Новости раздела

Тимур Нагуманов: «В этот раз мы поставили рекорд по количеству вопросов Минниханову — поступило более 350»

Стенограмма онлайн-конференции «Реального времени» с уполномоченным при президенте РТ по защите прав предпринимателей. Часть 1

Тимур Нагуманов: «В этот раз мы поставили рекорд по количеству вопросов Минниханову — поступило более 350»
Фото: Роман Хасаев

Сегодня уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов проведет очередную встречу бизнес-сообщества с главой республики Рустамом Миннихановым. Тем временем в ходе состоявшейся на днях онлайн-конференции в редакции «Реального времени» он описал конкретные кейсы предпринимателей, проблемы которых ему и его команде удалось решить. Подробнее всего бизнес-омбудсмен РТ отчитался о тех больших изменениях в регулировании предпринимательства и его деятельности, которые в качестве проектов выносились на совете при президенте РТ.

  • Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
  • Дмитрий Семягин – модератор, заместитель редактора службы новостей интернет-газеты «Реальное время"

«Обращений больше, но это потому что о нас узнают, нам стали больше доверять»

— Тимур Дмитриевич, первый вопрос вам будет общим: как меняется деловой климат в России, в Татарстане в нынешних непростых современных условиях?

— Во-первых, я, конечно, всех наших зрителей хочу поздравить с Днем предпринимательства (онлайн-конференция состоялась 26 мая – прим. ред.) – праздником, который является молодым для России, но тем не менее предприниматели для России – это самая активная часть населения, и сегодня праздник, не зря такая хорошая погода солнечная. Настроение сегодня хорошее у всех, и День российского предпринимателя – это праздник, который, я думаю, важен для всех, не только для предпринимателей, но и для всей нашей страны.

Говоря про то, как меняется ситуация, я могу в первую очередь сказать с позиции нашего института, с позиции института бизнес-омбудсмена. Вы знаете, мы существуем в республике чуть более трех лет, мы – достаточно молодой по-прежнему институт, который ищет новые формы работы, ищет себя. И в первую очередь, конечно, о ситуации в стране, о ситуации в республике мы судим, исходя из обращений, которые к нам поступают, исходя из вопросов, которые бизнес озвучивает.

Обращений больше, но это потому что о нас узнают, нам стали больше доверять. Это связано с нашей публичностью. Но при этом проблемы у бизнеса примерно те же, что были год назад

На самом деле картина обращений в 2016 году кардинально не поменялась относительно 2015 и даже 2014 года по анализу обращений. По-прежнему много жалуются на уголовное преследование, много жалуются на земельно-имущественные вопросы, половина обращений как минимум, это вопросы к муниципалитетам, к которым приходят предприниматели. В прошлом году мы обработали более тысячи вопросов и дали более 600 устных консультаций, то есть можно говорить в целом о достаточно конкретной статистике.

В прошлом году и в этом году продолжаются те же тенденции. Поступает больше обращений на действия надзорных органов (пожарный надзор и органы прокуратуры). Связано это в первую очередь с теми последствиями, которые повлекли за собой изменение подходов после трагедии в «Адмирале». То есть откат от этой страшной трагедии мы наблюдаем до сих пор, и до сих пор контрольный надзор – достаточно большая проблема для них. Но сказать, что ситуация поменялась каким-то кардинальным образом за год категорически нельзя. Обращений больше, но это потому что о нас узнают, нам стали больше доверять. Это связано с нашей публичностью. Но при этом проблемы у бизнеса примерно те же, что были год назад: стоит проблема доступности кредитов, проблема неплатежей, проблема потребительского спроса, но в целом относительно деятельности надзорных органов и государства в целом картина примерно та же.

«Сегодня все политические партии, политические силы имеют свою предпринимательскую повестку»

— Из-за того, что сейчас, к сожалению, много законодательных актов больше запретительного характера для бизнеса, сейчас очень часто говорят, что предпринимательство, малый бизнес у нас начинает занимать оппозиционную сторону. В этом году у нас главное политическое событие – это, конечно, выборы депутатов Госдумы. В связи с этим, как вы считаете, могут ли в этих условиях предприниматели объединиться в какую-то политическую силу и представлять свои интересы консолидировано на этих выборах?

— Я не соглашусь с тезисом о том, что предприниматели или какой-либо бизнес сегодня начинают выступать с оппозиционной повесткой. Предприниматели всегда выступали и будут выступать с объективной повесткой, здраво и разумно критиковать и вносить свои предложения могут и должны именно предприниматели, потому что это практики, которые создают добавленную стоимость, они имеют свое мнение, они организуют свои бизнесы, они управляют людьми, соответственно, у них есть мнение по многим вопросам, им виднее, как сделать так, чтобы их бизнес лучше развивался.

Без предпринимательской повестки сегодня развивать общество и государство в принципе невозможно, и поэтому это стало актуальным абсолютно для всех

Консолидация предпринимателей в одну единую силу… Знаете, мне кажется, здесь надо говорить о немножко другой тенденции, и даже не немного, а сильно другой тенденции. Слава богу, сегодня тема предпринимательства и бизнеса стала очень популярной, актуальной и востребованной. Если вспомнить, то буквально 3-5 лет назад у большинства политических партий эта повестка в принципе отсутствовала. Были разные темы и у многих оппозиционных партий, и у многих оппозиционных лидеров. Темы предпринимательства не было, она казалась чем-то таким непонятным, далеким, и кто об этом говорил, его приравнивали к лоббистским коммерсантам и спекулянтам.

Сегодня ситуация совершенно другая: сегодня все политические партии, политические силы имеют свою предпринимательскую повестку. Они говорят об экономике, потому что все сегодня наконец начали осознавать, что бизнес – это основа экономики, это та форма, где создается добавленная стоимость, это то, благодаря чему в принципе государство и все общество существует. И понятно, что без предпринимательской повестки сегодня развивать общество и государство в принципе невозможно, и поэтому это стало актуальным абсолютно для всех.

«Власть объективно повернулась в сторону бизнеса, стало хорошим тоном слышать бизнес»

Мы видим на примере Татарстана, что тема предпринимательства стала очень актуальной для многих. Если брать практику последних лет, мы считаем, что, благодаря в первую очередь проекту «Бизнес и власть: откровенный разговор» и развитию института бизнес-омбудсмена, мы тоже смогли многие органы власти повернуть в эту сторону. Мы видим, что среди муниципалитетов, в том числе с нашей подачи, благодаря тем поручениям, которые давались президентом на встречах «Бизнес и власть: откровенный разговор», во многих муниципалитетах пошла активная работа с бизнесом.

Мэрия Казани сегодня постоянно генерирует очень много контента для работы с бизнесом, разрабатываются программы, идут встречи. И знаете, мы в данной ситуации, просто со стороны наблюдая и при этом ведя постоянный диалог с бизнесом, с мэрией Казани, с Ильсуром Раисовичем лично, с Денисом Геннадьевичем Калинкиным и со всей его командой, мы видим, как принципиально поменялись сегодня подходы к бизнесу. И бизнес слышит, ему предлагают новые условия работы и стараются оптимизировать свою деятельность под то, чтобы бизнесу было комфортно.

Власть объективно повернулась в сторону бизнеса, стало хорошим тоном слышать бизнес, участвовать в решении его проблем и быть, что называется, на откровенном и открытом диалоге с бизнесом, и это действительно тенденция, которая последние годы происходит

Та же самая позиция присутствует во многих других муниципалитетах. В Альметьевске глава Ринат Хайруллин недавно приглашал меня на встречу, которую его команда организовывала в формате «Бизнес и власть». Они даже консультировались о том, как стулья поставить правильно. Этот формат сегодня востребован, и вся власть объективно повернулась в сторону бизнеса, стало хорошим тоном слышать бизнес, участвовать в решении его проблем и быть, что называется, на откровенном и открытом диалоге с бизнесом, и это действительно тенденция, которая последние годы происходит.

«Избирателям самим делать выводы и выбор»

— Закончим уже сейчас с политической повесткой, единственный небольшой вопрос про новую «Партию роста», ее лидера Бориса Титова. Как вы думаете вот эта партия потенциально сможет объединить предпринимателей вокруг себя?

— Я так скажу: я не являюсь членом этой партии. Борис Юрьевич Титов – это наш федеральный омбудсмен. Мы работаем в составе федерального института бизнес-омбудсмена, и для создания нашего института Борис Юрьевич сделал на самом деле очень много: он сумел за 3,5 года создать настоящий, работающий, сильный институт омбудсмена по всей стране, мы сегодня есть во всех субъектах РФ, мы дружны и консолидированы, мы общаемся. Институт бизнес-омбудсмена, уже отмечено, что он по-настоящему состоялся как эффективный государственный институт: нам доверяют, нас знают, нас уважают, и мы представляем определенную силу.

Что касается партийного проекта, еще раз повторюсь: я не вовлечен в эту деятельность, я наблюдаю за ней так же, как любой другой избиратель. Конечно, для меня отрадно то, что предпринимательская повестка звучит из уст одной из партий, и, если эта партия делает предпринимательскую повестку своим ключевым посылом, я это только приветствую, потому что любой бизнес-омбудсмен будет рад всегда, когда тема предпринимательства будет на передовой. И естественно избирателям самим делать выводы и выбор, и посмотрим, какие будут результаты, я затрудняюсь пока делать какие-то прогнозы.

«На следующий день же иск был отозван, и через какое-то время начальник юридической службы города был уволен»

— Мы уже начали говорить про ваш глобальный проект «Бизнес и власть», он, наверное, самый известный в публичной сфере, наиболее заметный. Проект достаточно давний, идет уже два года, и сегодня уже отмечали, что самый важный его результат это то, что власть стала по-другому смотреть на бизнес. Но там задаются и конкретные вопросы, конкретные пожелания озвучиваются. Есть какие-то яркие примеры того, как власть реагировала и решала какие-то проблемы в пользу бизнеса?

В целом для большинства, кто к нам приходит, эти встречи являются некой перезагрузкой их понимания ситуации и вообще отношения к этому вопросу

— Безусловно, примеры есть, все зависит от формата вопроса. Некоторые вопросы, которые звучат на проекте, они больше риторического характера, и решить их вот так невозможно. Например, «Бизнес и власть» встреча с министром промышленности и торговли Альбертом Анваровичем Каримовым. Я считаю, наиболее из таких содержательных и полезных встреч, но вопросов, которые он мог вот так решить, просто не было, кроме того, что пара человек попросили записать их на прием, и он их принял в течение ближайшей недели. Вот вам решение того, что они хотели. Но в целом для большинства, кто к нам приходит, эти встречи являются некой перезагрузкой их понимания ситуации и вообще отношения к этому вопросу.

Но если все-таки возвращаться к конкретным примерам, то есть примеры быстрых решений: Магдееву на встрече, когда он только стал градоначальником, был задан вопрос о том, что мэрия города 10 лет пытается снести здание предпринимателя – на следующий день же иск был отозван, и через какое-то время начальник юридической службы города был уволен. Но объективно мы видели, что мэрия города была слишком предвзята в этом вопросе, и буквально в течение суток вопрос был решен после этой встречи.

Это такие быстрые решения. Руководитель Госалкогольинспекции сократил срок рассмотрения документов до 10 дней. Министр экологии, готовясь к встрече, поняв, что вопрос будет касаться как раз-таки новой отчетности и возможных штрафов, сразу принял решение, что по штрафам они введут дополнительный мораторий, отсрочат. Марина Александровна Патяшина, руководитель Роспотребнадзора, на встрече тоже сократила сроки рассмотрения документов и объявила о том, что она поручает ежемесячно проводить во всех отделениях Роспотребнадзора так называемый «день открытых дверей» для предпринимателей, когда предприниматель приходит туда просто для консультации. На некоторых встречах, например, у Илдуса Нафикова были вопросы по социальной карте, уголовному преследованию бизнеса – вопросы решались очень быстро.

Вопросы, касающиеся более глобальных вещей, например, на последней встрече с Рустамом Нургалиевичем в августе предприниматели поднимали тему того, чтобы начать вести свою деятельность, которые находятся в конкурсной массе крупных инвесторов. Буквально недавно выяснилось… вопрос был непростой, но по поручению президента этим вопросом плотно занимались ряд структур, и удалось найти механизмы, и сейчас фермер там начал эффективно и успешно работать. Изменились, например, достаточно быстро правила парковки в Казани. Конечно, бизнес хотел большего, но уже было сделано немало: например, в вечерние и ночные часы парковка в Казани теперь бесплатная, вы знаете об этом, хотя сначала она была платная круглосуточно. И это именно было после встречи бизнеса с руководством нашей республики. Легкая промышленность получила серьезную поддержку, например, те, кто производит школьную форму, и швейная промышленность: с ними профильные министерства проводят постоянные встречи и консультации, мероприятия, которые способствуют тому, чтобы они получали доступ к заказам и вообще развивались.

Сегодня активно принимают участие в формировании вопросов не только жители крупных городов, но и районов: у нас есть много вопросов от фермеров, от сельских предпринимателей, и мы с ними активно работаем

Таких примеров на самом деле масса, все зависит от того, насколько быстро решаемый вопрос. На первой встрече, например, Булат Кутдусов, директор БКК, задал вопрос о том, что для нового инвестиционного проекта – строительства фабрики производства шоколадных конфет, крупного инвест-проекта, требуется присоединение к электроэнергии, и стоимость, которую они предварительно планируют получить от сетевой компании, конечно, их сильно не устраивает: она более 100 млн рублей. Было дано поручение, и буквально в течение недели они получили условия: в рамках закона нашли пути подключения за совершенно другие, гораздо меньшие деньги. То есть относительно БКК очень быстро был вопрос решен.

«Мы уже поставили некий рекорд по количеству собранных вопросов президенту»

— Вы уже затронули тему встреч с Рустамом Миннихановым, первая была в прошлом году, в этом году…

— Первая была даже в позапрошлом году, я вас прерву. Всего было 4 встречи: первая была 26 мая в День предпринимательства два года назад. С этого проект стартовал, и после этого в прошлом году было три встречи с Рустамом Нургалиевичем, последняя была 24 августа.

— Да, сейчас нам следующая предстоит буквально…

— Да, запланирована следующая встреча 10 июня. В этот раз мы уже поставили некий рекорд по количеству собранных вопросов, сейчас поступило более 350. Сейчас они проходят анализ нашим аппаратом на предмет релевантности, то есть актуальности в соответствии с действующим законодательством, и многим другим параметрам, то есть насколько вопрос вообще релевантен для того, чтобы его задавать сегодня. Имеется в виду, что есть там вопросы такие: «А какие можно получить меры господдержки?» Наверное, будет странно, если президент будет им по полочкам рассказывать, какие есть меры поддержки, потому что есть механизмы, как получить эту информацию: сайт министерства экономики или каким-то другим образом, мы передаем эти вопросы коллегам, и они связываются с предпринимателем и рассказывают ему, какие есть меры поддержки.

Вопросов много. Вопросы совершенно разные, но они… я не скажу, что там очень много новых вопросов. Тем не менее они есть, и они связаны с новшествами, которые появились в законодательстве, с проблемами, с которыми сегодня сталкивается бизнес, с предложениями, которые сегодня существуют у бизнеса. И сегодня активно принимают участие в формировании вопросов не только жители крупных городов, но и районов: у нас есть много вопросов от фермеров, от сельских предпринимателей, и мы с ними активно работаем.

«Мы видим, например, что в одном из муниципалитетов для того, чтобы подключиться к сетям, нужно заключать договор с каким-то МУПом, причем заплатив ему деньги»

— О чем чаще всего спрашивают? Есть какие-то стандартные вопросы?

— Я не скажу, что у нас есть на сегодня какая-то статистика, мы работаем с ней, мы анализируем сегодня все эти 350 вопросов. Мы, конечно, подготовим всю статистику к нашей встрече и скажем, что столько-то вопросов по такой теме.

Всегда, когда обращается застройщик, для моего аппарата сродни, что обратились по уголовному делу. То есть это значит, что надо будет изучить невероятное количество документов

Что волнует в первую очередь? Земля, строительство, стройка – это отдельная тема: у нас есть ряд обращений сложных. Всегда, когда обращается застройщик, для моего аппарата сродни, что обратились по уголовному делу. То есть это значит, что надо будет изучить невероятное количество документов, потому что стройка у нас настолько забюрократизирована, усложнена, и только большой профессионал знает все подписи, которые надо собрать для того, чтобы запустить строительство.

Притом все это отдано на откуп муниципалитетов, в которых практика разная: есть очень много субъективного подхода. Мы видим, например, что в одном из муниципалитетов для того, чтобы подключиться к сетям, нужно заключать договор с каким-то МУПом (вот эту практику мы сейчас подробно изучаем, и думаю, что передадим ее в прокуратуру и в управление ФАС), причем заплатив ему деньги. Этот МУП готовит за тебя документацию, и готовить ее может только он, и после того, как он ее подготовит, ты должен пройти всех в этом городе: всех собственников и не собственников, владельцев сетей, и потом сдать это все обратно в МУП, который уже для тебя доформулирует документ. И некоторые предприниматели столкнулись с тем, что по договору с этим МУПом срок – полгода, хотя это обычно делается быстрее. Предприниматели сделали все со своей стороны, а МУП вдруг решил этого не делать, поскольку якобы есть команда сверху. Пока это со слов предпринимателя, но мы видим по действиям, что действительно процесс начинает тормозить.

То есть в стройке очень много нюансов, и есть много вопросов по этой тематике. Есть вопросы федерального уровня, есть вопросы господдержки, деятельности фермеров, контрольно-надзорной деятельности. Весь спектр вопросов до сих пор продолжает поступать, и окончательный анализ мы сможем привести только ближе ко встрече.

«Если пригласить всех – это надо будет на «Казань Арене» проводить, и то мы всех не охватим»

— А на саму встречу как попадают предприниматели? Есть какой-то предварительный отбор?

— Отбор предварительный, естественно, есть, потому что мы физически не можем пригласить всех, кто хочет. У нас, например, было первое заседание Совета по предпринимательству при президенте, куда мы постарались пригласить максимум того, что позволяет нам зал, это было 800 человек. Но и туда пришлось производить регистрацию, потому что желающих оказалось в итоге еще больше.

Мы понимаем, что за этими 20 людьми, которые прислали вопросы, стоит, может быть, еще несколько тысяч тех, кого этот вопрос волнует. Поэтому пригласить всех – это надо будет на «Казань-Арене» проводить на 45 тыс. И то мы всех не охватим

Но в этот раз мы планируем делать онлайн-трансляцию встречи. То есть будет более 200 предпринимателей в зале. В первую очередь это, конечно, те, кто прислал вопросы, это люди, у которых есть актуальные кейсы, истории. Это люди, которые представляют общественные объединения, муниципальные объединения какие-то, то есть это такая бизнесовая общественность, то есть живые предприниматели, которые активны в публичном плане. Но для всех желающих мы планируем организовать живую трансляцию для того, чтобы, если ты даже не присутствуешь на встрече, ты мог бы хотя бы в онлайне видеть и слышать то, что происходит, и сходу получить некоторые ответы на свои вопросы.

Бывает так, что 10, 15, 20 человек присылают вопрос на одну и ту же тему. Естественно, мы просим задать вопрос только одного, все остальные получают ответ на свой вопрос так или иначе. Мы понимаем, что за этими 20 людьми, которые прислали вопросы, стоит, может быть, еще несколько тысяч тех, кого этот вопрос волнует. Поэтому пригласить всех – это надо будет на «Казань Арене» проводить на 45 тысяч. И то мы всех не охватим, потому что их около 140 тысяч. Но посредством онлайн-трансляции закроем этот пробел.

«Несколько проектов на финальной стадии»

— Вы уже упомянули сейчас Совет по предпринимательству, который у нас появился в этом году при президенте РТ. На первом заседании этого совета была масса предложений, масса проектов, были даже презентованы какие-то новые проекты. Сейчас уже есть какие-то реализованные идеи по итогам этого заседания?

— По итогам несколько проектов у нас уже завершилось. Мы на стадии финальной, которая уже не в рамках совета. То есть, например, регулирование деятельности такси проектная группа уже завершила, она подготовила проект-постановление, направила его сейчас на процедуру межведомственного согласования и подписания. Вопрос во взаимоотношениях хлебопроизводителей и торговых сетей, меморандум был доформулирован, и сегодня к нему присоединилось подавляющее большинство торговых сетей и хлебопроизводителей.

Тема регулирования в сфере твердых коммунальных отходов, мы пока приостановили работу, потому что ждем федеральной нормативки, но мы пришли к тому, что ключевое сегодня – это участие малого и среднего бизнеса, и буквально недавно предложили Рустаму Нургалиевичу обратиться в адрес федеральной власти с предложением предполагаемой нормативной базы учесть обязательное 15-процентное участие МСБ во всей деятельности региональных операторов.

Предприниматели размещают свои сегодняшние объекты, не имея на то основания. По сути, бизнес сам от этого страдает, потому что в любой момент могут прийти и демонтировать этот объект кто угодно

Также у нас доформулирован проект постановления по регулированию размещения нестационарных торговых объектов, и сейчас мы тоже уже запускаем процесс межведомственного согласования и подписания этого проекта постановления. По мобильной торговле мы находимся на стадии, когда… и в ближайшее время выйдем на конечный документ. Завтра проведем выездное заседание совета в Набережных Челнах. Будут рассматриваться два вопроса: один из них – это регулирование рекламного рынка, и второй – это деятельность по размещению нестационарных торговых объектов. По рекламному рынку в рамках проекта по рабочей группе совета нам удалось в принципе найти решения почти всех вопросов, которые были в этой сфере в Набережных Челнах. У проектной группы по этой сфере будет завтра уже финальное заседание.

«В любой момент могут прийти и демонтировать этот объект кто угодно»

— По Набережным Челнам или в целом?

— По рекламному рынку касается Набережных Челнов.

— А какие в первую очередь там вопросы?

— Скажу откровенно: рекламный рынок – это рынок билбордов, рекламных щитов в Набережных Челнах, и то, как он существует сегодня, это неправильно и очень незаконно. Ни разу не проводились торги, которые должны быть согласно действующему законодательству. Предприниматели размещают свои сегодняшние объекты, не имея на то основания. По сути, бизнес сам от этого страдает, потому что в любой момент могут прийти и демонтировать этот объект кто угодно, потому что нет законных оснований.

Бизнес в этом, я считаю, категорически не виноват, у бизнеса просто не было других вариантов размещения, то есть когда нет законных правил, а власть предлагает сама незаконные правила, то куда тебе деваться? Вариантов нет, тем более, что всегда все думали, что это правильно.

Сегодня надо переводить это в русло законных правил игры, и исполком Челнов на это настроен, но там было несколько проблем. Первая – это то, что нужно было разработать схему размещения, то есть определить где, на каком месте конструкция будет стоять. Когда начали формировать схему, руководствовались новым ГОСТом, который вступал в силу с 1 марта 2016 года. Провели анализ, и выяснилось, что из около 600 конструкций, существующих сегодня, только 180 соответствуют новому ГОСТу. Была предложена схема, предусматривающая размещение в городе 180 конструкций, на что мы сразу вместе с предпринимателями бурно возмутились, сказали, что это очень губительно для рекламного рынка. Представьте, в четыре раза почти сократить количество.

Если вы завтра захотите участвовать в торгах и поставить рекламную конструкцию, вы не должны быть ограничены тем, что чья-то конструкция уже там стоит. Это сложный вопрос, который мы будем завтра обсуждать

Мы в итоге попросили максимально оттянуть вопрос до вступления ГОСТа в силу, во-первых, а во-вторых, нам удалось получить информацию, еще когда все начиналось, что на федеральном уровне ГОСТ еще будет меняться, и мы по сути вопрос тормознули все-таки до того, как ГОСТ и изменения были подготовлены, и до его принятия мы настояли все-таки на том, чтобы еще раз анализ был произведен в соответствии с новыми нормами и вместе с бизнесом, что самое главное. Вместе с бизнесом после того, как по новым нормам была проведена новая оценка, выяснилось, что 98% конструкций все-таки соответствует новым измененным требованиям ГОСТа. И было в итоге практически принято уже решение исполкомом Челнов, которое мы завтра дообсудим, что они оставляют прежнюю схему.

Теперь стоит вопрос торгов. Торги проводить надо – это требование законодательства, без них никак нельзя. Вопрос сейчас в том, что для того, чтобы провести торги, есть мнение, что необходимо снести все щиты сначала, то есть торговать пустые участки. Конечно, для бизнеса это неприемлемо, это влечет за собой дополнительные серьезные затраты, но при этом мы не можем ограничить доступ. То есть если вы завтра захотите участвовать в торгах и поставить рекламную конструкцию, вы не должны быть ограничены тем, что чья-то конструкция уже там стоит. Это сложный вопрос, который мы будем завтра обсуждать. Есть у нас формат решения, он неоднозначный, он спорный, рисковый, то есть будет, возможно, произведена и отмена торгов, но по этому пути мы пойдем и будем консультироваться с коллегами.

«У тебя есть лицензия, он у тебя работает? Нет, не работает. Все равно 120 тыс рублей штрафа»

— Вы также упомянули изменение нормативной базы по службе такси. О чем идет речь?

— На проектной группе Совета презентовался пробел в законодательстве, на самом деле существующий уже очень давно. Когда мы начали анализировать в рамках совета, выяснилось, что на федеральном уровне отсутствует в настоящий момент форма аннулирования лицензии на деятельность такси, кроме как через решение суда. И в минтрансе республики, который является оператором по выдаче разрешений, было около 200 тысяч заявлений на аннулирование лицензий, которые не были рассмотрены по существу, а были только приостановлены. Предприниматели сталкивались с большой проблемой.

Один из предпринимателей, например, был у нас в проектной группе. У него был свой конкретный кейс. В свое время у него был наемный водитель на собственном транспорте, который работал у него согласно трудовому договору. Он на него получил лицензию для таксомоторной деятельности, то есть на машину своего водителя, используя свой статус ИП. Это водитель через определенное время пропал, ушел в запой. Он потерял с ним какую-либо связь, и в связи с неисполнением трудового договора он его уволил. Направил ему уведомление, попытался до него дозвониться, доехать домой, а тот исчез – и все. Через полгода этого водителя ГИБДД на этой машине останавливает в нетрезвом виде. Видят в машине бумагу, где написано, что есть лицензия на таксомоторную деятельность для данного транспортного средства. И выписывают штраф на этого ИП в 120 тысяч рублей за то, что он на линию выпустил пьяного водителя. Он говорит: «Я не выпускал его, я его полгода не видел». Ему: «Слушай, у тебя есть лицензия, он у тебя работает? Нет, не работает, но все равно 120 тыс рублей». Судебная инстанция, к сожалению, поддержала ГИБДД. Мы обратились уже в Верховный суд, подготовили документы вместе с предпринимателем, и суд, конечно, разобрался с этой ситуацией.

На проектной группе Совета презентовался пробел в законодательстве, на самом деле существующий уже очень давно. Когда мы начали анализировать в рамках совета, выяснилось, что на федеральном уровне отсутствует в настоящий момент форма аннулирования лицензии на деятельность такси, кроме как через решение суда

Другая проблема, например, когда вы покупаете машину с рук, вы не знаете, что на нее есть такое разрешение. Купив машину, вы идете ее страховать, и, придя в страховую компанию, вы узнаете, что тариф страхования ОСАГО не 10 тысяч рублей, а 20 или 30. На самом деле сделать уже ничего нельзя. И мало того, многие страховые компании, пользуясь этой ситуацией, делали следующее: они принимали от вас заявление, выдавали вам полис, через полгода присылали вам информацию о том, что вы указали неверные сведения – не указали наличие лицензии, соответственно, мы вам пересчитываем стоимость ОСАГО, и, допустим, вместо 10 тысяч ваш полис сейчас стоит 20 тысяч рублей, но так как вы заплатили нам всего 10 и за эти полгода они зачлись, и если хочешь – приходи и продлевай, и сделать уже вообще ничего нельзя, потому что назад отыграть эту ситуацию никак невозможно. Масса таких проблем.

На федеральном уровне это никак не отрегулировано, и многие органы власти были против того, чтобы делать это на региональном уровне, но когда мы пригласили одного министра, который был изначально против подобной нормы, посадили за круглый стол в рамках совета… Предприниматель рассказывает свою историю, более эмоционально, чем я сейчас, с красками, с примерами. Министр сидит напротив него и говорит: «А почему мы этого не сделаем?». Ему в шутку говорят: «Вы же были против», а он: «Я же не знал, что так; давайте придумаем что-то на региональном уровне и сделаем это быстро».

— Это только относительно лицензии или касается еще каких-то вопросов?

— Это только относительно лицензии.

«Совет – это не площадка для продвижения своих личных проектов»

— На самом совете звучало мнение, что зачастую совет дублирует какие-то органы, которые уже существуют, например, ТПП, Ассоциацию малого бизнеса, и многие вопросы нужно решать, например, через ассоциацию. Как вы относитесь к такому мнению?

— Категорически. Он не дублирует, а, наверное, только дополняет. Во-первых, совет – это общественно-консультативный орган при высшем должностном лице РТ. Это не общественное объединение, не общественная организация. Коллеги из всех общественных объединений, мы с ними очень плотно работаем как раз-таки в рамках совета, и совет – это форма работы при президенте, где активную позицию занимают общественные объединения. На площадке совета мы как раз-таки все мнения должны собрать, учесть, проанализировать и найти решение какое-то, и причем это делать не в рамках какого-то общественного объединения, а в рамках Совета при президенте РТ. Мы считаем, что наоборот, они наши главные союзники во всех этих вопросах, и мы всецело заинтересованы в том, чтобы общественные объединения у нас сегодня развивались и были все более и более эффективными. И совет – это один из инструментов для того, чтобы бизнес-сообщество могло свою позицию донести до всех уровней власти, и не только донести, но и найти решения.

Совет – это один из инструментов для того, чтобы бизнес-сообщество могло свою позицию донести до всех уровней власти, и не только донести, но и найти решения

— Очень активно принимали участие предприниматели в деятельности совета, сейчас, через какое-то время, не охладели?

— Конечно же, нет. Предприниматели приходят, периодически мы «отфильтровываем» предпринимателей, которые приходят со своими личными проектами, говорящие: « У меня есть классное изобретение, давайте будем его продвигать, чтобы все органы власти это покупали». Мы просто им отказываем, потому что совет – это не площадка для продвижения своих личных проектов. Но с нами активно сотрудничает много предпринимателей, периодически у нас новые лица появляются, люди, которые приносят свои идеи и предложения, и, конечно, мы не стоим, мы постоянно движемся: у нас практически ежедневно проходят встречи и мероприятия проектной группы, которые обсуждают те или иные проблемы.

«Мы, конечно, готовим сейчас уже еще одно заседание совета с участием ее председателя – Рустама Нургалиевича»

— Вы уже сказали, что сейчас главная предстоит встреча с Рустамом Миннихановым. Еще в ближайшее время какие встречи будут у вас? Что запланировано?

— У нас пока открытые даты: это встреча с мэром Казани Ильсуром Раисовичем Метшиным, с министром здравоохранения Вафиным Аделем Юнусовичем, с природоохранной прокуратурой РТ и с Ильшатом Шариповичем Магдеевым. Также в случае, если предприниматели будут задавать вопросы каким-то другим спикерам или гостям, то мы, конечно, с большим удовольствием их пригласим и в ближайшее время запланируем новые этапы работы на лето после 10 числа.

— Как вы отбираете спикеров?

— Исходя из вопросов. На любого спикера если будет 15-20 актуальных вопросов, мы его сразу приглашаем. То же самое после анализа вопросов к Рустаму Нургалиевичу, если мы выявим, что там есть какой-то большой блок вопросов к какому-то ведомству, мы, возможно, пригласим его на отдельную встречу для того, чтобы прямо по пунктам разложить все эти проблемы.

— А в рамках совета какие мероприятия еще предстоят?

— Совет работает постоянно, и мы, конечно, готовим сейчас уже еще одно заседание совета с участием ее председателя – Рустама Нургалиевича, но дата пока у нас открыта и те текущие проекты, которые мы будем выносить уже на новое заседание.

— Как предприниматели могут прийти к вам в совет, как обратиться и принять участие?

— Самое простое – это интернет-сайты: sovet.tatarstan.ru и сайт проекта «Бизнес и власть». Два сайта двух проектов, либо сайт самого омбудсмена. Также можно в поисковых системах задавать: «Тимур Нагуманов», либо «омбудсмен РТ», либо в другом формате, там выйдет наш телефон общественной приемной, адрес электронной почты, все сайты – любой канал коммуникации, так или иначе к нам попадают, включая социальные сети (Фейсбук, Твиттер, Инстаграм, ВКонтакте).

Диляра Ахметзянова, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича
МероприятияOnline-конференции

Новости партнеров

комментарии 9

комментарии

  • Анонимно 10 июн
    Раз вопросы из года в год одни и те же, может, имеет смысл создать ресурс с ответами на эти вопросы, чтобы никто ничье время не тратил?
    Ответить
  • Анонимно 10 июн
    Ситуация безусловно улучшилась, но есть над чем работать, есть к чему стремиться
    Ответить
  • Анонимно 10 июн
    Радует, что власть слышит бизнес
    Ответить
  • Анонимно 10 июн
    ну вы капитальное вью взяли!
    Ответить
  • Анонимно 10 июн
    Бедный парень, который 120 косарей заплатил за какого-то нерадивого выпивоху, и ведь это частый случай, когда ответственность несет не тот, кто реально виноват, таких случаев много, оч несправедливо, надо наводить порядок!
    Ответить
  • Анонимно 10 июн
    а какой интерес быть в совете, если не продвигаешь свои интересы? на голом энтузиазме что ли время и силы тратить?
    Ответить
  • Анонимно 10 июн
    Рекорд в поставленных вопросах...
    Может, делом займетесь?! Не нужно занимать время у себя и у президента, если кроме вопросами - увеличивающими нечем особо похвалиться...
    Ответить
    Анонимно 10 июн
    это одно из достижений, тоже показатель
    Ответить
  • Анонимно 10 июн
    На все бы вопросы столько же конкретных решений...
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии