приютах крайне остро стоит вопрос кадров — либо их безграмотность поражает, либо их попросту нет.

— Может быть, я не права, но на сегодняшний день я бы предложила не только скорректировать работу социальных приютов очень серьезно, но и предложила бы произвести их укрупнение, — подытожила заместитель председателя комитета.

Юлия Андреева: «С одной стороны, мы организовываем летний отдых детей, но при этом нам сразу же срезают финансирование, потому что у нас невыполнение государственного задания детей в приютах нет».

«Понимаете, здесь палка о двух концах...»

Следующей проблемой, вызвавшей искреннее негодование у депутата Госдумы РФ Ильдара Гильмутдинова, стала организация летнего отдыха воспитанников приютов. По словам Андреевой, функции по организации были переданы в министерство по делам молодежи и спорта и, при наличии мест, все дети сегодня уже выехали в лагеря. Однако Воропаева заметила, что, по ее данным, большинство детей остаются в социальных приютах.

— Понимаете, здесь палка о двух концах: с одной стороны, мы организовываем летний отдых детей, но при этом нам сразу же срезают финансирование, потому что у нас невыполнение государственного задания — детей в приютах нет, — пояснила Юлия Андреева.

После такого комментария не выдержал и возмутился Ильдар Гильмутдинов:

— Есть же финансирование из федерального бюджета на летний отдых для детей в трудной жизненной ситуации. Его несколько лет не было, вот 4 млрд рублей в бюджете есть. У нас такая большая программа, неужели мы не можем всех этих детей обеспечить летним отдыхом? Мы это можем сделать! Я считаю, нужно просто все силы аккумулировать и сделать это, — высказался депутат.

«Может ли мама одна вынести нагрузку по воспитанию ребенка, не имея никаких средств?»

Также на заседании была затронута проблема, идущая рука об руку с социальным сиротством — злостные неплательщики алиментов. Как сообщил начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры РТ Азат Хусаенов, на начало 2016 года в республике было зарегистрировано более 26 тыс. исполнительных производств на сумму 2,8 млрд рублей.

— Это огромная сумма! Задумайтесь, может ли мама одна вынести нагрузку по воспитанию ребенка, не имея никаких средств к существованию, — задался вопросом Хусаенов. — Прокуратура и Служба судебных приставов возбуждают уголовные дела, но давайте спрогнозируем, что нас ждет в дальнейшем. Я полагаю, что с учетом нынешней экономической ситуации нам придется поработать совместно в более усиленном режиме. Мы должны повысить требовательность сами к себе, к органам профилактики и требовать от нерадивых родителей, как правило, лишенных родительских прав, чтобы они выполняли свои обязанности. Мы должны сделать акцент на пропаганду здоровой, полноценной семьи.

Спикер отметил, что чаще всего неплательщики относятся к той части населения, которая не способна зарабатывать деньги и попросту не желает этого делать. Если же говорить о нормативно-правовой базе, то она не идеальна, но ее вполне достаточно.

Лина Саримова, фото gossov.tatarstan.ru

Новости партнеров