Новости раздела

Минтимер Шаймиев: «Мы сумели построить полноценную систему власти в Татарстане. А президентская — она как бы над всеми»

Минтимер Шаймиев: «Мы сумели построить полноценную систему власти в Татарстане. А президентская — она как бы над всеми»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Ровно 25 лет назад — 12 июня 1991 года — жители Татарстана выбирали сразу двух президентов. Первым президентом Татарской ССР был избран Минтимер Шаймиев. За него проголосовало 70,6% избирателей от числа принявших участие в выборах. Всего в голосовании приняло участие 63,4% жителей республики. О том, в каких условиях был учрежден пост президента в Татарстане, как проходили выборы, благодаря чему республике удалось сохранить опытные управленческие кадры и многом другом в годовщину института избранного президента Татарстана Минтимер Шаймиев рассказал в интервью «Реальному времени».

Обстановка диктовала: так дальше не могло продолжаться

— Минтимер Шарипович, сегодня становление и развитие института президентства в Республике Татарстан является объектом многочисленных исследований. Между тем, можно с уверенностью сказать, что в данном случае огромную роль сыграли лично вы. Каким запомнился вам 1991 год, когда все только начиналось?

— Я думаю, что 1991 год — это следствие, а причинная связь исходит из начавшихся во второй половине 80-х годов перестроечных процессов в СССР. В то время вся страна уже жила в ожидании перемен. Тогда экономика была в упадке, все население пользовалось талонами на продукты питания. Регулировалось абсолютно все — сколько масла, мяса полагалось на душу населения. Помнится, когда я работал министром, моя жена с талонами шла и стояла в очередях, чтобы покупать продукты для нашей семьи.

Не лучше было положение и с товарами повседневного и длительного пользования. Обстановка диктовала: так дальше не могло продолжаться.

Таким образом, по сути дела, при жизни одного поколения, может, чуть больше, состоялись и революция 1917 года, и репрессии, и война. В 1917 году пережили смену общественного строя и формы собственности. И то же самое началось в годы перестройки. Да, перестройка — это была настоящая революция со всеми атрибутами, присущими любым революционным преобразованиям. Хорошо, что в 90-х годах стране удалось обойтись без большой крови.

— Для России институт президентства в 1990-2000-е годы сыграл ключевую роль в обеспечении стабильности в стране. Как вы считаете, что дало президентство Республике Татарстан?

— Я всегда говорю: когда нас обвиняют в том, что Татарстан первым принял Декларацию о государственном суверенитете и начал так называемый «парад суверенитетов», то часто забывают о том, что первой Декларацию о государственном суверенитете приняла Российская Федерация.

Именно Российская Федерация заявила о своих правах перед СССР. Потому что тогда у самой Российской Федерации не было особых прав. Все управлялось госорганами Советского Союза, все было сосредоточено там и регулировалось через Госплан СССР.

Я живой участник начала перестроечных лет, череды съездов народных депутатов СССР и партийных конференций, будучи председателем правительства республики и некоторое время на посту первого секретаря Татарского обкома КПСС. Первыми подняли головы прибалтийские республики. Но у них своя история, там много политики, по сути, за них особо и не держались. Они уже уходили потихонечку. По остальным республикам еще была надежда на обустройство более демократичной, совместной жизни, на обновление Союза.

Да, перестройка это была настоящая революция со всеми атрибутами, присущими любым революционным преобразованиям. Хорошо, что в 90-х годах стране удалось обойтись без большой крови.

Вот в такой ситуации Россия и приняла Декларацию о государственном суверенитете. Затем принял и Татарстан. Потом уже стали называть это «парадом суверенитетов». Тогда наша республика, как и все автономии, была бесправной. В распоряжении нашего правительства (в то время — Совета Министров) было всего-навсего два процента собственности. Два процента! А все остальное являлось собственностью Союза или собственностью Российской Федерации. Но, кстати, собственности Российской Федерации у нас не так много было. В республике располагалось много оборонных заводов, нефтяная промышленность, нефтехимия и ряд других важных предприятий, научных и учебных центров.

Татарстан тогда по своей экономической мощи и по объемам производимой продукции был впереди, выпускал столько, сколько все вместе взятые прибалтийские республики…

В марте 1990 года на III Съезде народных депутатов СССР был введен пост президента СССР и первым президентом СССР был избран Михаил Сергеевич Горбачев.

Я считаю до сих пор, что ему надо было избираться всенародно. Надежды на него были большие, ставили на него, приветствовали. В обществе была определенная эйфория.

Ведь должности президента не было как таковой ни в истории российской, ни в истории СССР. Это учреждалось впервые. Но, к сожалению, Горбачев пошел по наилегчайшему пути: его избрали не всенародно, а на III Съезде народных депутатов СССР, в котором приняли участие 2000 депутатов, 1329 из них проголосовали за его кандидатуру. Считаю, что это стало ошибкой, с тяжелыми для страны последствиями.

В этом плане Российская Федерация поступила лучше. 17 марта 1991 года был проведен референдум об учреждении должности президента России. В конце апреля, по результатам референдума был принят Закон «О выборах президента РСФСР» и назначены выборы президента Российской Федерации.

И тут мы как республика, принявшая Декларацию о государственном суверенитете вслед за Российской Федерацией, приняли решение об учреждении поста президента Республики Татарстан.

Я считаю, что все закономерно. И попытки потом в какой-то мере бросить тень на Татарстан стали несостоятельными.

Когда в условиях уже начавшейся перестройки появились такие формы управления обществом, как президентство, появился президент СССР, и принципиально было принято решение об избрании президента Российской Федерации, то, безусловно, наши общественные организации, депутатский корпус тоже поставили такой вопрос. И мы приняли решение: также учредить должность президента и назначить в один и тот же день выборы и президента Российской Федерации, и президента Татарстана.

Ну, результаты вам известны.

Хотя тогда были созданы одинаковые условия для всех, кандидат в президенты Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин у нас большинство голосов не набрал. А президента Татарстана избрали очень дружно: за него отдали свои голоса 70,6% избирателей от числа принявших участие в выборах.

Могу сказать, что в любом случае это решение себя оправдало.

Приняв Декларацию о государственном суверенитете, мы приняли на себя и обязательства, и ответственность за судьбу многонационального народа республики. В дальнейшем мы это закрепили через договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», подписанный в феврале 1994 года. Почему мы придаем этому договору большое значение? Мы долго работали над этим документом.

Раз мы заявили о правах, должна быть и власть соответствующего уровня, объединяющая деятельность и исполнительных, и законодательных ветвей власти. Это было необходимо.

Вот таким образом был избран первый президент Республики Татарстан. Это был выбор народа. И это закреплено Конституцией нашей республики. По Конституции президент Татарстана является высшим должностным лицом Республики Татарстан и главой государства. Ничего надуманного тут нет, по смыслу 5-й статьи Конституции Российской Федерации республика отождествляется с государством, при этом выражение «государство» выводится в скобках, 2-й пункт этой статьи гласит: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». Кстати, так было и в Конституции СССР. При принятии новой Конституции Татарстана все цивилизованные правовые нормы государственности были соблюдены.

Раз мы заявили о правах, должна быть и власть соответствующего уровня, объединяющая деятельность и исполнительных, и законодательных ветвей власти. Это было необходимо.

Возможно, они противоречили уже изжившим себя Конституции СССР и Конституции РСФСР. Это другое дело. Во все времена так: революции совершаются и появляются новые правила жизни. Это нормальные процессы для перестроечных лет и периода становления государственности Татарстана.

Не просто шли политические и экономические реформы. Иной раз политические шли вперед, а экономические отставали. Экономические реформы всегда сложнее проводить. Политические реформы — это заявление о своих устремлениях, задачах, обеспечивание политической стабильности. Но без экономики это невозможно. Поэтому жизненный и хозяйственный опыт, команда и избранный президент республики — все это сыграло положительную роль. По-другому и быть не могло.

Нам удалось сохранить кадры

— Первые всеобщие демократические выборы президента Татарстана состоялись 12 июня 1991 года. С какими трудностями пришлось столкнуться? Наверняка есть какие-то наиболее запомнившиеся лично вам моменты, события того времени. Расскажите о них….

— Когда говорят, что первые выборы президента Татарстана были безальтернативными, забывают очень интересные детали. В 1989-91 годах появилось немало политических движений, лидеры которых стремились реализовать себя на президентских выборах в июне 1991-го. Верховным Советом республики на основе Закона о выборах было установлено необходимое количество подписей избирателей, поддерживающих кандидатов в президенты. Подписи собирали несколько человек, в том числе Иван Грачев, Камиль Шайдаров. В Центризбирком были предоставлены подписи в поддержку 4-х кандидатов, но трое из них не смогли набрать нужное количество подписей. Я тогда в избирком принес 200 с лишним тысяч подписей и получил необходимую по закону поддержку для участия в выборах. Во всяком случае, было не просто так: взяли и избрали.

Я считаю, что нам удалось определиться, каким должен быть Верховный Совет, законодательный орган республики, и каким должно быть правительство, исполнительный орган. Каждый должен был нести свой чемодан. И нам удалось сделать так, чтобы работа шла по правилам. Раньше — и я испытал это на себе, еще работая председателем правительства, — партийные органы не давали толком работать самостоятельным исполнительным органам госвласти, определенным Конституцией. Партия всегда вмешивалась в работу исполнительных органов власти.

В те годы единственной партией была коммунистическая партия, она всем управляла, у нее была руководящая роль в обществе, закрепленная 6-й статьей Конституции СССР. Это нам урок на все времена. В цивилизованном демократическом обществе не может быть однопартийной системы.

— Кто были ваши единомышленники? С кем вы приступили к строительству этого нового для страны института власти?

— В то время нас в чем только ни обвиняли. Например, в том, что у нас в правительстве оказались хозяйственные руководители, в основном из мест — Мухаммат Галлямович Сабиров, Фарид Хайруллович Мухаметшин. Потом Рустама Нургалиевича Минниханова пригласили, молодого, но уже имеющего опыт хозяйственной работы.

Это были руководители «от земли», я бы так сказал. Это должны были быть люди понимающие, знающие, как все происходит в реальной жизни. И это сыграло, может быть, даже решающую роль. Это были люди и с определенным опытом партийно-советской работы.

Считаю, что нам удалось сохранить кадры. Они складывались годами. Была система подготовки кадров, первые секретари райкомов и горкомов вырастали через дела и были людьми подготовленными.

Перестройка шла под лозунгом «Вся власть Советам». И всю власть надо было отдавать Советам. Из Конституции СССР убрали 6-ю статью о руководящей роли партии. Это в корне меняло положение партийных руководителей. И тогда мы сориентировались, как надо дальше действовать.

Не забуду: собрал тогда первых секретарей райкомов, горкомов. В то время я был первым секретарем обкома, после Гумера Исмагиловича Усманова, когда его взяли секретарем ЦК КПСС. Первые секретари райкомов были все опытные люди, я был намного моложе многих из них. Я им предложил: «Будущего у партии нет, отныне однопартийной системы не будет. Вы опытные люди, и я предлагаю вам переходить на работу в Советы».

Очень тяжелое впечатление у меня осталось от той встречи. Как они смотрели на меня! Все они были властными людьми. Но после этого разговора около 70 процентов первых секретарей партии возглавили Советы. И мы этому способствовали. Остальные, те, кто не сориентировался, остались в партии, у которой перспективы уже не было.

Главное, повторю, нам удалось сохранить кадры.

Мы сумели построить полноценную систему власти в Татарстане. Поэтому все ветви власти развиваются, мы стараемся ни в какой форме не ущемлять ни одну из них. А президентская власть — она как бы над всеми.

В очень многих областях и краях, когда перестройка пошла полным ходом, под давлением уличных митингов партийных работников просто сметали со своих постов. Это были во многом хорошие секретари, опытные. И если бы мы не сработали на опережение, нам не удалось бы сохранить костяк кадров, который впоследствии сыграл большую роль в становлении новой республики.

Показателен был митинг на площади Свободы 18 февраля 1990 года, это был исторический митинг. Это было жесткое испытание для КПСС. Все были революционно настроены — неважно, националисты или федералисты — они во всю мощь критиковали власть, партийные органы, и никто из партийных работников не смог им аргументированно ответить. Не было опыта дискуссий и борьбы, потому что у партии никогда не было конкурентов, следовательно, и политической закалки. Я тогда понял, что такое однопартийность, которая приводит к бессилию.

В те времена во многих областях и краях страны пришли к власти те, кто не имел никакой хозяйственной подготовки. Пришли те, кто хорошо говорил, много обещал — одним словом, популисты. Потом они по-быстрому ушли, потому что у них ничего не получилось. Я все это наблюдал, видел. Вот представьте себе: Москва. Была мощнейшая региональная группа народных депутатов, состоящая из политиков новой волны, в их числе и Гавриил Попов. Его избрали мэром Москвы. Но я должен сказать — он честный человек. Он всегда критиковал систему и власть за то, что нет порядка. Но, поработав мэром один год, честно признался: «Оказывается, быть мэром — не мое дело». Никогда не забуду: он смело заявил и ушел!

А в других регионах этого не происходило, даже в крупных городах России. Многим не хватило духа уйти самим. Надеялись на чудо, но оно не произошло.

Мы сумели построить полноценную систему власти в Татарстане. Поэтому все ветви власти развиваются, мы стараемся ни в какой форме не ущемлять ни одну из них. А президентская власть — она как бы над всеми.

На фото: вступление Минтимера Шаймиева в должность президента Татарстана, 4 июля 1991 года.

Интернег-газета "Реальное время", фото Михаила Медведева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

После введения на III Съезде народных депутатов СССР (12—15 марта 1990 года) должности Президента СССР в союзных и автономных республиках стал вводиться пост президента.

24 апреля 1991 года должность президента РСФСР была учреждена на основании результатов Всероссийского референдума о введении поста Президента РСФСР, который был проведен в России в один день со Всесоюзным референдумом о сохранении СССР — в воскресенье 17 марта 1991 года.

Утверждая результаты этого референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР», который регулировал деятельность и полномочия президента, и Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР», который определял процедуру его избрания.

Тогда же закон «О Президенте РСФСР» был внесен на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР, который 24 мая 1991 года внес в Конституцию РСФСР соответствующие изменения и дополнения. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик СССР.

13 мая 1991 года в Конституцию ТССР были внесены изменения и дополнения в связи с учреждением поста президента Республики Татарстан. Народные депутаты приняли закон «О выборах Президента Татарской ССР».

Постановлением Верховного Совета от 13 мая проведение выборов президента РСФСР поручалось Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Татарской ССР.

С такими предложениями ранее не раз выступали «националы»: ВТОЦ и партия «Иттифак». После того, как было принято решение о введении поста президента России, Марат Мулюков сказал: «Если изберем российского президента, у нас не останется места для президента татарского народа».

(Первые президентские выборы в Татарстане часто называют безальтернативными, не учитывая весь процесс выдвижения кандидатов)

27 мая IV сессия Верховного Совета продолжила свою работу. В повестку дня были включены два дополнительных вопроса. С сообщением о кандидатах на пост президента Татарской ССР выступил председатель Центральной избирательной комиссии по выборам президента Татарской ССР И.Галеев. Он сообщил, что в Центризбирком поступили подписи в поддержку 4 кандидатов. Кандидата И.Бареева поддержали 874 избирателя, кандидата Ивана Грачева — 13665, Камиля Шайдарова — 3821, Минтимера Шаймиева — 202417. Необходимую по закону поддержку получил только Минтимер Шаймиев. Он и был зарегистрирован единственным кандидатом на пост президента Татарстана.

Минтимер Шаймиев поблагодарил за поддержку, выразил сожаление, что выборы оказываются безальтернативными. Депутат М.Хафизов поинтересовался, когда у него будет собственная президентская программа. М.Шаймиев пошутил — избиратели на встречах составят.

Прошло тайное голосование по поддержке кандидата, зарегистрированного Центризбиркомом. М.Шаймиева поддержали 186 человек, против было 31.

В этот же день было принято постановление Верховного Совета, вносящее изменение и дополнение в предыдущее решение о выборах президента России, в котором указывалось, что Татарская ССР официально не участвует в выборах, но «оказывает заинтересованным гражданам республики содействие в реализации их избирательного права в день выборов Президента РСФСР».

Это решение вызвало митинги протеста и сторонников депутатов-«федералов», которые были за официальное участие республики в выборах, и сторонников национал-радикалов, которые выступали за полное бойкотирование выборов Президента России.

12 июня 1991 года жители Татарстана выбирали сразу двух президентов. Первым Президентом Татарской ССР был избран Минтимер Шаймиев. За него проголосовало 70,6% избирателей от числа принявших участие в выборах. Всего в голосовании приняло участие 63,4 процента жителей республики.

В выборах Президента РСФСР принимало участие 36,5% избирателей, 45% из них поддержали кандидатуру Бориса Ельцина.

26 июня Президиум Верховного Совета принял решение «О порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования в г.Казани», в котором запрещалось проводить митинги на площади Свободы. Для этих целей предлагались другие места.

4 июля состоялась V внеочередная сессия Верховного Совета.

Первым выступил председатель Центризбиркома И.Галеев, который сообщил о результатах выборов.

Народные депутаты приняли два закона:

  • «О вступлении в должность Президента Татарской ССР» (04.07.91);
  • «О защите чести и достоинства Президента Татарской ССР» (04.07.91).

В этот день Минтимер Шаймиев официально вступил в должность первого Президента Татарской ССР, дав клятву на верность многонациональному народу республики. Клятва была краткой: «Торжественно клянусь верно служить народу Татарской ССР, укреплять и защищать суверенитет Республики Татарстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности Президента Татарской Советской Социалистической Республики».

Он произнес эти слова, положив руку на текст Конституции республики — старой Конституции, латаной-перелатаной всякими поправками.

Он досрочно снял с себя полномочия народного депутата Татарской ССР и был освобожден от должности руководителя республиканского парламента.

По представлению М.Шаймиева Верховный Совет утвердил Василия Лихачева вице-президентом Татарской ССР, освободив его от должности председателя Комитета конституционного надзора.

5 июля Председателем Верховного Совета народные депутаты избрали Фарида Мухаметшина, заместителя Председателя Совета Министров ТССР.

5 июля народные депутаты поддержали предложения Президента по структуре и составу Кабинета Министров, внеся соответствующие изменения в Конституцию Татарской ССР. Правительство республики отныне стало называться не Советом, а Кабинетом Министров.

Премьер-министром был назначен Мухаммат Сабиров.

6 июля сессия дала согласие на назначение членов правительства: первыми заместителями Премьер-министра — Валерия Васильева и Мансура Хасанова, заместителями — Равиля Муратова, Валерия Стекольщикова, Фарита Газизуллина, Фильзу Хамидуллина. Практически все министры и председатели государственных комитетов сохранили свои должности и в новом составе правительства.

Новости партнеров